|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Сепулька
|
|
Дата
|
08.08.2005 10:07:03
|
|
Рубрики
|
Теоремы, доктрины;
|
|
Re: Давайте сначала...
>>>Вовсе нет: есть достижения современных наук, который опровергают тот жесткий исторический материализм и материализм философии познания, который господствует в марксизме (за исключением, возможно, работ марксистов XX века - Грамши, Альтюссера).
>>Приведите пожалуйста пример опровержения материализма современной наукой.
>
>Вы читаете недостаточно внимательно. Я писала: "опровергают тот жесткий исторический материализм и материализм философии познания". Жесткий исторический материализм - это детерминизм, жесткая предопределенность в развитии обществ материальными факторами (в частности, материальными производительными силами). Материализм в философии познания - это представление о том, что идеи "рождаются из предметов", т.е. не символически, не вытекая из других идей, а на основе исключительно взаимодействия с предметами.
Гм, все-таки материальность, как вам некогда объяснял Микола , это объективная причинность, и требование материализма состоит в том, чтобы наши модели соответствовали этой причинности, а ни как не в том. чтобы мы инстинктивно рефлесксировали на природой. С таким странным подходом к материализму у вас метод восхождения от абстракного к конкретному будет идеалистическим, а самыми большими матеилистам будут амебы которые непосредственно из вредного вещества выводят «идею», что надо убирать ложноножку
>>Да и вообще неплохо бы разобраться с тем, что вообще означает опровержение методологии.
>
>Где Вы увидели опровержение методологии?
У философии есть такая функция – служить теорией познания, методологией.
>>>Просто давным-давно уже пора _сбалансировать_ материализм и идеализм в человеческом обществе.
>>
>>Довольно странно звучит, почти как – «давно пора сбалансировать науку и мракобесие в познании»
>
>Что конкретно Вы понимаете под материализмом и идеализмом _в_человеческом_обществе_? Лично я понимаю под идеализмом _в_человеческом_обществе_ идейную, символическую структуру, которая неотъемлемо присуща каждому человеческому обществу и играет весьма важную роль в нем и в его развитии. А под материализмом _в_человеческом_обществе_ я понимаю те материальные факторы, которые влияют на развитие человеческого общества.
Наверное, правильнее было бы сказать не идеализм и материализм, а идеальное и материальное. Да и речь идет не о неких внешних по отношению к обществу материальных факторах ( типа географической среды), а о материальном в самом обществе – о процессе « производства и воспроизводства действительной жизни». Так что, перефразируя классиков можно сказать – « символическая структура – это ни что иное как производственные отношения, пересаженные (интеоризированные) в голову людей»
>>>В ортодоксальном марксизме наблюдался и наблюдается перекос в сторону материализма, фактически сильно преуменьшается (если вовсе не игнорируется) роль "идеальных" структур в развитии общества, что не соответствует историческим и этнографическим фактам.
>> А Вы уверены, что эти «идеальные» структуры действительно идеальны? А то, может быть, их идеальность есть следствие субъективного отражения реальных структур исследователем. Так что здесь тоже было бы неплохо привести конкретный пример.
>
>Не уверена опять-таки, что Вы понимаете под идеализмом _в_человеческом_обществе_ то самое, что я написала выше. Тем не менее, к Вам будет следующий вопрос: Вы уверены в наличии такой "реальной" структуры, как "абсолютный дух"?
А причем здесь мистификация Гегелем общественного сознания?
P.S. Я сегодня уезжаю, на это раз в отпуск, так что продолжение дискуссии отложим до сентября.