|
От
|
Круг
|
|
К
|
Виктор
|
|
Дата
|
17.05.2001 16:29:52
|
|
Рубрики
|
Манипуляция;
|
|
Либеpалы и pусофобы к этому движению относятся иначе
http://www.ng.ru/politics/2001-05-11/3_traveller.html
Леонид Радзиховский в "Независимой газете" 11 мая 2001
2 цитаты:
Микрофоны на митинге не работали, но ясно, что ничего особо содержательного там и не говорилось. Митинг, да еще и молодежный, - это всегда много шуму из ничего. Но один вполне простой и четкий идеологический лозунг мы услышали. В нем вся идейная программа попутчиков Путина: "Молодежь - за президента. Мы - та молодежь, которая поворачивается к России лицом, к Европе - задом".
Не слишком оригинально, но ясно и вполне по-молодому энергично. Вот та программа, которую суют в руки неподвижной власти. Вот те слова, которые от этой власти хотят услышать и даже делают вид, что слышат. Вот та "общая с Путиным" платформа, на которой желают стоять юноши с портретом Путина на груди.
Во всем этом, кстати, есть одно небольшое новшество. К антиамериканизму мы привыкли за последние несколько лет (даже уж и не знаем, как без него жить!). А теперь вот и к Европе тоже предложено повернуться задом. Кстати, это говорится на Васильевском спуске в те же дни, когда Кремль пытается не только дружить с Европой, но и налаживать контакты с США. Впрочем, у дипломатов свои игры, а у общества - свои.
Еще один любопытный момент. Одобрительно свистят в ответ на эти слова не коммунисты, не анпиловцы-лимоновцы-баркашовцы, а хорошо подстриженные, веселые, вполне довольные жизнью современные "дети реформ", из которых точно многие не раз бывали в Европе, почти все работают в Интернете, отлично знают западную музыку, кино и т.д. Так что в быту и работе они к Европе "задом" отнюдь не стоят - не получается. Но этих ребят тут ничего не смущает. Интернет Интернетом, а патриотизм патриотизмом. Патриотизм же они понимают традиционно: лицом к России - задом к Европе. Или еще точнее: раз выставил свой "идеологический зад" в сторону Запада - значит, ты уже тем самым и стал лицом к России.
Это - не настроение нескольких сот ребят на Васильевском спуске. Это - почти господствующее настроение "России молодой".
Вот типичный плакат одной фирмы, претендующей на то, что ее продукт заинтересует молодежь: "Наш президент - Путин. Наш брат - Данила. Наша легенда - Плисецкая". Здесь есть, конечно, определенное противоречие. Едва ли Плисецкая смотрела культовые фильмы "Брат" и "Брат-2". Но в любом случае киллер с нацистским привкусом не удостоился бы от нее даже пощечины. С другой стороны, и "наш брат", который прямо говорит, что он "евреев вообще-то не очень" (и делом это доказывает), был бы не в восторге от живущей на Западе Майи Михайловны. Она уж точно - не его легенда. Но эта нелогичность временная. Да и вообще "легенда" - это в данном случае что-то далекое и академически-холодное, эдакая дань прежним приличиям. А вот "наш брат - Данила" - тут есть энергетика, тепло, порыв.
Ведь это же интересный социальный факт: кумир молодежи - обаятельный киллер с ксенофобскими комплексами. Что больше привлекает: мужественная и современная профессия, профашистская идеология или то и другое нераздельно в его милой, хитровато-простодушной улыбке (эдакий медвежонок - "Едиоту" на заметку!)? Впору вешать для молодежи плакат: "Убийцей можешь ты не быть, но патриотом быть обязан!" В сущности, в словах "Данила - наш брат" это и сказано, только другими словами.
...
Сегодня эти настроения пытаются связать с властью. Если это получится, то из настроений возникнет идеология. Официальная идеология - "наш брат, наш президент...". А Кремль все помалкивает.