Г.Каспаров о нынешней власти и августе 1991 (Радио Свобода)
В большой передаче ведущий давал слово в основном Гарри Каспарову, но разрешил сказать одно предложение и члену ГКЧП Олегу Шенину, названному Шейниным, и заодно "березовому" Ивану Рыбкину http://www.svoboda.org/ll/grani/0805/ll.082205-1.asp
"Владимир Кара-Мурза: Напомню, что сегодня в День российского флага Иван Рыбкин, бывший председатель Думы и также один из депутатов Верховного совета России считает, что нынешний правящий режим – это наследник ГКЧП.
Иван Рыбкин: Меня моя память возвращает к началу президентства Путина. Ведь первыми людьми, которых принял Владимир Путин в Кремле после того, как прошла инаугурация в мае 2000 года, были Владимир Крючков и его друзья. Это было глубоко символично, как раз это. И мне думается, то, о чем гэкачеписты, многие из них по крайней мере, мечтали, успешно реализует Владимир Путин и его команда.
Владимир Кара-Мурза: В чем вы видите отход нынешнего кремлевского режима от идеалов августа 91-го?
Гарри Каспаров: Мне кажется, что тема эта гораздо более глобальная, чем просто сводить ее к тому, как нынешний режим отошел от идеалов августа. Вопрос в том, кто какой смысл вкладывал в то, что случилось в августе 91 года. И у меня все-таки ощущение, что мы до сих пор не разобрались, что же тогда в эти августовские дни произошло. Для многих из нас это великая демократическая революция. Но все опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян склонны считать события августа как один из эпизодов борьбы за власть.
Конечно, с этим можно спорить и, скажем, мне это кажется слишком упрощенной точкой зрения. Но я всегда привык с уважением относиться к точке зрения, высказываемой значительным числом людей. И как бы практика показывает, что и на выборах, и при опросах общественного мнения если такой процент людей высказывается за какую-то точку зрения, то надо разобраться, есть ли в этом определенный смысл. Если мы начинаем сейчас пытаться прокручивать события назад, эту пленку и смотреть на то, что происходило в 91 году, конечно, надо смотреть и на 89, 90 и, соответственно, 92 и 93, то может действительно возникнуть ощущение, что все эти демократические процедуры, которые тогда использовались и которые были введены в обиход советской, а потом российской жизни, они действительно были частью борьбы одной номенклатурной группировки с другой. То есть по большому счету, если мы начинаем анализировать эти события, ведь в России не произошло кардинальной смены управления государством, оно осталось номенклатурным. И пока это было выгодно правящей группировке, эти демократические институты использовались активно. Но, увы, уже первые же парламентские выборы в России в 93 году происходили после расстрела Белого дома и в достаточно напряженной обстановке. И можно подвергать их чистоту, особенно утверждения конституции сомнению. Хотя они были лучше, чем выборы 96 года, 96 были лучше, чем 2000, а про 2004 мы не говорим, потому что это были, конечно, не выборы, а назначение.
Так вот, судя по тому, с какой готовностью правящий класс в России, номенклатура отказалась от института выборов - это никогда не было частью государственного устройства с точки зрения правящей элиты. И поэтому, может быть, имеет смысл переосмыслить или попытаться переосмыслить события и августа 91 года, и то, что было в 92 году и в 93 году. И понять реально, насколько же изменилось политическое устройство России, если с такой легкостью его можно было вернуть буквально на 20 с лишним лет назад и выстраивать систему, которая мало чем отличается от тотального советского контроля.
Владимир Кара-Мурза: Один из членов ГКЧП Олег Шейнин констатирует, что сегодняшний праздник прошел незамеченным.
Олег Шейнин: Эти дни показали, что практически боятся показывать события, которые были в августе 91 года. Потому что если взять обращение ГКЧП к советскому народу, то там все было сказано, что будет и что предстоит, если каждый, кому дорог конституционный строй Советского Союза, не выйдет на защиту этого строя."