|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
23.06.2005 21:43:09
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Кому нужен образ врага? Продолжение (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg252005/Polosy/5_3.htm#1
ДИСКУССИЯ: <КОМУ НУЖЕН ОБРАЗ ВРАГА?>
Можно ли в социально нестабильном обществе обуздать разрушительную
потребность в образе врага? Чем? Политкорректностью? Стандартами общения?
<Мирными> решениями конфликта интересов? В дискуссии на эту тему выступили:
читатель <ЛГ> Семён Сажин, писатели Александр Мелихов и Лев Аннинский (?
17-18), культуролог Анна Яковлева и писатель Дмитрий Каралис (?20), доктор
философских наук Леонид Столович (? 21-22), академик РАО Игорь Бестужев-Лада
и писатель Равиль Бухараев (? 23). Сегодня разговор продолжают писатель
Борис РУДЕНКО и публицист Валерий ПАШКОВ.
Адреса нашей электронной почты gam@lgz.ru, mazurova@lgz.ru
За чертой нетерпимости
Ссылки на <враждебные силы> не спасут анемичную власть
Eсть ли вообще смысл в дискуссии, в которой заведомо <оба правы>? Тезис
одной стороны: <Давайте жить дружно>. Давайте! Кто ж против! Тезис другой:
<Враги были, есть и будут, и ничего тут не поделать>. Всё верно, и здесь не
поспоришь!
Жить дружно - то есть в окружении друзей и, по крайней мере, <неврагов> -
можно при соблюдении некоторых условий. Во-первых, мы должны не очень сильно
отличаться друг от друга по материальному состоянию. У обитателей бараков в
умирающих российских городах вряд ли вызовут добрые чувства кадры
телехроники, сообщающие об очередных яхтах и дворцах представителей
экономической элиты.
Во-вторых, наши религиозные и нравственные установления не могут быть
взаимоисключающими. Пример: нетрезвый христианин с куском свиного сала в
зубах посреди мусульманского квартала в разгар месяца Рамадан. Или
мусульманский ресторан посреди европейского квартала, куда запрещён вход
женщинам в декольтированных платьях и без паранджи. А то и вообще запрещён.
В-третьих, эмоциональный уровень проявления наших симпатий и антипатий
жёстко ограничивается рамками закона. Болельщики <Спартака> в порыве любви к
своей команде не бьют <динамовцев>, потому что знают, что непременно будут
сурово наказаны.
Всё это мы имели в СССР (это не ностальгия, а констатация). Мы были примерно
одинаково бедны, условно атеистичны, а государственная машина неплохо умела
подавлять возникновение асоциальных агрессивных стай в зародыше. Но всякая
власть во все времена твёрдо знала, что без врага жить нельзя. Как же
лишиться самого главного аргумента - действительного или придуманного, это
уже не так важно - в объяснение любых своих действий. Главные наши враги
жили вне пределов государства - <империалисты>, <милитаристы>,
<антикоммунисты>.
Сейчас соблюдение перечисленных трёх условий в нашей стране невозможно.
Значит, количество врагов у каждого в отдельности резко возросло.
Государство от эксплуатации образа врага отнюдь не отказалось.
<Империалистов-милитаристов> сменили <определённые внешние силы>, к которым
добавился международный терроризм. Ещё два обобщённых образа врага для
рядового обывателя - коррумпированное чиновничество и организованная
преступность, о них мы слышим ежедневно. Собственными врагами обзавелись
политические партии, фактически призывающие перед каждыми выборами, если
отбросить демагогию и словесную риторику, к объединению <против> кого-то, а
не <за> или <ради>. Это же естественно: голосуя за одну партию, уже,
наверное, высказываешься таким образом против остальных, рассчитывая, что
очередная кулачная схватка в Государственной Думе произойдёт при подавляющем
численном превосходстве твоих избранников.
Впрочем, эти последние <образы врагов> самые безобидные из всех, да к тому
же похожи друг на друга, словно клонированные овечки.
Но возможно ли избавиться в одночасье от врагов прочих? Перевести их в ранг
<соперников>? Абстрактные призывы возлюбить врага своего рассматривать не
станем, всё равно не возлюбят. Теоретически - да, варианты имеются. Они - в
Лондоне, мы - на Чукотке. Они - на Юге, мы - на Севере, они в Бутырке, мы -
на Шаболовке. Не вместе, а рядом. Иногда можно встречаться на мирных
диспутах, где максимум обливают друг друга водой из стаканов.
Практическое воплощение сложнее. С экспансией нищего Юга благополучная
Европа уже столкнулась, и худшие времена ещё впереди. Религиозные и
межнациональные войны на планете практически не утихают. Живущие вместе и
живущие рядом с ненавистью стреляют и режут друг друга. Терроризм - одно из
страшных следствий растущей как на дрожжах взаимной нетерпимости.
Так есть ли вообще выход? Ясно, что с любой угрозой, внешней или внутренней,
сильное государство справляется скорее и успешнее слабого. Образ врага
(реального, а не мнимого) заставляет помнить о возможной опасности и вовремя
собраться с силами для её отражения. Люди научились прогнозировать
извержения вулканов, предупреждать последствия землетрясений, цунами,
тайфунов в немалой степени благодаря тому, что образы этих врагов - слепых
сил природы - навечно впечатаны в человеческую память.
