|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
23.07.2005 17:28:49
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
"Лицом к морю разворачивает сегодня Россию сама жизнь" (*+)
http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=6350&folder=428
Лицом к морю разворачивает сегодня Россию сама жизнь
Михаил РУТМАН
О том, что Россия - великая морская держава, мы в последнее время стали
вспоминать все чаще. Только из последних событий - проводы в кругосветное
плавание парусника <Крузенштерн>, Международный морской салон. В
Санкт-Петербурге создан и успешно работает Морской совет под
председательством губернатора города. Но возвращение морского статуса
предполагает осознанную кадровую политику в этой сфере. О реальных проблемах
подготовки тех, кто завтра будет поддерживать этот статус на голубых
просторах планеты, обозреватель нашей газеты Михаил РУТМАН беседует сегодня
с начальником Государственной Морской академии им. С. О. Макарова Иваном
Ивановичем КОСТЫЛЕВЫМ.
- Хотелось бы, Иван Иванович, поговорить о судьбах тех ребят, кто
переступает сегодня порог вашей академии. Что ждет их, когда они станут
профессиональными моряками? Ведь все последние годы, насколько мне известно,
морской флот России количественно только уменьшался...
- К счастью, мы уже миновали период его лавинообразной потери. Если можно
так выразиться, вступили в фазу замедления сокращения. Но не более того. По
имеющимся данным, перевалка грузов в портах увеличивается, а вот количество
груза, перевезенного морским транспортом под российским флагом, к сожалению,
сокращается. Увы, не только уже работающие, но даже вновь построенные суда в
большинстве своем поднимают флаг не России, а стран с более выгодным
налоговым режимом.
- Таким образом, если быть честными, надо признать, что, скорее всего,
большая часть ваших выпускников окажутся на зарубежных судах или на наших
под чужими флагами...
- Если сегодня говорить о том, куда идут выпускники морских учебных
заведений, то это в процентном соотношении примерно 50 на 50. Половина идет
на зарубежный флот, половина остается в России.
- Но удачей все-таки считается попасть за рубеж? Все стремятся туда?
- Сегодня удача связывается с заработной платой. А рынок труда для моряка не
имеет ярко выраженного национального характера, поскольку он международный.
Получив диплом, моряк волен идти куда ему вздумается, независимо от того, по
контракту он учился или за государственный счет.
К сожалению, у нас нет механизма регулировки этого процесса. Контракты на
поставку специалистов, которые мы сейчас заключаем с судоходными компаниями,
никаких гарантий заказчику не дают. Подписав контракт, курсант обязуется
после окончания учебы идти в такую-то компанию. Но спросить с него в случае
неявки эта компания может лишь тогда, когда она за его обучение платила
деньги. В противном случае явка - дело только его совести.
Этот вопрос, кстати, актуален не только для нас, но и для других вузов.
Поэтому сейчас мы совместно с Министерством образования работаем над формой
контракта, который бы обязывал человека, получившего образование за
государственный счет, отработать эти деньги либо вернуть их. Впрочем,
ситуация эта не столь однозначна. Закончил наш курсант академию, ушел на
зарубежный флот работать, оставшись при этом гражданином России, и,
отработав по контракту, скажем, 6 месяцев, привез зарплату домой. А средняя
зарплата этой категории людей там примерно полторы тысячи долларов против
наших 10 - 15 тысяч рублей. Капитаны же в среднем получают сегодня по 5
тысяч долларов, а то и больше. Так хотя бы косвенным образом деньги
возвращаются государству.
- Думаю все-таки, что государство, если бы оно хотело сформировать реальный
механизм закрепления кадров, должно было не придумывать насильственные
способы удержания специалистов, а заинтересовывать их экономически.
- Совершенно правильно. Но вы прекрасно понимаете, что это задача не
частного порядка. Решение ее обусловлено уровнем экономики всей страны.
Поэтому так или иначе в обозримом будущем мы будем делать упор именно на
юридические подходы.
Но даже если предположить, что нам удастся выработать механизм трехгодичной
отработки, все равно спустя несколько лет моряк найдет себе достойное место.
Потребность в профессиональных моряках в России, несмотря ни на что,
по-прежнему велика. Во-первых, вузы морского профиля по сравнению с другими
выпускают небольшое количество людей. А во-вторых, транспорт - это
кровеносные сосуды всей экономики. Для нашей страны море - одна из главных
составляющих транспортного комплекса. В этом смысле наши выпускники могут не
задумываться о состоянии российской экономики. Для них работа будет всегда.
А на международном рынке российские моряки - одни из самых востребованных.
- Может, это говорит о том, что они не требовательны и им можно меньше
платить?
