Хорошая статья.
Весьма символичен следующий факт. В статье цитируется стихотворение «Чернышевский (пророк)».
>- Нельзя сказать ясней, чем сам Некрасов в стихотворении "Пророк" - о Чернышевском: Его послал бог Гнева и Печали /Рабам земли напомнить о Христе. Дело в том, что в русское православное сознание всегда входило понятие социальной справедливости, прямо связанной с мерой, тяжестью общественно-полезного труда (или ратного служения)... И потому безбожными считались как раз те, кто не озабочивался этим.
А вот такой текст в книге из моей домашней библиотеки (издания 1947 года).
Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!...»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»
Так мыслит он – и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…
Его еще покамест не распяли,
Но час придет – он будет на кресте:
Его послал бог гнева и печали
Царям земли напомнить о Христе
Такое расхождение может быть объяснено разными причинами, из которых самое невинное то, что поэты часто имеют несколько вариантов того или иного четверостишья.
Однако кому же все-таки должен напоминать о Христе пророк: царям или рабам земли?
Относительно Достоевского. Он, в сущности, из той же породы, что и Некрасов. Просто его сломали псево-казнь и каторга. Отсюда и вся его анти-бесовщина, которую так любят смаковать либералы.
Относительно Леонтьева. Он был противоречивой и путанной натурой.