От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 09.08.2005 21:14:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Дэвид Бааке. Идеология Гарри Поттера, или либерализм "против" фашизма (*+)

http://left.ru/2005/12/harry_potter129.phtml

Лефт.Ру Версия
для печати



Дэвид Бааке
Идеология Гарри Поттера, или либерализм против фашизма




17 июля 2005 года



Трудно припомнить другое явление массовой культуры последнего времени,
сравнимое по странности с серией книг Роулинг о Гарри Поттере. У этих книг и
фильмов по этим книгам появлся квази-религиозный культ, напоминющий о культе
<Звездных войн>. Каждая книга расходится тиражом более чем 10 миллионов
экземпляров, и их читают люди всех возрастов, по всему миру, превратив
Роулинг, сочинявшую эти книги на бумажных салфетках, живя на пособие, в
суперзнаменитость. Поучительно, и весьма интересно, спустя всего несколько
дней после нашумевшего выхода в свет шестой книги, проанализировать
идеологическое содержание таких важных в общественном плане книг, как эти,
дабы лучше понять, в чем кроется хотя бы часть их успеха.

Книги рассказывают об обществе ведьм и волшебников, существующем параллельно
с обществом обычных людей, хотя волшебники изо всех сил стараются, чтобы
<магглы> (люди без способностей к волшебству) не знали об их существовании,
потому, что они наслаждаются своей привилегированной жизнью. Время от
времени в семье <магглов> рождается ребенок с волшебными способностями.
Волшебники воруют их у родителей и берут к себе.

Основная сюжетная линия серии - о долгой борьбе между Лордом Волдемортом -
черным магом с явными чертами Гитлера, мобилизующем своих <пожирателей
смерти> ( напоминающих гитлеровских штурмовиков), дабы очистить мир
волшебников от <нечистокровных> (рожденных в семьях <магглов>) и для
завоевания диктаторского контроля над миром волшебников - и Гарри Поттером,
добродетельным школьником, которого Вольдеморт еще в младенчестве проклял
страшным заклятием, но который чудом выжил и продолжал сражаться с ним.

Значимые параллели можно провести между битвой между Гарри Поттером и
Вольдемортом - и битвой между союзниками и нацистской Германией. Как я уже
упомянул, Вольдеморт без всякого стеснения срисован с Гитлера, и его
<пожиратели смерти> - типичные фашистские громилы. Вольдемор и его
последователи также показывают другие типичные фашистские черты: ненависть к
<нечистой крови> (в данном случае, волшебникам, рожденным в семьях
неволшебников, в отличие от евреев в случае нацистов); пристрастие к
символике ( у каждого <пожирателя смерти> на руке татуирована <метка
пожирателя смерти>, вроде свастики); ницшеанское пренебережение к этике и
волю к власти (как говорит один из подручных Вольдеморта : <нет ни добра, ни
зла: только власть и те, кто слишком слабы, чтобы добиваться ее>) Вольдемор
также замышляет геноцид. Он хочет очистить мир волшебников, уничтожив
<нечистокровных>, и силой обьединить общество волшебников под своей
тоталитарной властью.

В одном интервью, Роулинг даже указывает на психологическое сходство между
Вольдемортом и Гитлером: <(Вольдеморт) видит то, что считает изьяном в себе,
другими словами - нечистоту своей собственной крови (один из его родителей
родился в семье не-волшебников), и проецирует его на других. Это как Гитлер
и арийский идеал, на который он сам нисколько не походил. И Волдеморт делает
то же самое. Он берет свою неполноценность и обращает ее против других, и
пытается истребить в них то, что ненавидит в себе.> Последователи
Вольдеморта почти все аристократы и чванятся этим, они смотрят свысока на
волшебников из низших классов. До определнного предела, признает Роулинг,
они <неоконсерваторы или тэтчеровцы> (1)

В то же время Гарри Поттер и другие отважные волшебники, сражающиеся с
Вольдемортом, представляют идеализированное изображение США и Британской
империи во время Второй Мировой войны. Гарри жил среди магглов до 11 лет, и
одна из его лучших друзей - <нечистокровная> (Гермиона Грэнжер). Гарри и
другие анти-вольдемортовоцы - чистой воды либеральные капиталисты, они верят
во власть <заслуженных>: любой с волшебными способностями может быть принят
в общество волшебников, неважно, кто их родители.

Было бы ошибкой просто хвалить Гарри за его антифашизм. На самом деле, одна
из наиболее поразительных черт рассказа Роулинг о битве фашистов и либералов
за власть в волшебном мире ( и в общепринятой истории Второй Мировой) -
неспособность увидеть, что фашизм и либеральный капитализм в сущности, вышли
из единого идеологического течения; что фашизм - просто форма либерализма в
минуту опасности. Это более чем очевидно из книг Роулинг. Например, общество
волшебников основано на рабстве, в которм содержаться домашние эльфы, без
отдыха работающие на своих хозяев, и в которых вбита полная физическая,
психологическая и эмоциональная покорность господам. Единственная ведьма,
для которой это рабство оказывается морально непримлемо - Гермиона, и за это
ее безжалостно высмеивают все остальные волшебники. Общество волшебников в
целом - <сверхчеловеки>, обладающие <талантами и способностями выше обычных
людей>, но они <явно не использует свои дары для блага человечества в
целом>, а вместо этого <удаляются в свои общины (похожие на огражденные и
охраняемые поселки богачей) потому, что не желают беспокойства от магглов,
которые бы захотели от них полезного для себя волшебства>, что помогло бы
повысить качество жизни для всего человечества, как пишет автор весьма
интересной статьи <Добро и Зло, Фашизм и Хогвортс>. Продолжим цитату:

<Они также культурно бесплодны в своих скрытых замках. Их игры, культура,
артефакты и деятельность украдены у мира <магглов> - с подобающими
изменениями, разумеется, отражающими их специфические способности. Короче
говоря, они - культурные паразиты Можно подозревать, что они также и
экономические паразиты (вытягивающие соки из) мира <магглов>...У них нет
профессий кроме начальства - бюрократического или ученного. Они ведут себя
как аристократы-помещики, включая упор на <кровь>, т.е. на наследственность
среди привилегированного класса.> (2)

Другими словами, фашизм Вольдеморта - только более крайний случай
либерализма Гарри; оба они в основе антигуманные, репрессивные и
элитистские. То же самое можно сказать об идеализированной версии сражения
США и Великобритании против фашизма. Господствующая история Второй Мировой
войны представляет все в тех же самых рамках <добро против зла>, что и
Роулинг в своих смехотворных сочинениях. В них благородные либералы, с
руками, абсолютно не запачканными кровью, альтруистически воюют за
уничтожение фашизма. Разумеется, фашизм был чудовищен, но, как мы видим в
американской внешней политике после Второй Мировой войны (почему только
<после>? -пер.), либерализм может быть таким кровожадным, что куда там его
более крайнему собрату.

Книги Роулинг дополняют господствующую идеологию, и при этом полностью
обеляют преступления либерализма, изображая его праведным противником
фашизма, вместо радикальной критики обеих бесчеловечных, элитистских систем.

1
http://www.the-leaky-cauldron.org/quickquotes/articles/2000/0700-cbc-solomon
.htm

2 http://home.tiac.net/~cri/2002/potter1.html



Дэвид Блааке живет в Техасе, ему 16 лет. Его адрес
dbaake@sbcglobal.netи его блогwww.humanitarian.tk



Перевод Аллы Никоновой

Оргинал опубликован на

http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=105&ItemID=8314





При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна