|
От
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
28.05.2001 18:01:06
|
|
Рубрики
|
Школа;
|
|
Материал к проблемешколы: США
Материал к вопросу о "двойной школе" в США. Статья из цитадели перестройки. Примечательны заключительные слова – призыв у специализированной школе и именно для одаренных.
США: экономика, политика, идеология. 1989, № 10, с. 28-35
Н. А. САХАРОВ
(Сахаров Николай Анатольевич, кандидат исторических наук, старший науч-ный сотрудник ИСКАН.)
ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ
В американской элите выделяется небольшая, но весьма влиятель-ная прослойка, представителей которой именуют «старыми школьными галстуками» или иначе «преппис» /1/. Речь идет о многих президентах и директорах ведущих банков и компании, видных юристах, влиятельных политиках, журналистах. Из этой среды вышли президенты США Франк-лин Рузвельт, Джон Кеннеди, Джордж Буш, ряд других крупных деяте-лей. В их биографиях есть общее: все они — выпускники частных школ /2/.
Ни одна из последних администраций США не включала столь-ко «старых школьных галстуков», сколько нынешняя. Помимо самого хо-зяина Белого дома частные школы окончили государственный секретарь США Дж. Бейкер, министр финансов Н. Брейди, министр торговли Р. Мосбакер, министр юстиции Р. Торнберг, директор Административно-бюджетного управления Р. Дармэн, представитель США на международ-ных торговых переговорах К. Хиллз. Американские политологи и социо-логи единодушны в том, что обучение в частной школе — один из наиболее важных показателей принадлежности к правящей элите этой страны.
Первая частная школа на территории современных США была осно-вана голландцами в 1638 г. в Новом Амстердаме (переименованном позд-нее в Нью-Йорк). Потом, уже в XVIII в. они возникли в Нью-Гэмпшире, Массачусетсе, Пенсильвании. Основоположником современного типа част-ных школ стал Самуэль Филлипс-младший, выходец из состоятельной семьи в Массачусетсе. Сам он окончил Гарвард и, неудовлетворенный по-становкой школьного дела в своей округе, решил создать показательное за-ведение. Он исходил из опыта частных школ в Англии и попытался реа-лизовать на практике идеи, изложенные знаменитым философом Дж. Локком в книге «Некоторые мысли об образовании».
В 1778 г. С. Филлипс создал академию Филлипса в Андовере (Масса-чусетс); в составлении ее учебной программы принял участие выдаю-щийся американский просветитель Б. Франклин. Эта школа-пансион для мальчиков послужила образцом для многих других, возникших в США. Упор в них делался на подготовку к поступлению в лучшие американские университеты и, как подчеркивалось в уставе академии Филлипса в Ан-довере, большое внимание уделялось «общему познанию жизни» в духе христианского учения. Более того, ряд ведущих частных школ, формаль-но независимых от церкви, были основаны священнослужителями: препо-добный Г. Койт основал школу св. Павла, преподобный Э. Пибоди стал первым ректором школы в Гротоне и т. д.
Со временем происходит усиление элитарного характера этих школ. Если академия Фнллипса при создании была рассчитана на средние слои, то школы, созданные в середине XIX в. (св. Марка, св. Павла и др.), предназначались исключительно для отпрысков богатых семей. Ведущие магнаты бизнеса принимают на себя роль их патронов: напри-мер, Дж. П. Морган вошел в совет попечителей школы в Гротоне.
Стремление родовитой элиты упрочить кастовую систему учебных заведении усиливалось по мере того, как на протяжении XIX в. склады-валась государственная система бесплатного школьного образования, до-ступная для всех слоев американского общества. Большие города стреми-тельно заселялись волнами иммигрантов, к которым потомственные янки относились как к гражданам второго сорта, что и побуждало элиту обо-собляться от масс и «выращивать» свое потомство преимущественно в частных школах. Особенно много элитных школ было создано в конце XIX и в первые десятилетия XX в.
