От miron Ответить на сообщение
К Сергей Вадов
Дата 02.06.2005 16:06:30 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Я веду дискуссию чтобы людям была видна альтернативная позиция.

>из уважения к Вам, как к автору книги по экономике (от которой читал выложенную на форум главу - если в интернете есть полный файл, дайте ссылку, пожалуйста),>

Если дадите е/маил по внутренней почте, я вышлю.

>первый раз в жизни отвечаю человеку, методы дискуссии которого включают написание фамилии оппонента с маленькой буквы (надеюсь, это опечатка).>

Считаем, что так.

>Кроме того, Вы, судя по тону, не до конца верите в мою искренность.>

Не верю.

>Очень хотелось бы донести до Вас и Мигеля свою позицию именно по вопросу антисемитизма в СССР (по крайней мере в некоторой части жизни в СССР), ибо если в других вопросах чувствую, что могу и ошибаться, то здесь уверен в правоте в целом (допуская, что могу ошибаться в конкретном числе).>

А не было антисемитизма, если евреи в СССР имели самый лучший с точки зрения престижности список рабочих мест. Были стенания о антисемитизме.

>Видимо, единственный возможный путь состоит во-первых, в признании оппонента искренним - если Вы меня считаете врагом, нет смысла продолжать дискуссию, во-вторых, в последовательном изложении фактов и выяснении позиции сторон по ним, в-третьих, в установлении критериев (что такое хорошо и что такое плохо).>

Давайте условно примем, что я поверил, что Вы искренни.

>1. На мехмате МГУ было "заваливание" абитуриентов по национальному признаку на приемных экзаменах.>

Мехмат был особым факультетом, как и физтех и миси. Из них ковались кадры вооружений. Точно также, но по отношению ко свем было в МГИМО. Государство имело право обеспечивать правильное соотношени енациональностей в очень важной отрасли. Кроме того, когда я бывал в МГУ в 90 годы и смотрел список преподавателей особенно на физфаке и мехфаке, то меня поражало преобладание нерусских фамилий. Значит, несмотря на заваливание, нужные люди все таки прорывались.

>Тут мне не нужно никаких справок, потому что часть застал сам, а о процессе в целом имею представление из уст людей, которым безусловно доверяю (и которые пытались противостоять процессу лично). Вы свидетелем не были, и не верите. В этом конкретном пункте я прав и уверен в этом, факт имел место быть (хотя допускаю, что моя оценка факта может не разделяться кем-то). Но как же мне доказать Вам, что факт был? В приложении статья А.Х.Шеня http://www.vif2ne.ru/nvz/forum/files/Sergei_vadow/mm.txt , возможно, она поколеблет Вашу точку зрения? [файл лучше сохранить и открыть отдельно, если открыть в Internet Explorer, не видны переносы]>

Самое интересное, что несмотря на заваливания сам Шень в аспирантуру все таки поступил. Где же здесь преступные действия властей?

Он пишет. "Доля евреев среди ученых во многих странах, в том числе и в России, существенно больше их доли среди всех жителей страны." Мой же опыт обшения с учеными разных национальностей показал, что евреи ничуть не умнее остальных. Следовательно имеется какой то другой системный фактор. Один мой бывший сотрудник, который сейчас работает в одном из университетов в Америке расказал, мне как все это происходит. Обычно евреи стараются всеми правдами или неправдами получить должность декана или завкафедрой в США. Тогда они получают возможность прогонки евреев через академические позиции. Пока идет конкурс на академическую позицию, а он достигает 300 человек на место, на эту позицию зачисляется еврейский мальчик, где то там на полгидика. Далее этот м альчик уже имеет в своем СВ указание на академический опыт и он уже имеет преимушество юперед теми, кто такого опыта не имеет.

>2. Что такое хорошо и что такое плохо? Моя позиция: увеличить число образованных представителей какого-то народа, у которого сейчас интеллигентов мало (далее условно - чукчей), есть цель достойная.>

А моя позиция – делая это не ушемлять права других народов.

>Но возникает вопрос: что важнее, цель или средства? По моему убеждению, средства важнее цели, и хоть цель у советской власти (если она была вышеописанной) была достойной, но средства были ужасные.>

Тут спор долгий. Что важнее курица или яйцо? Да средства были очень хорошие, мягкие, без педалирования национального вопроса. Придерживали евреев, но не очень, поэтому их на рабочих и не хватало. Если бы ввели тотальное квотное представительство на госдолжности, как в Ливане, то евреям досталось бы 2% от мест в науке. Вы этого хотели? И через референдум народ бы это предложение поддержал.

>Правильно было бы объявить о ситуации в открытую, и, скажем, выделить чукчам 10 мест. Так сейчас сделано в ВШЭ (для чеченцев), и это совершенно не вызывает недовольства русских или евреев, которые заранее знают, что мест для них - меньше. Правда, тут возникает другой сложный вопрос - как их содержательно учить, если уровень стартовой подготовки явно недостаточен (решение ВШЭ учить по той же программе было принято по политическим причинам и на мой взгляд, только покалечит души этим чеченцам). Можно было сделать и по-другому: добавлять чукчам несколько баллов к общей сумме - уверен, это тоже было бы понято абитуриентами других национальностей. Но выбран был иной метод - проблему в открытую не обсуждать, а втихаря давать евреям сверхсложные задачи на устном экзамене, и принимать экзамены с разными критериями у разных школьников. По-моему, совершенно отвратительный метод, это было прямое разжигание межнациональной вражды.>

Если бы все делали гласно и правильно, в соотвествии с квотным представительством, то резко увеличилось бы число рабочих евреев. Вы этого хотели? Метод же был компромисным и наверное единственно верным. Не раздражать другие нации и не очень зажимать евреев, которые действительно очень много внимания уделяли своим детям.

>Хочется сказать многое, но, видимо, нужно остановиться, ибо неясна Ваша оценка качества уже написанного. Мирон, напишите, пожалуйста, Вашу позицию: удалось ли поколебать Вашу уверенность в том, что на мехмате экзамены принимались одинаково у всех, и согласны ли Вы с моей оценкой, что методы важнее цели?>

Я знал о таком методе в МГУ и ряде других вузах, например, в физфаке ЛГУ. Но в Иванове такая практика отсуствовала. Так что евреи, не поступившие в Москве, часто ехали в Иваново и получали такие высшее образование.

>По предыдущему письму отвечу на одно Ваше замечание (про 20%). Я неудачно выразился - имел в виду, что из детей выехавших в Израиль родителей уже в Израиле получили высшее образование только 20%, что меньше, чем у их родителей в СССР (кажется, среди отъезжающих было 85%). Эти числа я слышал по радио, и ссылки привести не могу. >

Я имел другую информацию и тому радио не верю.

>Они были аргументом в пользу тезиса, что евреи, уезжая в Израиль из СССР, в материальном отношении (в среднем) скорее проигрывали. Возможно, аргумент неудачен. Но все же - Вы сам тезис оспариваете или согласны?>

Если аргумент неудачен, то и тезис не верен.