Михаил Ходорковский в интервью газете «Завтра» рассказал о своем желании заниматься политикой не в «режиме хобби», а действительно поднять Россию из руин. Он уверен, что у него жизнь еще только начинается.
Бывший глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский, уведомивший на этой неделе избирательную комиссию, что намерен участвовать в довыборах в Государственную думу по Университетскому округу №201, продолжает рассказывать о своих политических взглядах. В интервью Александру Проханову, главному редактору придерживающейся левых взглядов газеты «Завтра», он заявил, что раз поводом для его ареста стала политика, то он и будет ею заниматься.
Отвечая на вопросы Проханова, Ходорковский объяснил, почему он решил поменять направление своей деятельности. «Я политикой как таковой до самого последнего времени не занимался. Ей вообще нельзя заниматься в режиме хобби, в свободное от работы время. Или ты в политике – или нет», – говорит Ходорковский. Он пояснил, что никогда ради денег не работал, а ему было интересно превратить «лежавший в руинах гигант» НК ЮКОС в «крупнейшую компанию России». «Я не покупал себе за границей замков и футбольных клубов – это признают даже самые яростные мои противники. 25 часов в сутки я занимался Россией», – говорит он. Тем же азартом Ходорковский руководствуется и сейчас: «Поднять из руин свою собственную страну – это куда более увлекательно, радостно и почетно, нежели заработать все деньги мира (которых, кстати, все равно не заработаешь)».
Серьезной проблемой для осуществления этой цели является невостребованнность его идей в Кремле.
«Сегодняшнему Кремлю, к сожалению, не нужны ни личности, ни идеи. Я был во многом наивен, и поэтому пострадал, – признает Ходорковский. – Но о случившемся нисколько не жалею. Каждый день, проведенный мной за решеткой, – это шаг в самой настоящей политике».
Он говорит, что ему хочется быть в России, а без нее – «неинтересно». «Я – частичка российской цивилизации. Быть действующим русским политиком гораздо интереснее, чем отставным постсоветским миллиардером, на которого косо посматривают агенты ФБР», – говорит Ходорковский. Он еще раз сказал, что, попав в тюрьму, он «вышел на совершенно новый уровень свободы внутренней, стал не зависимым ни от чего, кроме своей совести и своих убеждений». «Так что жизнь, я считаю, только начинается», – уверен он.
Предложения, что надо делать в России, у Ходорковского действительно есть. Так, считая «левый поворот» неизбежным и необходимым для страны, он утверждает, что перед страной «объективно» стоят две «гигантские задачи». Первая – крайне долгосрочная: сформулировать стратегию национального развития на 100–200 лет вперед. По мнению бизнесмена, она должна предполагать прорыв «в постиндустриальный мир, отказ от сырьевого характера экономики в пользу экономики знаний, форсированное развитие Сибири и Дальнего Востока, повышение численности населения хотя бы до 220–250 млн, а лучше – 300 млн человек».
Вторая задача – мобилизация людей вокруг политической элиты как раз для достижения это стратегии. При этом нынешняя элита, которая «народ держит за бессловесное стадо», выполнить эту задачу не может, потому должны прийти люди, «ориентированные на долгосрочное созидание» и преодоление катастрофического отчуждения между элитами и народом. «Для этого и нужна активная социальная политика, народ должен понимать, что все граждане России решают общие задачи, и у нас у всех в конечном счёте общие интересы, связанные с возрождением великой страны», – уверен Ходорковский. И подчеркивает, что двигаться в этом направлении должны не только левые и коммунисты, а все.
Чтобы все это выполнить, бывший глава НК ЮКОС уверен в необходимости установления в России президентско-парламентской республики. «Сочетание стабильности и непререкаемого авторитета верховной власти – собственно президента – с гибкой, динамичной, по-настоящему демократической системой формирования ответственного правительства партиями, представленными в парламенте», – уверен Ходорковский.
«Как политик и я буду всем этим заниматься», – пообещал в заключение Ходорковский. И не без ехидства добавил, что мнение «владельцев заграничных замков» больше его не волнует.
10 СЕНТЯБРЯ 15:32