Ныне в США более 84 тыс. государственных и около 5 тыс. частных нецерковных школ /3/. Обучающиеся в последних школьники составляют всего несколько процентов общего числа учащихся. Среди частных школ выделяется около 100 сверхэлитных, обучение в которых гарантирует вы-сокий социальный статус для их выпускников.
Ведущие частные школы функционируют во всех регионах Соеди-ненных Штатов, однако наибольшее их число по-прежнему расположено на Северо-Востоке. Особенно много суперэлитных частных школ в шта-тах Новой Англии — Массачусетсе, Коннектикуте, Род-Айленде, Нью-Гэмпшире, а также в штатах Нью-Йорк и Пенсильвания. Наиболее пре-стижными считаются в Массачусетсе — школа св. Марка, школа в Гро-тоне, академия Филлипса в Андовере, школа в Миддлсексе, академия в Милтоне; в Коннектикуте — школа Хотчкисса, школа в Кенте, школа Чоата; в Род-Аиленде — школа св. Георгия; в Нью-Гэмпшире — школа св. Павла, академия Филлипса в Эксетере. В общей сложности на Севе-ро-востоке расположено 60 ведущих частных школ США.
В элитарных заведениях этого региона собираются отпрыски семей, проживающих далеко за его пределами. Так, среди учащихся школы св. Павла в 80-е годы было 275 человек из штатов Нью-Йорк, Массачу-сетс, Нью-Гэмпшир, Коннектикут и 45 из 11 других штатов, расположен-ных на Среднем Западе, Юге и Западе США /4/. Как отмечает исследова-тель американской элиты Д. Балтзелл, частные школы играют важную роль в создании субкультуры высшего класса в общенациональных мас-штабах /5/.
Следующим по степени концентрации остается Юг: здесь располо-жена 21 школа, причем большинство из них в штатах Вирджиния и Те-хас. Несколько элитарных учебных заведений в штатах Джорджия, Се-верная Каролина, Южная Каролина, Алабама, Теннесси и Луизиана. Сравнительно меньше (16) из числа ведущих частных школ образо-вано на Среднем Западе, главным образом в Иллинойсе, Мичигане, Огайо и Миссури. На Западе их 15, в том числе 11 в Калифорнии, осталь-ные—в штатах Вашингтон, Орегон и Гавайи.
Высокая стоимость обучения в частной школе служит падежной сте-ной, защищающей отпрысков богатых семей от массового доступа туда детей, которые могут быть одаренными, но принадлежат к менее обеспе-ченным слоям. Так, в Гротоне общие расходы в течение одного года на одного ученика составили в 1987 г. 12,8 тыс. долл. /6/ - непомерно высокая сумма для многих средних американцев.
К тому же частным школам присущ ярко выраженный кастовый ха-рактер. Преимущество при поступлении имеют дети прежних выпускни-ков этих школ, давно утвердившихся в «высших сферах». Так, из школы Хотчкисса вышло несколько поколений Фордов, Меллоны предпочитают отправлять свое потомство в школу Чоата, а Кэботы — в школу св. Мар-ка. Такая преемственность питается не только устоявшейся традицией и заботой о «чистоте рядов» учащихся, но и нескрываемой материальной заинтересованностью: па фронтонах многих библиотек, спортивных залов и других сооружений выбиты имена щедрых меценатов, не забывших свою а1mа matег и пожертвовавших средства на строительство этих здании.
Наряду с отпрысками потомственной знати двери школ открыты для детей нуворишей, недавно вошедших в состав «самых богатых»: те спе-шат повысить свой национальный статус. Вместе с тем в последние де-сятилетия под воздействием движения за гражданские нрава в частные школы стали принимать небольшой процент представителей этнических меньшинств, поскольку существуют предписания федеральных властей о соблюдении равноправия в сфере образования. При несоблюдении их школы могут лишиться статуса организаций, подлежащих освобождению от налогов. Кое-где стали выделять немногие места для наиболее способ-ных детей из малообеспеченных семей, предоставляя им в ходе обучения стипендии. Однако в целом частные школы сохраняют элитарный ха-рактер.
