|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
26.08.2005 21:27:01
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
В. Черных: "Люди наши сегодня, как страусы. Они все надеются, что пронесет. Не пронесет!" (*+)
Выпуск ? 159 от 27.08.2005
О свойствах удовольствия
Ольга ШЕРВУД
Сегодня - День российского кино. Для кого-то принципиально советского. Для
иных - принципиально мирового (в том числе российского). Но есть среди
отечественных кинематографистов люди, таких немного, кто и в прошлые годы
был <на уровне>, и нынче не пропал, и на Западе оказался успешен. Один из
них - кинодраматург и продюсер Валентин Черных.
Он закончил ВГИК в 1967 году, а в следующем - курсы режиссеров телевидения,
для которого еще в 1963-м написал свой первый сценарий - <Земля без бога>. В
кино дебютировал сценарием к фильму <Человек на своем месте> Алексея
Сахарова (1972). Там в главной роли снялся Владимир Меньшов, через семь лет
они сделают картину <Москва слезам не верит>, за которую получат премию
<Оскар>. Среди других работ - <Любить по-русски> (все три фильма), <Любовь
земная> и <Судьба> Евгения Матвеева, <Культпоход в театр> Валерия Рубинчика,
<Выйти замуж за капитана> Виталия Мельникова, <Женщин обижать не
рекомендуется> Валерия Ахадова, <Женская собственность> и <Свои> Дмитрия
Месхиева, <Дети Арбата> Андрея Эшпая, <Брежнев> Сергея Снежкина. Всего
Черных создал более четырех десятков сценариев; выпустил десять книг прозы,
в том числе в этом году - новые романы <Киноартист> и <Жены и любовницы
экономического зверя>. Руководит сценарной мастерской, профессор ВГИКа;
художественный руководитель киностудии <Слово>. Количество наград за
сценарий к <Своим> Дмитрия Месхиева трудно подсчитать.
В дни выборгского фестиваля Валентин Константинович ЧЕРНЫХ ответил на
вопросы нашего обозревателя Ольги ШЕРВУД.
- Как вам наше новое кино?
- Знаете, я вдруг понял, что мы безнадежно отстаем. Я посмотрел на
Московском фестивале (где был в этом году председателем жюри. - Прим. авт.)
семнадцать фильмов. В каждом было что-то интересное придумано - история
сценарная, поворот какой-то, идея... А у нас... Мы отстаем, как в
автомобилестроении. Все продолжаем ездить на машине <Лада> и думаем, что это
нормально.
- Как водится - кто виноват?
- Ощущение, что продюсеры. Сформировался класс продюсеров - из вторых
режиссеров, из директоров съемочных групп или вовсе посторонних, абсолютно
безграмотных в этом деле, - и все уверены, что они могут делать кино. В
итоге каждый фильм - не сделан. Нет редактуры, и потому появляются картины,
из которых легко можно вырезать сорок минут...
Скажем, мы видели сейчас фильм, действие которого происходит в Греции.
Плохие актеры, вялое действие. Как продюсер я очень редко прибегаю к скрытой
рекламе, но бывает и это необходимо. Чтобы разбить в кадре, допустим,
автомобиль, немножко продаешься и чуть-чуть рекламируешь эту технику... Но
сугубо по требованиям драматургии. А здесь - поехала группа в Грецию... Я
вспоминаю <Греческую смоковницу>, первый эротический фильм, который мы
увидели во времена перестройки. Боже, как прекрасно это все было! И по
смыслу, и по сюжету, и даже эротика, которая сегодня считается, наверное,
уже и не эротикой... <Греческую смоковницу> по сей день смотрят на кассетах.
С удовольствием. А вот этот российский фильм не будут смотреть. Так зачем
делать? И получается, что при большом таком всплеске нашего кино - большой
профессиональный упадок. Раньше можно было надеяться на постановление ЦК
КПСС. (Смеемся.) Оно бы собралось и сказало: ну, ребята, что вы так
непрофессионально!.. Да все про бандитов! Надо бы и про рабочих...
- Есть и свежий фильм о производственном процессе. <Не хлебом единым>
Станислава Говорухина.
- Я считаю, что это <розовый период> Говорухина. Он думает, что продолжает
традиции великого советского кино. Я тоже считаю, что было много хороших
фильмов. И режиссеры были хорошие, и актеры. Но на восемьдесят процентов
кино было ангажированным, прямолинейным, примитивным. А Станислав Сергеевич,
по-видимому, хочет доказать, что лишь на двадцать. Я не осуждаю, потому что
это позиция. Это позиция.
- Но ведь его фильм скучный...
