От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 23.06.2005 21:41:07 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Высшая школа освоила еще не все рыночные механизмы (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=5514&folder=428

Кто заплатит за студента?

Высшая школа освоила еще не все рыночные механизмы

В России главным капиталом, на который можно и нужно рассчитывать, являются
люди - трудовые кадры. Но пока этот главный капитал у нас <неактивен>.
Компании, организации, производства находятся в постоянном поиске
квалифицированных специалистов разных уровней. По мнению экспертов, в
ближайшее время одним из основных ограничений экономического роста страны
станет дефицит трудовых ресурсов. Кого, чему и как учить, чтобы заработал
основной фактор развития - так называемый человеческий капитал?
Исследования, которые проводит центр стратегических разработок (ЦСР)
<Северо-Запад>, помогут найти ответ на этот вопрос. А всем нам - родителям,
старшему поколению, детям и внукам - помогут сориентироваться на рынке труда
и образования, узнать тенденции развития нынешней высшей школы. Об этом мы
побеседовали с научным руководителем ЦСР <Северо-Запад> Владимиром
КНЯГИНИНЫМ.

- Высшую школу принято ругать за отсталость и консерватизм. Но при этом
желающих учиться в ней становится все больше. Причем, по данным экспертов,
около 40 процентов россиян готовы платить за образование детей. Сохранится
ли эта тенденция?

- Да, высшее образование становится все более массовым. Если в 1989 году в
Санкт-Петербурге из тысячи человек высшее профессиональное образование имели
213, то в 2002 году - уже 261 человек. В целом по России этот показатель
составляет 113 и 160 человек на тысячу, соответственно.
Популярность высшего образования будет расти и в дальнейшем, даже несмотря
на демографический спад. В Петербурге желающих получить диплом о высшем
образовании не убавится еще и потому, что при переходе к системе единого
государственного экзамена станет гораздо больше иногородних абитуриентов.
Кстати, принято думать, что современное высшее образование становится все
дороже. Но на самом деле себестоимость подготовки студента постоянно
уменьшается. И в основном это связано с приходом в нашу жизнь новых
информационных технологий. Снижается стоимость литературы, в помощь лектору
и студенту задействованы электронные базы данных, Интернет, мультимедийные
системы подачи информации. Все это безгранично расширяет аудиторию
слушателей, ставит образование <на поток> и при этом повышает его качество.
<Операционные> затраты на каждого студента, имеющего доступ к сетевым и
прочим ресурсам, по сравнению с зарплатой преподавателей, которые бы всю эту
информацию <наговаривали>, ничтожно малы.

- Странно, что при этом на рынок выходят плохо подготовленные специалисты.
Каков, по мнению работодателей, сегодня <вес> государственного диплома?

- По различным оценкам, от 30 до 60 процентов выпускников государственных
вузов не работают по специальности. Но не потому, что они плохие, а потому,
что на рынке для них нет места. В том, что эту ситуацию надо менять, уверены
большинство работодателей.
Скажем, менеджеры компаний сферы услуг и торговли говорят, что наличие
диплома по конкретной специальности не является определяющим при приеме
человека на работу. Им годится диплом о любом высшем образовании, но важны
также наличие опыта работы и дополнительные профессиональные навыки.
Всего же при первичном собеседовании показать диплом об окончании вуза
просят более 70 процентов компаний, при этом успеваемостью кандидата на
вакансию интересуются только около 20 процентов из них.
Для того чтобы молодой человек стал профессионалом, его <доводят> при помощи
курсов и тренингов. Наиболее распространенная форма повышения квалификации в
петербургских компаниях сегодня - это семинары (прежде всего по
бухгалтерскому учету и маркетингу).
Второе место заняли профильные курсы. Популярны также тренинги по командному
взаимодействию, навыкам ведения переговоров и работе с проектами. Это
показывает традиционно слабые места нынешнего высшего образования,
готовящего специалистов, которым не хватает навыков работы в команде.
Интересно, что лишь около 15 процентов предприятий отдают предпочтение
базовой переподготовке своих сотрудников по программам второго высшего
образования.

- Известно, что стоимость подобной <доводки> очень высока по сравнению с
затратами государства на обучение бюджетных студентов. Могли бы вузы освоить
эту рыночную нишу? Ведь понятно, что у них для этого достаточно
интеллектуальных и прочих ресурсов. Тогда бы решилась и проблема их
бедности.
- Действительно, за обучение одного сотрудника работодатель платит от 70
долларов в день, а среднестатистическая стоимость обучения студента
российского вуза составляет всего 700 - 800 долларов в год. И даже с теми
деньгами, которые вузы зарабатывают сами, разница в ценах на услуги двух
разных секторов рынка принципиальна.
Это открывает перспективный рынок для развития вузовской системы в целом. На
наш взгляд, вузы должны и будут все более активно осваивать ниши
бизнес-образования и прочих образовательных услуг самого разного толка и за
счет этого обеспечивать себе дополнительный доход. А наибольшие выгоды в
этой сфере получит тот, кто придет на этот рынок первым.

- Все говорит о том, что в стране и Петербурге сложился рынок
профессионального образования, где есть спрос, предложение и конкуренция. В
связи с этим многие уверены, что государство целенаправленно отстраняется от
участия в процессе образования, оставляя все на <волю> рынка.

- Это не так. В последние годы размер государственного финансирования
высшего образования постоянно растет. Будет расти и дальше. По планам,
бюджетное финансирование одного студента в ближайшие 2 - 3 года увеличится
почти в три раза и составит в среднем 2000 долларов в год.
Да, рынок - это реальность, и государство намерено дать каждому школьнику
возможность выйти на этот рынок, участвовать в конкурентной борьбе. Как?
Существуют и отрабатываются разные механизмы. Но переход к рынку должен
происходить не резко, а постепенно.