Частные школы разделяются на два типа. Одни рассчитаны на днев-ное посещение (преимущественно в крупных городах — Нью-Йорке, Бо-стоне, Питтсбурге, Чикаго, Кливленде, Далласе, Лос-Анджелесе, Сиэтле и др.). Другие (и их большинство) составляют школы-пансионы, в кото-рых школьники не только учатся, по и живут. Они располагаются в ма-леньких городках, удаленных от крупных промышленных центров. Рань-ше, как правило, эти школы были раздельного обучения, теперь немалое число их перешло на совместное.
В отличие от многих государственных школ, расположенных в запу-щенных городских кварталах и испытывающих острую нужду в помеще-ниях, квалифицированных учителях и учебном инвентаре, частные шко-лы избавлены от этих проблем. Здесь, в уединении, па лоне природы учеников стремятся уберечь от соблазнов, стрессов и социальных контрастов больших городов. В их распоряжении просторные помещения для занятий, которые оснащены новейшим оборудованием, роскошные спортивные комплексы, богатейшие библиотеки и лаборатории. Частные школы укомплектованы сильными преподавательскими кадрами, учащие-ся могут заниматься по индивидуальным планам /7/. Число учеников в классах меньше обычного, учителей соответственно больше: бывает, что в классе занимаются лишь 10—12 человек.
Обычно обучение занимает шесть лет—с VII по XII классы, с 12 до 17—18 лет; распространен и четырехлетний срок обучения с 14 лет.
Классные наставники и учителя строго регламентируют жизнь част-ной школы. Долгое время здесь господствовала та же жесткая дисциплина, что и в английских аналогичных заведениях, когда по утрам учени-кам полагалось принимать холодный душ, а к ужину являться в вечер-нем костюме с крахмальным воротничком и лаковых туфлях; уличенных и курении часто ожидало отчисление. Правда, суровые нормы поведения несколько смягчились в конце 60-х годов. Ежедневное посещение учащи-мися церкви перестало быть повсюду категорически обязательным, удли-нилось время пребывания вне территории школы — цо субботам и вос-кресеньям. Но в целом дисциплина здесь явно более строгая. Многие выпускники частных школ не зря с нескрываемой неприязнью вспомина-ют о порядках в этих «золоченых клетках», хотя и отдают должное сво-им педагогам. Школьная «дрессировка» нацелена на формирование в каждом учащемся качеств лидера, способного не только занять место в элите, но и активно содействовать укреплению общественно-политической системы капитализма. Пусть не всегда достигается эта цель, но идейные и психологические установки, внушаемые питомцам, несомненно оказы-вают свое воздействие.
Хотя формально эти школы считаются светскими, все они находят-ся под сильным влиянием религии. И дело не только в религиозном вос-питании, как таковом. Здесь прививаются основы протестантской этики, предписывающей богатым отплатить за свои привилегии вкладом в общественное благо, вообще филантропической деятельностью.
Характер будущих лидеров воспитывают и систематические занятия спортом. Наряду с такими массовыми играми, как футбол и бейсбол, здесь в особом почете теннис, верховая езда и другие увлечения амери-канской элиты.
Долгое время учебные программы в частных школах носили скорее академический, нежели политехнический уклон, напоминая программы дореволюционных гимназий в России. По сей день частные школы дают отличную подготовку по иностранным языкам, истории и литературе, математике, другим академическим дисциплинам; много внимания уделя-ется также музыке и изобразительному искусству, обучению ораторскому мастерству и умению вести полемику. Отражая потребности сегодняшней жизни, во многих таких школах введены курсы по основам предприни-мательства, экономики, компьютерного дела. В целом выпускники част-ных школ отличаются высоким уровнем образовательной подготовки /8/. Кроме того, летние лагеря и специальные путешествия по стране и за рубежом расширяют кругозор учащихся. Кстати, среди американских школ, с которыми у советских школьников установились дружеские кон-такты и полезные обмены, есть и частные.
