От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.09.2005 02:54:35 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

(!!!!) К. Крылов. Большая игра и манипуляция правилами (с комментарием) (*+)

http://www.livejournal.com/users/krylov/1183841.html

Пишет Константин Крылов (krylov)
@ 2005-09-05 01:53:00




И немного о том, "как это делается"
А вот, кстати, иллюстрация к сказанному про Большую Игру и манипуляцию
правилами.

Г-н atrey с одобрением цитирует какого-то раздухарившегося на интернетных
просторах чуркагана:


Хороший комментарий неизвестно кого о русском народе и чеченах

Да, уж. Колонизированные, кастрированные, спивающиеся, убывающие по 1
миллиону в год, и туда же, чеченцев ассимилировать мечтают.

Один из наибов Шамиля во время переговоров с царским офицером имел следующую
беседу.
- Россия большая, могучая, красивая,,,, вас мало, зачем вы сопротивляетесь?
Наиб попросил подозвать любого русского крепостного солдата (раба!),
попросить его снять сапоги и показать свои ноги. Затем подозвал горца и
попросил снять сапоги. (мусульманин моет ноги 5 раз в день).

Вопросы есть, потомки рабов, зачатые в пьяном виде? Кого вы лечить
собрались, вы же часто имени родного отца не знаете. Сплошная безотцовщина,
"мужики" выходящие замуж в семью жены и называющие тещу мамой, продающие
своих детей за границу, а женщин на панель. Плевать на вас и вашу
деградирующую нацию. Все равно скоро закончитесь. Лучше китайцев обсуждайте,
как вы им на удобрения пойдете.


Не будем спорить о том, мыл ли средний чич ноги пять раз в день (. Дело тут
вообще не в личностях и не в реалиях.

Обратим внимание на саму конструкцию этого текста. Поскольку оригинальный
комментарий принадлежит "наивному чуркагану", приём грубо обнажён.

А именно: перед нами попытка "ударить внутрь" читателя путём смещения его
критериев выигрыша и проигрыша. "Изменить правила игры".

Начинается манипуляция раньше, чем можно догадаться. А именно - с того
места, когда туземец назван "наибом". Это красивое и не по-русски звучащее
слово - а русские сейчас выучены уважительно относиться к иностранным словам
вообще, особенно если они звучат красиво. "Шамиль - наиб - лоэнгрин -
эльронд". На самом деле "наиб" - это, буквально, "заместитель", в имамате
Шамиля - наместник, то есть ответственный за территорию. Это не простодушный
романтический воин, который срезающей "царского офицера" своей народной
смекалкой, а "генерал", хитрый восточный человек, взобравшийся на высокий
пост наверняка по трупам, профессиональный убийца и лжец - то есть, читай,
полноценный участник Большой Игры.

Противостоит ему "царский офицер". Чин не назван. Видимо, не маленький
(иначе он не принимал бы участия в переговорах), но явно не генерал - иначе
он так и назван был бы "генералом", я "восточные" тексты знаю. Даже,
наверное, не полкан, хотя мог бы быть и полковником. Неглупый, но
бесхитростный человек, искренне верящий в то, что находится на правильной
стороне и воюет за правое дело.

Что он предъявляет наибу? То, что ему кажется списком российских бонусов и
побед. Россия большая, могучая, красивая - бесспорные, всеми признаваемые
факты. Чеченцев мало, и ничего хорошего у них за спиной не стоит. Тоже вроде
как факт. "Дважды два четыре". Получается - "вы воюете за говно, ребята,
прекращайте эту бодягу".

Рядовой чечен на такие речи должен был бы оскалить зубы, обнажить шашку и
заорать что-нибудь о "неверных собаках": ни на что другое он не способен. Но
то рядовой. Здесь же мы имеем дело с человеком другого свойства. Этому
вполне по силам обломать честного и наивного офицера.

Для этого, правда, нужно изменить правила игры. То есть - сменить критерии,
по которым осуществляется оценка.

Тут тонкость. Заметим, что правила игры нельзя менять совсем произвольно.

Например, если бы наиб сказал, что "зато мы молимся пять раз в день", это не
произвело бы на офицера никакого впечатления, да и рассказа не было бы.
Русские не считают намаз молитвой (хуже того, на саму позу молящегося
мусульманина противно смотреть). Иные горские добродетели, входящие в список
рекомендованных для внешней пропаганды - например, "горская честность" или
"горское гостеприимство" - тоже лучше не поминать. Если бы наиб разговаривал
с литератором из Петербурга (лучше в Петербурге), он, конечно,
воспользовался бы случаем и рассказал бы несколько историй про возвышенные
горские душевные качества. Но здесь он разговаривает с боевым офицером,
который про горцев знает достаточно много, ему такую басню не расскажешь.