Но помочь государству сделаться сильным эксплуатация вражеского образа не
поможет. Разве что удержаться на некоторое время у власти правящему режиму,
от чего гражданам лучше, как правило, не становится. Ссылками на <враждебные
силы> не объяснить поразительное многолетнее равнодушие власти к судьбе
страны.
МОСКВА
Раболепие в законе
Мы ищем причины своего неблагополучия не в системе правления, а в <чужаках>
Сейчас в обществе силён страх перед терроризмом и криминальным разгулом. Кто
в нём виноват?
Оказывается, не мы сами, когда, развращая молодого инспектора ГИБДД, суём
ему купюру, считая доблестью <обойти> закон. И не благодушные представители
власти, погрязшие в преступной халатности и хронической безответственности.
Видите ли, главный враг, виновный в этом беспределе, - <лица кавказской
национальности>. Понаехали тут, рынки заполонили, на стройках кишат. От них
вся беда!
Несколько лет назад в нашем подмосковном городке Красноармейске состоялась
заурядная пьяная потасовка в забегаловке, в ходе которой местного жителя
армянин порезал ножом. С инцидентом быстро разобрались. Никакими
межнациональными трениями не пахло. Но городок всколыхнулся, и зазвучали
голоса о том, что <кавказцы заполонили, нас вытесняют, скоро наш город
переименуют в Красноармянск>. Хотя на местном рынке молдаван, к примеру, не
меньше. Не ровён час, их в виноватые запишут.
До чего страсть к поиску врага может лишить людей здравомыслия! Доходит до
анекдота. Избрали недавно нового римского папу. На одном из форумов
Интернета зазвучало предупреждение: новый папа - немец, а избрали его в день
рождения Гитлера.
Откуда в нас этот примитивный, <чёрно-белый> взгляд на проблемы нашей жизни?
В ходе полемики легко поддаться магии слов. <Враг>, <противник>,
<неприятель>, <соперник>, <конкурент> - понятия схожие и даже идентичные, в
зависимости от ситуации. И враг может быть не столь свирепым, и конкурент
может нанять киллера, и неприятель порой оказывается великодушным, и
соперник из-за дамы способен вызвать на дуэль.
Дух соревновательности, похоже, действительно присущ человеку от природы.
Только последствия торжества этого духа могут сильно разниться. И что тогда?
Мы обречены на то, чтобы быть рабами страстей и фантомов? Такое впечатление,
что мы и в самом деле не мифические, а реальные потомки скифов. Как все
иранские племена, они мыслили дуалистично, в чёрно-белых красках: свет -
тьма, добро - зло, друг - враг. Такой же бинарный подход к окружающему миру
восприняли манихейцы. От них же этот удивительно живучий, названный
манихейским подход к решению всех жизненных проблем и пошёл и гуляет до сих
пор по свету!
Да, конечно, с древности человек был окружён не фантомными, а реальными
врагами. Борьба за выживание приводила к жестоким схваткам за охотничьи
угодья, за хорошие пастбища и плодородные земли, за ценные ископаемые и
выгодные торговые пути. Но, погрязнув в бесконечных войнах и распрях, вконец
измучившись, человечество обрело ценность культуры как системы ограничений и
самоограничений внутри и вне своего сообщества. Упадок же культуры
моментально возрождал тягу властей к поиску врагов среди подданных,
<виновных> во всех бедствиях.
Власти стали эксплуатировать дуалистическую модель враждебности <свой -
чужой> и <обычный - необычный, непонятный>. Такие ярлыки, как <чужак>,
<инородец>, <пришелец>, клеили по необходимости, когда надо было отвести от
себя, от провалов своего правления народное недовольство. Масштабы
поддержания в обществе напряжения и обстановки постоянной борьбы с крамолой
были до того велики, что выражение <Охота на ведьм> вошло во многие языки.
Мы не исключение из общего правила: страсть к поиску причин плохой жизни в
лице чужестранцев и иноверцев имеет многовековую традицию. Образ врага
строился из двух компонентов - зависти и невежества. От зависти рождается
ненависть, а от невежества - страх.
Почему так живуч дух поиска врага? Я думаю, это свидетельство незрелости
гражданского общества. Когда человек самодостаточен, опирается на свои
знания, умения, навыки, силы, умеет требовать и добиваться соблюдения
законности и порядка, ему врагов искать не надо.
В одной древней книге говорится: <Победи сначала самого себя, а потом -
врагов. Как может владеть другими не владеющий собой?>
Власть, неспособная изжить в себе властолюбивую кичливость и её обратную
сторону - трусливый уход от ответственности за провалы в своём правлении,
всегда будет находить врагов, будто бы виновных во всех наших бедах.
А население, неспособное изжить в себе раболепие и чинопочитание, всегда
будет искать причину своего неблагополучия не в системе правления, а в тех,
на кого ему укажут.
Боюсь, нам ещё долго придётся изживать эту дурную традицию.
КРАСНОАРМЕЙСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