Вся атмосфера в частных школах пронизана духом избранности. Их питомцы носят особые для каждой школы пиджаки и галстуки (отсюда и термин - «старые школьные галстуки»); многие выпускники частных заведений Повой Англии из поколения в поколение предпочитают одежду только с этикеткой дорогой фирмы «Брукс бразерс». Стилю одежды соот-ветствуют поставленный именно в стенах этих школ специфический ак-цент, весьма вычурные обороты речи и особая манера поведения, в кото-рой чувство превосходства, снобизм и рафинированность сочетаются со светскостью, подчеркнутой вежливостью.
Одно из главных приобретений, ради которого многие родители так рвутся отдать своих детей в частные школы, заключается в приобретае-мых здесь с юных лет личных связях. Дружба однокашников из элитных школ — залог их будущих успехов. Кем бы они потом ни стали, главами крупнейших корпораций или министрами, партнерами ведущих юридиче-ских фирм или членами советов попечителей филантропических фондов, лидерами соперничающих партий или просто частными гражданами, «старые школьные галстуки» связаны прочными неформальными узами корпоративной солидарности, сызмальства культивируемой в этой среде. Это важное преимущество для продвижения в мире бизнеса или в полити-ке, при вступлении в закрытые клубы, заключении браков «в своем кру-гу». Как отмечает крупнейший американский социолог Р. Миллс, «если кому-то потребуется искать ключ к разгадке общенационального едине-ния в высших социальных слоях... Америки, то лучше всего обра-тить внимание на особые пансионы для девочек и подготовительные шко-лы для мальчиков» /9/. А вот важное свидетельство одной из представи-тельниц американского «высшего света»: «В той школе-интернате, кото-рую я посещала, учились девочки со всей страны, и поэтому я знаю людей отовсюду. Это очень помогает, когда вы переезжаете в новый город и хотите получить приглашение в клуб, где собирается местное обще-ство» /10/.
Огромную роль сыграли такого рода личные контакты в успешной предпринимательской и политической карьере Дж. Буша: на протяже-нии всей своей жизни, как подчеркивает американская печать, он под-держивает прочные связи со множеством влиятельных людей, а способ-ность нынешнего президента США ладить с окружающими проявилась еще во время его обучения в академии Филлипса в Андовере, где юный Буш стал капитаном школьной спортивной команды и президентом вы-пускного класса.
В США частные школы воспринимаются многими как узкокастовые питомники для снобов и богачей. Учитывая эти настроения, многие «преппис» опускают факты о своем пребывании в них в биографических данных, предназначенных для широкой публики /11/. Это затрудняет ана-лиз масштабов представительства и влияния выпускников частных школ в различных сферах общественной жизни.
Тем не менее известно, что подавляющее большинство их поступает в наиболее престижные университеты — Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский, Станфордский и др., входящие в аристократи-ческую «Лигу плюща», где им оказывают явное предпочтение. Так, еще в 30-х годах в Гарвардском университете открыто действовала система квот для абитуриентов, согласно которой в первую очередь принимались выпускники частных школ /12/. С тех пор крупнейшие университеты вы-нуждены были демократизировать условия приема студентов, но выпуск-ники частных школ и по сию пору пользуются там при поступлении не-гласными преимуществами.
Естественно, что и среди университетской молодежи они выделяют-ся кастовостью: из множества организаций, существующих в студенче-ской среде, «братства» однокашников частных школ отмечены особой замкнутостью и недоступны для простых смертных. Как показало иссле-дование, проведенное среди студентов Гарвардского университета, пи-томцы частных школ сохраняют там элитарный стиль жизни и в отличие от выпускников государственных школ больше сосредоточены не на за-нятиях и экзаменационных оценках, а на приятном времяпровождении в кругу себе подобных /13. Понятно, такую модель поведения не стоит абсолютизировать, но она весьма типична.
