Никакого стояния в очередях, если не считать не более десяти человек в кассу в конце рабочего дня.
Продукты всякие. Фрукты от завоза к завозу. Под новый год были мандарины и апельсины. С тех пор прочная ассоциация мандаринового запаха с праздником и обязательно покупаю на новый год мандарины. Бананы - очень большая редкость. Родители говорили, что в конце 70-х стало хуже. Исчезла сгущёнка. Но дома сгущёнка была. Масса мясных и рыбных консервов. Те, кто ел только современную тушёнку, наверно, не поверят, что тогда тушёнка была из мяса с небольшой крышечкой жира сверху.
Одет всегда был добротно. Моду особо не соблюдали, да и какая мода для мальчишки, который носится по всяким свалкам и стройкам и плавит свинец на костре, а потом играет в пробки этими битами? Женщины все в мехах, но положение и климат обязывали. Песцовая женская шапка в Магадане - норма, такую шапку с длинными ушами так и называли - "магаданка". Что особенно вспоминается, обувь, может и не поражала эстетикой, но вся была кожаная. Плоскостопие было редкостью. Но какие-нибудь особенно модные женские сапоги добывали с трудом, привозили откуда-нибудь. Правда, в нашей семье этому не уделяли много внимания.
В инстите учился в Ленинграде. Здесь практически не было проблем с едой. За какими-нибудь модными вещами стояли длинные очереди в Гостиный двор. Купил в Москве кроссовки за 34 р., когда приехал в общежитие, сразу предложили купить за 80, но я такой ерундой не занимался, покупал, чтобы носить. Сестра купила в Москве какой-то редкой косметики, пыталась продать, но получалось со скрипом. "Не приспособлены мы, кролики, лазить по деревьям." (с)
Что запомнилось с тех времён: много плохого пива и много хорошего вина. Хорошее вино было по 4,30 и по 5 р. марочное, 2,60 или 3 с мелочью столовое. Редкость, вроде золотого муската - 6 р. Золотое шампанское 12 р. против 5,50 за простое. Это отечественные вина. В "Нектаре" можно было купить на талончик после посещения сеанса дегустации всякие редкости, вроде португальского портвейна за 9 р.
Когда были в стройотряде в Красноярске, выпить было проблемой, избаловались на приличных винах, "чернила" не пили. После "72" портвейна были большие проблемы. В Красноярске в магазинах было пустовато по сравнению с Ленинградом. Нас кормили в столовой, поэтому покупали только к чаю и на выходные. Скидывались, девочки покупали и готовили еду (помню каких-то кур), но тоже в очередях особо не стояли. Мальчишки покупали выпивку. Одно из самых омерзительных воспоминаний: фиолетовый киргизский мускат и "Русская" минусинского разлива. После опробования той "Русской" окончательно перешли на "Андроповку". С тортами и пирожными была беда: крем на маргарине.
Кстати, чтоб купить приличный торт, в Ленинграде надо было выстоять очередь. В "Север" на Невском очередь была почти всегда.
Последний год школы жили в маленьком городке на Украине. Своего хозяйства не было, но у матери была приличная пенсия в 120 р. На рынке всегда были по приемлемым ценам овощи и фрукты. В магазине каждый день молочные продукты, но быстро разбирали. Опять же, многочасовых очередей не было. Хлеб там пекли и до сих пор пекут фиговый. Но это я понял только пожив в Ленинграде. Помню, мать частенько покупала каких-то обжаренных цыплят, их достаточно было разогреть.
Помню, гостили у родственников на Украине же. До пенсии они работали на шахте. Жили в собственном доме. Надо ли говорить, что у них проблем с продуктами не было?
Ездил на областную олимпиаду по математике в Днепропетровск. Там нас кормили в студенческой столовой ДГУ. На талончик со смешной ценой нам выдали такую гору, что едва одолели, хотя у молодых парней желудки бездонные.
Как-то гостили месяц у подружки сестры в студенческом общежитии в Москве. Пол дня - музеи, пол дня - магазины. По московским магазинам были большие очереди, понятно, много дефицита, то есть импортных шмоток, много приезжих. Но весь этот дефицит выкладывали именно в торговый зал. За сокрытие товара под прилавком можно было погореть. Сразу выстраивалась очередь. Работники магазина имели право купить вне очереди, и на этом многие из них подрабатывали.
После этой поездки у меня возник вопрос: все эти толпы приехали за этими товарами и приобрели их. Почему нельзя было эти товары распределить по всей стране? Не судите строго рассуждения, это мысли в 85-м году.
Года два назад ехал в троллейбусе, там же ехали две какие-то иностранки, но почти без акцента говорили по-русски, между собой - по-немецки. С ними мужчина, по виду пенсионер. Может родственники? Мужчина рассказывал как плохо жили в СССР, чувствовали себя рабами, по два часа стояли за маслом. Я понимал, что пытаться опровергать его бесполезно. Я знаю, что если он жил в Лениграде (было на то похоже), то грязно п..т. Если постоял пару раз с полчаса за маслом, и то, вряд ли. Но, похоже, верил сам себе.