Что остаётся? Найти нечто, что противник в своей системе координат сам
считает хорошим (хотя не обязательно высоко ценит), зафиксировать поражение
противника по этому пункту, а дальше начать задирать оценку этого пункта.

Как это сделано? Чистота, прежде всего телесная - несомненная для русских
ценность, причём ценность, общая с Западом. Слово "немытый" - обидное,
наглядная демонстрация немытости - тем более.

Что было в реальности. Допустим (повторяю, история могла быть и полной
выдумкой, но допустим), у солдата и в самом деле были грязные ноги, а у
чеченца - почище. Что не является невероятным, учитывая хотя бы походные
условия. Горцы же были у себя дома, можно и "гигенку" какую устроить. Для
сравнения (слабого): туристы и деревенские. Деревенские, небось, будут чище.
При том, что те же туристы у себя дома куда чище деревенских.

Но это всё лирика. Главное в другом. Откуда вообще возникла идея, что
"чистые ноги" - это какое-то великое достижение, сколько-нибудь сравнимое с
тем, что сделали русские? Тут вступает в силу логика жеста. Если сказать то
же самое словами - "русские хуже чеченцев, потому что у чеченцев ноги чище,
чем у русских" - получится смешно. Нет, тут нужен именно жест,
"наглядность".

Почему? Наглядная демонстрация происходит здесь и сейчас. Россия - "большая,
могучая, красивая" - она далеко, её в данный конкретный момент не видно. А
ноги - вот они, вот грязные ноги, вот чистые ноги. Непосредственно видимое,
как обычно, полностью забивает всё то, что мы помним и знаем. "Апп".

Теперь сравним действия неизвестного наиба с действиями игрока классом
пониже. Я имею в виду автора самого постинга. Он не удержался и продолжил,
но резко снизил уровень - что и неудивительно: судя по всему, это какой-то
мелкий чуркча, которого "научили думать то-то", но на самостоятельную игру
не способный.

Разберём это дело по фразочкам.


>Вопросы есть, потомки рабов, зачатые в пьяном виде?


Оскорбление здесь не к месту, просто потому, что является пережимом.
Порассуждать о "зачатии в пьяном виде" - хороший приём для травли русских,
но это надо делать умеючи, не в лоб. Здесь же яд проливается на землю:
читатель воспринимает текст как обращённый непосредственно к себе лично, а
про себя он не думает, что его заделали по пьяни. Хотя в принципе
задействование алкогольной темы вполне уместно - русских всегда били и бьют
"по этой точке", и у них на этом месте тяжёлый комплекс. Но даже по набитому
месту надо уметь попадать.


>Кого вы лечить собрались, вы же часто имени родного отца не знаете.
Сплошная безотцовщина


Это двойная глупость - и поскольку она не соответствует действительности
("безотцовщина" имеет место, но не воспринимается как массовое явление), и
поскольку отсутствие отца в русской семье не считается позором для детей
(хотя на мать могут посмотреть косо).


>"мужики" выходящие замуж в семью жены и называющие тещу мамой


Вот по таким фразам и видно, кто игрок, а кто - репродуктор на ножках.
Человек по глупости своей повторяет пропагандистские штампы, созданные для
внутреннего употребления, чего делать ни в коем случае не следует.

А именно. Для азербота или кавказца жить в семье жены - это и в самом деле
"вах, какой пазор". Для деревенских русских дело обстоит схожим образом:
слово "примак" ничего хорошего не означало. Всё это, однако, актуально
только в случае признания второсортности женщины, а, во-вторых, наличие
реальной власти у старших (тогда жизнь в доме жены означает реальное
подчинение её родителям). Если это не так, то и "проблема примака"
отсутствует. Понятно, что антирусская агитация, рассчитанная на чёрных,
активно педалирует эти темы. Но высказывать это самим же русским - глупо.

