От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 31.05.2005 22:27:28 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Наталья Иванова. Бродский на фоне Шолохова (*+)

31 мая 2005 г., вторник
Адрес страницы: http://www.polit.ru/culture/2005/05/30/ivanovabrodshol.html
АВТОР
Наталья Иванова
Бродский на фоне Шолохова

Месяца полтора тому назад я поучаствовала в съемках ток-шоу Александра
Архангельского <Тем временем> (канал <Культура>). Главной темой программы,
которая должна была выйти в эфир 23 мая, то есть накануне, а повторяться
24-го (передачу перенесли на неделю - видимо, чтобы не дразнить известных
гусей, и она выйдет на экраны сегодня), и были два совпавших 24-го мая
юбилея - столетие Шолохова и шестидесятипятилетие Иосифа Бродского.

Конечно, на фоне общих проблем - советской цивилизации и советской культуры:
отошли ли мы от всех идеологических напряжений? Осталось ли - после всего -
отношение к прозе Шолохова, скажем, как к чистой воды искусству? Можно ли
говорить о прозе без включения личностного аспекта? Как спрашивает Мариэтта
Чудакова в статье <Пределы самосохранности>, опубликованной во <Времени
новостей> 24 мая:
<Так кому же сегодня 100 лет? Автору великого романа ХХ века или кому-то
другому?>.


Вроде бы вялая по началу, наша теледискуссия раскалилась в ходе обмена
репликами: так все-таки и Шолохов (с его <Поднятой целиной> и оголтелым
выпадом против Синявского и Даниэля; вы будете смеяться, но был на Дону и
такой писатель - Шолохов-Синявский, двое в одном флаконе); и Николай
Островский с Павкой Корчагиным - все это наша история? Или придется в конце
концов осуществить волевое усилие, выбрать ценности, оставив автора,
получившего все, что ему причиталось и даже больше того, советскому
прошлому?


На <шолоховский> юбилей ТВ откликнулось множеством программ: здесь и
доброкачественные советские экранизации <Тихого Дона> и <Поднятой целины>, и
документально-серийные ленты (<Писатель и вождь>), и, как водится теперь,
<Загадки Шолохова> (в жанрах загадки и сплетни телевидение работает упорно и
целеустремленно - см. хотя бы последний из телешедевров, <Звезда эпохи>).
Шолохов так и эдак, здоровый и приболевший, веселый и взгрустнувший, на
балконе и при папиросе. Дети. Уже давно немолодые. Ну что скажут дети о
родном отце, если они не Павлики Морозовы? Но взгляд выхватывает:
соответствующее литературное окружение, обок Шолохова - Верченко с
Софроновым в Вешенской за юбилейным столом.


<Литературная газета> отметила шолоховский юбилей полноценно и
неоднократно - и в ? 20 (с <опытом юбилейной апологетики> выступил главный
редактор, с не менее апологетическими статьями - крупный знаток всего
советского и антисоветского, особо отличившийся в истории с погромом
<МетрОполя> Ф.Ф. Кузнецов (прототип аксеновского Клизмецова из романа <Скажи
изюм>), другие малоизвестные и совсем не известные товарищи, всего - 4
полосы), и в ? 21. Но и мимо памяти Иосифа Бродского газета все-таки не
прошла: 15 строк занимает крошечная заметка об открытии мемориальной доски
поэту в Калининграде. Всяк сверчок знай свой шесток!


Контекст же исторический, амбивалентность фигуры Шолохова - никем (кроме
полосы во <Времени новостей>) и никак всерьез не затронуты. Памятник отмыт
дочиста, венки изготовлены заново и аккуратно уложены. Новый миф укрепляется
и растет на фундаменте старого.


Что же касается Иосифа Бродского, то его юбилей был более чем скромно
<помянут> старым документальным фильмом на <Культуре>. Дата, конечно, не
такая круглая. Но не в дате дело.
Дело в том, что Бродский, в отличие от Шолохова, - писатель не народный и уж
тем более не государственный. То, что он оставил, - высокая поэзия, которая
никогда не будет востребована в народном (и массовом) порядке. Не вижу я в
своем воображении картин, запечатлевших массовый ход петербуржцев с венками
к памятнику Бродскому, - Комитет по культуре города даже не дает памятник
воздвигнуть (хотя соответствующий конкурс был проведен, и скульптор победил.
Не Церетели). И музей в квартире, где пока что из коммуналки откупили одну
всего комнату, тоже не открыт (вдова поэта передала Петербургу
<американский> кабинет поэта. Приютила, как изящно выразились на НТВ,
Ахматова в своем музее). Но то ускорение роста, которое Бродский придал
русской поэзии, привив ей и английскую поэтическую ветку, тот масштаб, почти
космический, которым он снабдил свою лирику, то интеллектуальное щегольство,
с которым проявлялась в стихе его ирония, - все это направлено в будущее.


Вот урок юбилея - никто не знает, как это будущее повернется. Еще в 1996
году в статье <Ностальящее> я предсказала, что даже стёбное возвращение
советской эстетики на телеэкраны, в рекламные щиты и пр. грозит возвращением
советского мифа. Я, конечно, не Кассандра, я просто училась предсказаниям у
Андрея Донатовича Синявского (помните его соображения насчет <эстетических
расхождений> - отсюда и моя мысль об эстетических схождениях). На самом деле
уже тогда стало ясно, чем может обернуться эта игра с эстетикой.
Послевкусие - юбилейное - у меня самое скептическое. И вот еще: Путин поехал
в Вешенскую на торжества. Вряд ли Путину при его - хотя бы внешнем -
западничестве так уж важен Шолохов. Из его реплик я поняла, что вряд ли он
романы Шолохова читал. Но надо. Надо возглавить тенденцию, если уж она пошла
в этом направлении. Ему бы в Питер, к Бродскому, на Васильевский остров, на
набережную Невы: куда там. Мифология национально-советского единства ведет
Путина за собой - не Рогозину же ее уступать? Поэтому готовиться - не только
к юбилею, но и к будущему - нам всем надо заранее. С широко открытыми
глазами.

30 мая 2005, 13:21При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на
Полит.ру обязательна. При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка
www.polit.ru. Все права защищены и охраняются законом. © 1999-2004 Полит.ру