- Советское кино было скучное. За исключением очень немногих картин. Каким
фильмам радовались? В семидесятые - <Пиратам XX века>, <Москва слезам не
верит>, фильмам Матвеева, Шукшина. Которые набирали от пятидесяти до
девяноста миллионов зрителей.
- Почему <Москва слезам не верит> до сих пор живая?
- Потому что это... ну достаточно примитивная история, которая разыгрывается
веками. Вот и все. Американцы используют такие. Я вообще сторонник простых
историй. Но, скажем, <Свои> - тоже простая история. Однако не пошла в
прокате.
- Ну она довольно сложная оказалась в итоге. По мысли. Думаю, люди не
готовы.
- Люди не захотели пересмотра каких-то позиций. И, видимо, не захотели
жестокости. Устали. Люди наши сегодня, как страусы. Они все надеются, что
пронесет. Не пронесет!
- Тогда еще один традиционный вопрос: что делать?
- Выхода нет - нам придется соревноваться. Так это называлось по-советски. А
сейчас - нормальная рыночная экономика и конкуренция. Мы же никогда не
конкурировали. Никогда. Ну пара-другая отраслей, вроде самолето- и
ракетостроения... Жили за счет нещадной эксплуатации людей, потом нам
повезло с нефтью. А как только нефть упала в цене - вся система в три дня
разрушилась. Сейчас нефть есть. Успеть бы что-то наладить - и в
промышленности, и в кино... Нет, все по-старому. Беда придет. Если не
одумаемся.
- А в кино - как наладить?
- Прекратить договариваться. Раньше воровали и стреляли, а теперь
договариваются. Я так думаю. Про себя сказать такое не могу, поскольку
понимаю: у меня взятку не возьмут...
- И не дадут.
- А давать за что?
- Ну чтобы вы запустили фильм, например. Вы же продюсер.
- Да, действительно. (Даже удивленно.) А еще все мы связаны корпоративно. И
я связан. У меня есть симпатия и антипатия. Что сказывается, когда читаю
чужой сценарий. И если фамилия автора не зашифрована... Я не могу обидеть
человека своего поколения. Не могу. Американец, наверное, поступил бы иначе.
Я себе испорчу репутацию, если дам хороший отзыв на средний или плохой
сценарий. Но я о репутации своей не думаю. Думаю: как бы помочь, если можно
помочь... Даже понимая: это будет сделано за мой счет. Такова особенность
национального характера. Никуда не денешься.
- Сейчас есть суперсценаристы?
- Есть. Ваш петербургский Юрий Клепиков. Считаю его уникальным мастером,
таких два-три на весь сценарный цех. Он свято верит, что кино искусство, и
много сделал для этого. Настолько свято, что, когда пришла рыночная
экономика и надо писать для сериалов, - не захотел. Перестал работать. Это
трагедия, потому что его совестливость, его знание провинции (он живет много
лет в родной моей Псковской области) сейчас так нужны... Я когда встречаю
его, разговариваю с ним, как-то успокаиваюсь. Думаю: еще можно, оказывается,
жить и так вот, как он. Не должны быть все, что называется, успешные,
энергичные, мгновенно принимающие правильные решения и выдающие продукцию
сиюминутную. Договор сегодня, завтра получите... В иной жизни тоже масса
преимуществ и удовольствия. И очень важно, чтобы такой человек, как
Клепиков, находился рядом.
- А за что вы любите кино?
- Я вырос в деревне. Телевизора тогда не было. И мы больше ничего не видели.
Приезжала передвижка. Я мог, особенно в дни выборов, по многу раз смотреть
один и тот же фильм. Вот <Александр Пархоменко> посмотрел за два дня
шестнадцать раз. До сих пор помню покадрово. Мне было двенадцать лет. Я в
театр попал только в шестнадцать. Поэтому кино для меня все. Ничего другого
для меня нет - ни оперы, ни драмы...
- Почему вы стали литератором?
- Это сложно объяснить. (Улыбается.) Все начинают писать, у кого не
получается ничего другого. Бальзак хотел заработать денег, у него не
получалось, он стал писать о том, как заработать. А я пишу про женщин.
Потому что я, наверное, в этом деле неудачник... (Смеется.)
- А можно ли научить на сценариста?
- Можно. Технология существует. Хороший мастер, хороший технолог научит. Вот
я хороший технолог. Но нельзя научить личностному началу. Есть личность -
технологии научу. А нет личности - ничего не выйдет. Как в любой профессии.
В любой. Шофер - это личностное начало. Один таксист. Другой на грузовых
дальнеплечных... Так и у сценариста. Один пишет только для кино, а другой -
только сериалы, и каждый получает удовольствие. А кто-то, как я, может
писать все.
ФОТО АВТОРА
Copyright (C) 2000 "ИД "С. Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7
(812) 164-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru