От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 19.08.2005 23:12:47 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Константин Крылов и emdrone: О рыночном романтизме: "чувство хозяина" как зрак раба (*+)

http://www.livejournal.com/users/krylov/1164859.html

Пишет Константин Крылов (krylov)
@ 2005-08-18 20:28:00





О рыночном романтизме: "чувство хозяина" как зрак раба
Уж думал, что эта зараза повыветрилась из голов - но увы, всё время
натыкаюсь на липкие кучки. Хотя "вроде уж пятнадцать лет прошло как".

Я имею в виду такую картинку, которую обожал рисовать своим читателям журнал
"Огонёк" околодевяностых времён выпуска, когда уже стало можно гулюкать за
"частную собственность" и "рынок как в Америке". Тогда тщательно
вылепливался сусальный образ "хозяйчика" - мелкого производителя,
приторговывающего своей колбаской или своим шитьём; "фермера", который
поутру на мини-тракторе рассекает своё собственное поле; тётки-лоточницы, с
пылу с жару продающей пирожки горячие, и с того имеющей честный приварок;
владелец крохотного ресторанчика, сам стоящий за стойкой и доброжелательно
улыбающий постоянную клиентуру, приваженную несуетностью и отменным
десертом; длинноногого мальчишки-торговца "чего изволите", копящего медяки
на выход в большую жизнь. И всё такоэ (с).

Все эти сусальные картинки неизменно подкрашивались комментариями типа: "Да,
это тяжёлая жизнь: нужно много работать, мало отдыхать, думать об интересах
клиента. Но зато - это и есть Свобода! Вы, сидящие в казённых учреждениях -
рабы, рабы, рабы, ибо занимаетесь не тем, к чему лежит ваша свободная душа.
А фермер и лоточница - они Сами Себе Хозяева. У них есть Своё Дело, которое
они Ведут Как Хотят. Ибо это Свободные Люди. И эта Свобода... о, это чувство
Свободы..." Дальше шли рулады и переборы каэспешного свойства - "счастлив,
кому знакомо шипящее чувство дороги, где ветер рвёт горизонты и раздувает
рассвет".

Сейчас, конечно, над такой картинкой обычно издеваются. Но издеваются с
позиций "не бывает". Дескать, мелкий бизнесмен в России - тварь дрожащая,
которую обижает всякий кому не лень, которого безжалостно стригут те-то и
те-то (дальше идёт длиннющий список нахлебников, и все с преогромными
ложками), который месяцами ходит за какой-нибудь поганой справкой - в общем,
пыль на дороге. Но в глубине души сохраняется надежда, что это только в
России так, а есть Свободные Страны, где раздолье и простор: купил себе за
два гроша патент на предпринимательскую деятельность, взял короб с товаром,
и - "счастлив, кому знакомо", дрынь, дрынь, зато я сам себе хозяин, я сам
себе хозяин, я сам себе, я сам себе, я сам себе большой.

Однако, в России был короткий промежуток времени, когда оная свобода
предпринимательства наличествовала - по крайней мере, мелкого и незаметного.
В те времена укромные, теперь почти былинные, бабки на Тверской торговали
самовязными носками и укропом. У людей покруче дома стояли стойки видаков,
которые, тихо журча, переписывали киношку ("Земляничные поляны" и Дисней
впритык, Хичкок плюс Мадонна, дописанная в хвост немецкой порнухой и т.п.)
Ещё более крутые дистрибутировали "Рояль" и перепродавали друг другу "вагон
сахара". Ну и те де. Понятно, что в то же самое время Совсем Серьёзные
Пасаны делили настоящие активы, и когда делилово вчерне было завершено, на
мелочь обратили внимание и прихлопнули её, как стайку мух. Но я говорю о том
времени, когда мухи ещё жужжали.

Так вот. Я был одной из таких мух. Я торговал сначала книжками, потом
газовыми пистолетами. Последнее было незаконно, но законы тогда
воспринимались как явление временное и малоинтересное. Всякие серьёные
ребята, которые стригли и брили, тоже до поры до времени не обращали
внимания на трепыхания частнопрактикующих лохов. Договариваться надо было в
основном с соседями по рыночной нише - то есть с такими же книгоношами и
сбытчиками дрянных итальянских пукалок. Но в случае чего и этого можно было
избежать: мир был большой и места хватало всем. В общем, это была химически
чистая ситуация "свободного рынка". Надо мной, в силу моей мелкости и
незаметности, никого не было, только дырявое серое небо.

Вот тут-то я и понюхал ту самую портянку: "ты работаешь только на себя". А
заодно оценил такую штуку, как диалектика.

Что означает фраза "ты сам себе хозяин"? Сообщаю для любопытствующих: на
практике она означает ровно одно: ТЫ САМ СЕБЕ РАБ. Причём раб очень
хороший - в том смысле, в котором рабы бывают хорошими.

Человек, работающий на дядю, может ставить дяде какие-то условия,
торговаться, иногда дядю на...вать. Дядя, правда, чаще на...вает его, если
это умный и успешный дядя. Дядя может его кинуть, не заплатив, дядя вообще
может с ним сделать много чего. Но могу сказать по личному опыту - никто и
никогда не сможет ЗАКАБАЛИТЬ человека настолько быстро и успешно, как это он
может сделать сам. Достаточно сделать его "хозяином самого себя".

Впервые я это восчувствовал, сидя в пятом часу утра ледяной зимней ночи на
двух рюкзаках с разномастными книжками, греясь в подсобке на рабочем месте у
приятеля (он работал там ночным сторожем, имея приварок с таких, как я,
горемык, которым нужно было с рассвета "занять хорошее место") и думая о
том, что мне не на что сегодня пожрать горячего (от чая меня уже тошнило).

Во внутреннем кармане куртки у меня лежала стопка денег толщиной в два
пальца - рублями, которые нужно было частично озеленить, частично
рассчитаться с людЯми. Это были мои деньги, но мне и в голову не могло
прийти взять оттуда хотя бы бумажку - ведь это были не те деньги, на которые
кушают.

Чёткое разделение денег на два несообщающихся сосуда - это первое, чему
учится мелкий "рыночный агент". И в свою кассу он, будьте уверены, никогда
не залезет: у него там "всё рассчитано до копеечки", и за копеечку эту он
удавится. Точно так же, никто и никогда не заставит человка работать в таких
жутких условиях, в которые человека может загнать он сам. Ты будешь
корячиться как папа б... Карло, как галерный раб, потому что твой
надсмотрщик у тебя между ушей. Аллес.

Ещё один характерный признак "рыночного мышления": быстро пропадает желание
"тратить на себя". Даже маленькие деньги, потраченные на "поддержание себя в
рабочем состоянии" (гнусный пирожок с собакой, стаканчик дымящейся бурды
"типа кофе" на чугунном морозе, водка вечером и т.п.) человек мысленно
вписывает в графу "расходы".

Очень часто тяготы свободного плавания в рыночном море оправдывают дурацким
"но зато ты можешь делать что хочешь". Не верьте, граждане, рекламе. На
свободном рынке люди занимаются не тем, чем хотят, а тем, что они знают и
умеют лучше всего. Да-да, именно так. Правда, в некоторых случаях это
совпадает с каким-нибудь хобби, в которое человек "много вложился". Однако,
начав использовать полученные во времена счастливых и бескорыстных восторгов
знания в целях извлечения прибыли, человек обычно сильно меняется - в том
числе и в отношении к этому самому хобби. Я знал многих отчаянных
библиофилов, ставших книжными спекулянтами. И не знаю ни одного, который не
снял бы самую любимую книжку с полки "за нормальную цену". Это и
неудивительно. Рабство у самого себя захватывает тебя целиком: у тебя уже
нет ничего подлинно своего.

И ещё немного на ту же тему. Сознание "свободного рыночного агента" не
просто несвободно - оно маникально завязано на улавливание чужой воли, на
ловлю ветра и т.п. Человек, сталкивающийся напрямую с безличной стихией
спроса, особенно если этот спрос неустойчив и прихотлив, рано или поздно
теряет способность думать о чём-то другом. Опять же: я-то прекрасно помню,
какая огромная база данных "по книжкам" лежала у меня в голове[1], и как
мучительно я пытался вычислить, за какое время я продам то или иное
издание[2].

В те времена многие ещё верили, что советские менеесы в своих НИИ или
писатели в своём союзе писов, дескать, "рабствовали системе". Опять же, это
ложь, п...ж и провокация. Сознание тогдашнего менееса было ближе всего к
сознанию небогатого, но гордого дворянчика, желающего "указ о вольности",
чтоб не служить и получать. Эти дурные головы и в самом деле хотели именно
этого - чтобы Политбюро подписало "Указ о вольности интеллигенции". Горбача
же они воспринимали как "екатерину", которая должна же, наконец, подмахнуть
бумажку - "чтобы не служить коммунякам, а оклады те же оставить, и
продуктовые наборы в сто раз больше", ага-ага.