Конечно, не всем выпускникам частных школ и ведущих универси-тетов автоматически гарантированы ключевые позиции в американской экономике или политике, хотя карьера в сфере частного предпринимательства и руководство банками п компаниями в зтой среде достаточно характерны.
В свое время частные школы окончили Дж. П. Морган-мл., Дж. Уиттни, железнодорожный магнат Л. Гарриман, автомобилестроительный ко-роль Г. Форд-второй, глава банкирского дома «Диллон, Рид энд компани» с Уолл-стрита Д. Диллон. Сегодня и числе крупных американских предпринимателей, также окончивших частные школы,— миллиардер-нефтепромышленник М. Дэвис из Денвера, владелец компьютерной фир-мы «Майкрософт» У. Гейтс из Сиэтла, уолл-стритскне финансисты У. Саймон и Ш. Дэвис, техасский инвестор Р. Басс. Среди обладателей крупнейших состояний, входящих в список «Форбс-400», обучались в наиболее престижных частных школах около 50 человек, или примерно один из каждых восьми сверхбогачей /14/.
Впрочем, некоторые преподаватели частных школ считают, что эти учебные заведения готовят скорее рафинированных джентльменов, неже-ли ловких н настойчивых предпринимателей, способных к жестким бит-вам в конкурентной борьбе. Действительно, многие выпускники из тех, кто выбрал сферу частного предпринимательства, риску создания новых, собственных фирм предпочитают посты управляющих и членов советов директоров уже существующих банков и компаний.
Питомцы частных школ активно проявляют себя н па поприще го-сударственной службы. Было среди них немало министров, а трое стали президентами США, но излюбленное их место ~ внешнеполитические ведомства. При гротонце Ф. Д. Рузвельте видную роль в осуществлении внешней политики играли заместитель госсекретаря США С. Уэллес и другие бывшие гротонцы; кроме того, министром юстиции в его кабине-те был еще один выпускник той же школы, Ф. Биддл. При Г. Трумэне госдепартамент и министерство торговли возглавили гротонцы Д. Ачесон и А. Гаррилман, а в период правления Д. Эйзенхауэра послом США во Франции, а затем заместителем госсекретаря США был Д. Дпллон; к тому же в руководстве ЦРУ в тот период образовалось засилье гротонцев /15/.
С приходом в Белый дом выпускника школы Чоата Дж. Кеннеди тот же Д. Диллон был продвинут на пост министра финансов. Большого влияния и госаппарате при этом президенте достигли братья Банди, окончившие школу в Гротоне; Макджордж стал помощником президента США по национальной безопасности, а Уильям — помощником госсекре-таря. Послом США в СССР и помощником госсекретаря и администра-ции Д. Эйзенхауэра, а затем — послом во Франции при Дж. Кеннеди н Л. Джонсоне был также выпускник частной школы известный дипломат Ч. Болен.
В политику и на государственную службу выпускников частных школ побуждают идти не только собственные наклонности или амбиции, но и усвоенная ими в период ученичества идея о том, что наиболее со-стоятельные и привилегированные должны в первую очередь служить той системе, которая дала им возможность занять место среди членов пра-вящей элиты.
Ф. Рузвельт, хотя и недолюбливал школу в Гротоне из-за ее свирепой дисциплины, тем не менее неоднократно подчеркивал большое влияние, которое оказал на него ректор этой школы Э. Пибоди, и непре-менно приглашал того на церемонии инаугурации.
Обучение в частной школе Чоата не прошло бесследно и для Дж. Кеннеди. Он, как и Рузвельт, вспоминал о ней без особой приязни, по в инаугурационной речи произнес знаменательную фразу: «Спраши-вайте не о том, что ваша страна может сделать для вас, а о том, что вы можете сделать для вашей страны». То был слегка скорректированный вариант призыва, с которым классный наставник в Чоате постоянно обращался к ученикам: «Спраши-вайте не о том, что ваша школа может сделать для вас, а о том, что вы можете сделать для вашей школы» /16/.