- К сожалению, приходится признать, что и этот фактор тоже имеет место. К
примеру, моряки из Польши и Прибалтики раньше тоже котировались на рынке
труда. А теперь, после вступления в Европейский Союз, их моряк стал
дороже...
- Востребованность определяется еще и уровнем подготовки, потому что просто
дешевого, но неподготовленного человека здравомыслящий судовладелец не
возьмет...
- То, что наша академия признана на международном уровне, могу
проиллюстрировать следующим примером. Недавно ассоциация норвежских
судовладельцев обратилась к нам с просьбой создать целевую группу курсантов
для последующей работы на судах этой страны. 14 июня в ходе Экономического
форума, проходившего в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце в присутствии
министра торговли Норвегии был подписан соответствующий договор.
- Значит ли это, что нашему морскому образованию удается сохранять тот
необходимый уровень, который позволяет моряку соответствовать современным
мировым стандартам?
- Несмотря на столь лестные оценки нашей работы, скажу откровенно: наш
уровень не повышается, как и уровень всей системы образования в России в
целом. Тенденции ухудшения качества образования общие. Другой вопрос,
насколько активно и резко оно снижается. Слава богу, в нашей морской области
такое снижение пока незначительно.
Дело в том, что образование у нас специфическое, оно связано с судоходными
компаниями, с флотом, а флот, хотим мы или не хотим, все-таки развивается.
Посылая сегодня курсантов на практику, мы ставим задачу, чтобы они попадали
на современные суда. Это позволяет не отстать от жизни и нам самим. Мы тесно
контактируем с судоходными компаниями, заключаем прямые договоры на
проведение учебной практики, в том числе и на обеспечение необходимыми
материалами для учебного процесса. Просим материалы, которые нам давали бы
возможность говорить о флоте, о судах и их особенностях на современном
уровне.
Самое главное преимущество наших моряков перед иностранными - это
традиционное для нас сочетание глубоких теоретических знаний и современных
технологий с практическими навыками.
- Ввиду уменьшения флота и уменьшения национальной потребности в кадрах есть
ли тенденция сокращения учебной базы морского флота?
- Под учебной базой можно понимать, во-первых, материально-техническую базу
и, во-вторых, кадровую обеспеченность самих вузов. Первая сохранена, хоть и
развивается не так активно, как хотелось бы. За исключением, пожалуй,
тренажерной техники, которая сейчас, по требованиям Международной морской
организации, должна развиваться, и она действительно во всех наших вузах
находится на хорошем уровне.
А вот кадровый потенциал преподавательского состава действительно проблема
серьезная. И не только для нас. Еще несколько лет назад средний возраст
педагога высшей школы был 58 лет. Сейчас, думаю, немногим меньше. А для
нашей системы существенно еще, чтобы эти люди были профессиональными
действующими моряками. Чтобы сами иногда плавали на судах и не отставали от
жизни. Конечно, здесь все упирается в проблему зарплаты. Ведь молодого, а в
нашем случае плавающего, преподавателя нам просто нечем заинтересовать.
Поэтому на <круглом столе> в Совете Федерации я предложил ввести какую-то
денежную надбавку за стаж и опыт работы на судах.
- А хватает ли вам сегодня вашего учебного флота, состоящего из одного
парусника <Мир>?
- Конечно не хватает! Для того чтобы просто приучить человека к морю,
парусник подходит прекрасно. Но профессиональная практическая подготовка
должна проходить на транспортном флоте. Нужны настоящие учебно-транспортные
суда. Этот вопрос я собираюсь поставить на первой всероссийской конференции
под эгидой Морской коллегии, которая должна состояться 28 сентября под
председательством премьер-министра Михаила Фрадкова. Мне поручено возглавить
там секцию по морскому образованию и подготовке кадров.
- Строительство новых учебных судов - это, наверное, уже даже не уровень
премьера, это государственная политика...
- С радостью могу констатировать, что эта политика в последнее время все
больше разворачивается лицом к морю.
Создана Морская коллегия, разработаны Морская доктрина и Транспортная
стратегия. В октябре прошлого года прошли специальные парламентские
слушания, на которых шел откровенный разговор обо всех наших болевых точках.
2 марта состоялось специальное совещание под председательством
премьер-министра и с участием министра образования, на котором прямо было
сказано, что морское образование надо поднимать и развивать. Один из замов
министра теперь официально ведает морской составляющей - этого раньше не
было никогда!
- Что ж, все это внушает оптимизм. Будем надеяться, что хоть здесь удастся
опровергнуть поговорку <Пока гром не грянет, мужик не перекрестится>. Не
хотелось бы, чтобы <перекрестился> он лишь тогда, когда великая морская
держава станет лишь кузницей кадров для чужих флотов.
- Глубоко убежден, что такого не случится никогда.