Вообдще, в целом. Существует множество определений свободы. Они возвышенны и
духоподъёмны, но, как правило, неприменимы на практике (разве что с их
помощью обманывать дурачков). Я не буду давать определения свободы, зато
расскажу, в чём её меряют. Мера - дело серьёзное, тут уже начинается
"твёрдое знание". Так вот, свобода - это расстояние от тебя до ближайшего
начальника. В физическом или символическом пространстве, но лучше в
физическом - так надёжнее. Когда начальство далеко - ты свободен. Когда
близко - ну, сами знаете. А когда ты "сам себе хозяин", твоя свобода равна
нулю.

Я не говорю, кстати, что это плохо. В чём-то это очень даже аскетично и
ваще. Просто про "сам себе хозяин" и связанные с этим прелести ... не надо.


----------------------------------------------------------------------------
----
[1] На её гниющие остатки в мозгу я натыкаюсь до сих пор: очень многие книги
для меня классифицированы не столько по "содержательным признакам", сколько
по годам издания, цвету переплёта, относительной редкости, спросу и т.п.

[2] "Рыночный человек" оценивает свою деятельность не в рублях, а в
рублях-в-сутки: важна средняя плотность денежного потока, а не её абсолютные
величины.

)(
=======
Одна важная черта
emdrone
2005-08-18 18:07 (ссылка)
Хороший текст. Попробую добавить одно соображение, которое кажется мне
главным.

Многие, очень многие, почти все, переехав в другую страну, вынуждены
начинать с работ выживания. Поэтому первые эмигрантские месяцы в Америке
заняты обтиранием дерьма с парализованных, официантством, охраной (самая
массовая работа внизу, охранник), а также копанием, забиванием гвоздей и
прочим сантехничеством.
Это тяжело, позорно, и страшно, будет ли еда на завтра, вспоминать об этом
не любят, потому - в отличие от 50-страничных рассказов о работе в
доткомах - и не вспоминают. Пролистайте ЖЖ, и ничего не найдите.
Исключение составляют пожалуй только те, кто приехал работать по контракту.
Их, конечно, тоже сажали на работу не соответствующую статусу и квалификации
(иначе зачем бы их выписывать из-за границы), но недоплату за белые работы
не сравнить с необходимостью выживать и страхом, что завтра не хватит даже
на еду.

Я не исключение, прежде чем найти что-то по специальности, делал черные
работы сам, а еще больше слышал рассказов от других. И есть в этой
рыночности, точнее, в "успешности" приспособления к "рынку" одна не
описанная в заглавном тексте черта.

Одна из самых низких работ в Америке - разнос рекламных листков. Разносчику
платят долларов 20 в день, а то и меньше. Эти деньги дают возможность купить
пожрать, и может быть втроем-вчетвером снять самую дешевую квартиру в
трущобе. Так вот, получив такую синекуру один рыжий энергичный жид (помню
свою оторопь позже в какой-то компании от его хвастливых рассказов о своей
успешности и оборотливости в начале его эмиграции) пошел НАНИМАТЬ ДРУГИХ. Он
расклеил на столбах объявления, собрал в парке неприкаянных
соотечественников, провел с ними мотивационную беседу (как геройски с какими
хитростями и уловками он, опытный разносчик, проникал в закрытые дома и
оставлял бумажки в самых защищенных от вторжения местах) - и распустил с
ворохом бумажек по нескольким улицам, подсовывать листики в почтовые ящики и
под двери. Разумеется, деньги он делил себе не в убыток, недоплачивая
разносчикам уже и так абсолютный минимум.
Меня потрясло его хвастовство и бесчестность.

Первое и главное отличие "рыночной психологии" - безжалостное умение
обмануть и заставить бегать тех, кого традиционная русская-советская мораль
предписывает жалеть и кому мы чувствуем обязанность помогать.
Наличиствование или отсутствие этой черты - бить голодного и отнимать у
того, кто не даст сдачи - собственно и отделяет людей, которых так
называемый "рынок" вполне устраивает от тех, кто его ненавидит.
"Неудачники" страдают и делают сами. "Успешные рыночники" всегда находят
голодного чтобы сделать за себя - и отбирают у того часть его мизерных
денег.

Вот и вся разница.