Во многих американских публикациях о правящей элите утвержда-ется, что на рубеже 60—70-х годов, особенно после провала агрессии США во Вьетнаме, произошел упадок политической мощи и авторитета традиционного восточного истэблишмента, в котором преобладали выход-цы из частных школ и элитных университетов. Влиятельный вашингтонский журналист С.. Олсоп (кстати, сам гротонец) справедлнво писал в 1973 г.: «Множество больших ошибок было сделано тогда, когда полити-ку определял истэблишмент, состоявший из белых англосаксонских про-тестантов, и множество людей, окончивших восточные частные школы и университеты «Лиги плюща», явно не обладали теми способностями, ко-торые они приписывали себе. Некоторые из них были попросту дурака-ми» /17/. Как показывает анализ персонального состава американской злиты в 80-е годы, большинство ее представителей в свое время обучались не в частных, а в государственных школах, и том не менее добились ведущих позиций и в бизнесе, и в политике. По данным американских социологов, лишь от 10 до 20% нынешних представителей монополистиче-ской элиты и около 10% высших правительственных деятелей являются выпускниками наиболее престижных частных школ /18/. Это, с одной сто-роны, свидетельствует о достаточно высоком уровне многих государствен-ных учебных заведений, а с другой — говорит о том, что процесс форми-рования правящей элиты становится но таким закрытым, как раньше. Как считает журнал «Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт», выпускники част-ных школ уже не определяют лицо современного американского истэблишмента /19/.
Тем не менее и в настоящее время немало выпускников частных школ входят в правящую верхушку США, включая администрацию Буша. Уолл-стритский финансист Ш. Дэвис возглавляет ныне совет попечителей правоконсервативного «мозгового центра» — Фонда наследия. Другой уолл-стритский финансист, У. Саймон (был в администрациях Никсона и Форда министром финансов), сейчас тоже состоит в совете попечителей указанного фонда. В начале президентской кампании 1988 г. из 13 главных претендентов трое также были 113 числа «преппис»: сена-тор Л. Гор от демократической партии, Дж. Буш и бывший губернатор штата Делавэр П. Дюпон-четвертый от республиканской партии.
Немало выпускников частных школ можно и сегодня найти в сове-тах попечителей филантропических фондов, университетов, музеев, теат-ров и других общественных организаций, тесно связанных с верхушкой американского общества. Они тоже вносят важную лепту в осуществле-ние социальной политики правящих кругов.
Важно отметить и то, что нынешние хозяева двух влиятельнейших газет в этой стране — выпускники частных школ. Это А. Сульцбергер, председатель правления «Нью-йорк таймс», и К. Грэхем. возглавляющая семейство Грэхемов, которое контролирует газету «Вашингтон пост». Наконец, опрос сверхбогачей списка «Форбс-400» показал: многие нувориши направляют своих наследников в частные школы, рассчитывая, что только там они получат надлежащее образование и приобретут связи с влиятельными кругами американской элиты /20/. Это подтверждает вы-вод, сделанный в свое время Р. Миллсом, что частные школы служат наиболее важным каналом передачи традиций высших социальных слоев и регулирования допуска обладателей новых состоянии и новых талантов в правящую элиту. Посредством этих школ, писал Миллс, больше, чем других социальных институтов, дети старых и новых богачей через какое-то время становятся членами единого высшего класса /21/.