Это не значит, что ситуацию нельзя изменить. Но не одной фразой. Нужна
компания на тему "разрушение семейных ценностей у русских" - с понятными
выводами. Компания многосторонняя. В частности, нужно для начала объяснить
русским, что на том же самом Западе эти ценности либо всегда цвели, либо
возвращаются и расцветают, "в то время как мы, уроды". Тут же переходить на
восхваление восточных людей, знающих наизусть сорок поколений предков
(неважно, есть ли польза от такого знания - надо восхищаться и умиляться).
Потом нужно насрать ещё в несколько мест, и вот только тогда... Можно
достать и по-другому - например, через "языческую тематику". Но это всё надо
делать отдельно, а так - не цепляет. В этом пункте читатель не готов
признать пересмотр правил игры.


>продающие своих детей за границу, а женщин на панель.


Опять же: речь идёт о явлениях, которые не воспринимаются как сколько-нибудь
массовые. Фраза же "женщин на панель" неправильно устроена: получается, что
русские "продают своих женщин на панель". Вот если бы человечек начал
рассуждать на тему блядства русских баб, предпочитающих волосатых джигитов,
это было бы куда обиднее и задевало бы сильнее - глядишь, пара дурачков бы и
повелась.


>Плевать на вас и вашу деградирующую нацию. Все равно скоро закончитесь.
Лучше китайцев обсуждайте, как вы им на удобрения пойдете.


Очень неудачная концовка: долго расписывая свои достоинства, человек вдруг в
конце переключает регистр, возлагая надежды на третью силу, которая заведомо
враждебна не только русским, но и им самим. Понятно, что не каждый читатель
текста обратит на это внимание, но некая фальшь чувствуется[1].
Но закроем обсуждение данного текста. Повторяю, он интересен прежде всего
своей наивностью: человек не владеет инструментарием и все приёмы как на
ладони. Тем не менее, и тут нашёлся свой "вова" (atrey), выставший у себя
это смитьё с посылом "вот она, горькая правда". Нет, ну понятно, что
"вова"малешко "странненький" и слегка припизднут, но не дебил же! Значит,
умытые чеченские ножки сработали, произвели впечатление. "А, казалось бы,
всего-то".




[1] Интересно сравнить это с часто встречающейся кодой антиамериканских
текстов: после долгого перечислания дефектов и изъянов американцев
сравнительно с русскими, вдруг выражается надежда, что "всех пиндосов
вырежут негры и мексы". Однако, аргумент "а потом эти негры примутся за вас"
звучит далеко не так убедительно, как "а потом эти китайцы придут и к вам".
Почему это так - отделььный разговор, связанный с разной мифологией "негров"
и "китайцев". Грубо говоря, в массовом сознании сидит, что негры - яростны и
эмоциональны, и будут нападать только на своих непосредственных обидчиков, а
китайцы - это такие рационально устроенные термиты, которые действуют из
соображений выгоды, а не обиды, и притом абсолютно безжалостны и крайне
эффективны. Неважно, так ли это на самом деле, но картинка именно такова - а
мы говорим о картинках.

)(

=====================
Интересный разбор
emdrone
2005-09-04 22:42 (ссылка)
Интересный разбор.
Можно ли изменить удачный маневр в историческом анекдоте одной фразой? --
да.
Русский офицер засмеялся и сказал:

Раз даже грязные и уставшие после похода мои солдаты тебя бьют, ..., что
будет, когда они отдохнут и почистятся?

И дальше что-нибудь о ничтожности его владений по сравнению с владениями
русского царя (опять поворачивая шкалу сравнений) - "мои солдаты перешли
Россию и ноги измазали, ты сидишь за одним своим камнем, все твои владения,
обойти ног на натрудишь"
И вдобавок что-нибудь басенное из мира животных: "громко смеешься, ...
Лягушка громче цапли квакает, да цапля их на завтрак жрет"

Причем не факт, что такого ответа он не получил - просто в пересказе той
стороной нужное добавлено а ненужное вычеркнуто.

Прием изменения самой шкалы отсчета (системы координат) давно известен.
Например, в new-age психологии под названием NLP считается специальным
приемом, "рефрейминг" (от frame от frame of reference - система координат
или отсчета).
Однако его легко объяснять в книжках и выдумывать сидя на диване, и гораздо
труднее сразу в разговоре.

Кстати, поэтому полезно время отсчитывать в терминах "после Косово", "после
Ирака" или "после Нового Орлеана":
каждое из этих событий ОТменяло какую-то важную часть западного
идеологического построения, убедившего туземцев всего мира в своей как бы
правильности и значительности.
События заставили произвести "рефрейминг" силой, через самое нехочу, и
бывшие претензии на "добро", "справедливость", "демократию" или "силу
единственной супердержавы" стали вызывать только насмешку