Уровень подготовки учащихся в частных школах по праву признан высоким. И все-таки многие круги общественности в США подвергают критике эти учебные заведения как антидемократнческие, :элитарные и недоступные для населения в целом. Отражая эти настроения, конгресс США на протяжении последних десятилетий отвергает предложения о предоставлении налоговых льгот тем родителям, которые посылают своих детей в частные школы. Кроме того, большинство американских экспертов в области образования убеждены, что одни только частные школы не способны "воспроизвести" необходимое количество специалистов и лиде-ров во всех сферах общественной жизни. Консультативная комиссия по проблемам образования, созданная при президенте Р. Рейгане в начале 80-х годов, пришла к выводу, что для сохранения поступательного раз-вития страны и удержания ведущих позиций в современном мире необходимо в первую очередь значительное улучшение качества обучения в общедоступных государственных школах.
Но нужяо сказать, что при всех острых проблемах современной аме-риканской школы, в США в гораздо большей степени, чем в Советском Союзе, созданы условия для реализации интеллектуального потенциала учащихся с разными способностями. У нас же одним из самых пагуб-ных явлений стала уравниловка, процветающая в учебном процессе. Очевидно, что зкономический, социально-политический и духовный про-гресс нашего общества немыслим без выхода всей системы школьного образования на качественно новый уровень. При этом крайне важно до-биться большего разнообразия в условиях и методах обучения, в зависимости от способностей и наклонностей детей. Вполне возможно, что ми могли бы почерпнуть кое-что полезное для себя и из опыта американской частной школы. При этом для нас не менее важно соблюдение принципа социальной справедливости и обеспечение в условиях социалистического общества равного доступа всех одаренных и способных детей к получению углубленного и специализированного образования.
Примечания
1. Ргеррies — американизм, образованный от «ргер(ргерагаtогу) sсhооl».
2. В соответствии с официально принятой в США классификацией образователь-ные учреждения среднего звена подразделяются па общественные (т. е. государст-венные) школы (public schools) и частные (private schools), финансируемые в одном случае властями штатов, в другом — неправительственными (чаще всего религиоз-ными) организациями и частными лицами. Хотя большинство составляют церковные, и прежде всего католические, школы, наиболее престижные формально не связаны с религиозными организациями. Их называют «независимыми» (independent schools), а чаще «подготовительными» (ргер schools). Именно в них, как пра-вило, учатся выходцы из состоятельных слоев американского общества.
3. Statistical Abstracts of the USA 1988, р. 128, 136.
4. Domhoff W. Who Rules America Now? A View for the '80s. Englewood Cliffs, 1983, р. 26.
5. Baltzell D. Philadelphia Gentlemen: The Making of a National Upper Class. Glencoe (Ill.), 1958, р. 339.
6. «Forbes», 26.Х.1987. р. 54,
7. Малькова 3. А. Современная школа США. М., 1971, с. 112.
8. История США. т. IV. 1945-1980. M., 1987, с. 574-575; Малькова З.А. В американских школах. - «США - ЭПИ», 1987, № 1.
9. Цит по: Thompson J. The Very Rich Book N. Y., 1981, р. 201.
10. Domhoff W. Ор. сit., р. 25.
11. По данным американских социологов М. Юсима и У. Домхоффа, менее по-ловины выпускников частных школ сообщают об этом в анкетах для справочника «Kто есть кто в Америке» (Domhoff W. Ор. сit., р. 48).
12. Silk L., Silk M. The American Establishment. N. Y., 1980 р 39.
13. Thompson J. Ор. сit., р. 204-205.1
14. «Forbes»», 25.X. 1987, р. 77.
15.Burch Ph. Elites in American History, vol.III: The New Deal to the Carter Administration. N. Y., 1980, р. 164.
16. Domhoff W. Ор. сit., р. 25.
17. Alsop S. Stay of Execution. A sort of Memoir. N.Y. 1973. р. 156.
18. Dye Th. Who's Running America. Englewood Cliffs, 1986, р. 192.
19. "US News and World Report" 8.11.1988, р. 45.
20. "Forbes", 26.X. 1987, р. 80.
21. Миллс Р. Властвующая элита. Пер. с англ. М., 1959, с. 104.