|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
31.05.2005 22:27:24
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
(для Мирона!!!!) В. Милитарев, Т. Шлихтер. Москва и "москвичи в первом поколении" - Предчувствие гражданской войны (*+)
Русский Журнал / Обзоры /
http://www.russ.ru/culture/20050531_milit.html
Москва и "москвичи в первом поколении"
Предчувствие гражданской войны
Виктор Милитарев, Татьяна Шлихтер
Дата публикации: 31 Мая 2005
Достаточно широко известно, что коренные москвичи относятся к приезжим с
некоторой настороженностью. Еще в 1997 году социологический опрос,
проведенный по нашей просьбе Леонтием Бызовым (тогда один из нас вел
избирательную кампанию "Яблока" в Московскую городскую думу), показал это с
достаточной убедительностью. Полученные данные неоднократно подтверждались и
многочисленными фокус-группами.
Что настораживает москвичей в приезжих? Их, приезжих, повышенная социальная
активность. По мнению многих москвичей, значительная часть приезжих обладает
социальными амбициями, сильно завышенными по сравнению с уровнем аналогичных
амбиций москвичей.
Таким образом, москвичи считают приезжих гораздо более высококонкурентными,
чем самих себя, и опасаются этой конкуренции. Таким образом, "лимитофобский
комплекс москвича" основывается на страхе быть вытесненными с рынка труда
агрессивными пришельцами. Сюда же относятся и опасения по поводу того, что
приезжие готовы не только к острой, но и к недобросовестной конкуренции с
москвичами.
Насколько эти опасения соответствуют действительности, без дополнительных
исследований судить трудно. Однако опыт повседневного
субъективно-социологического наблюдения за "москвичами в первом поколении",
занимающими рабочие места на рынке высококвалифицированного труда,
свидетельствует о том, что опасения москвичей в отношении приезжих не
являются чисто невротическими, но имеют под собой некоторые (хотя, возможно,
и достаточно шаткие) основания.
Объективно социологическая сторона этих оснований достаточно прозрачна.
Понятно, что человек, не имеющий в городе, в котором он работает,
собственной квартиры и вынужденный тратить немалые деньги на аренду жилища и
откладывать средства на покупку квартиры в обозримом будущем, старается
зарабатывать намного больше, чем работающий на аналогичном рабочем месте
счастливый квартировладелец москвич.
Однако, как мы уже говорили выше, здесь наличествуют и субъективные
основания. Так, некоторые из наших знакомцев признавались в минуты
откровенности, что воспринимают свою жизнь в Москве в контексте "выживания",
а не "просто жизни". Признаться, для нас было неожиданностью слышать это от
людей, которые живут в Москве по зову сердца, а вовсе не по причине какой-то
фатальной необходимости. Подозрения усиливаются, если исследовать скрытый
смысл, вкладываемый сегодня, казалось бы, достаточно благополучными
представителями средних слоев в слово "выживание". В отличие от людей
бедных, которые подразумевают под выживанием такие условия жизни, в которых
добывание еды и одежды для себя и членов семьи является достаточно
затруднительным, "мидлы" явно подразумевают под выживанием нечто иное. По
нашему глубокому подозрению, когда достаточно обеспеченные люди употребляют
применительно к своей жизни слова "необходимо выживать", это свидетельствует
в первую очередь не о том, что они оценивают свой жизненный уровень как
значительно более низкий, чем желательно им самим, но совсем о другом, а
именно - об оправдании своего права на моральное индульгирование
неблаговидных поступков в отношении ближних.
В самом деле, если уж приходится выживать, как же тут не пихнуть локтем
сослуживца?! Ведь если я не отберу у него рабочее место, может быть, я и не
выживу в этом проклятом городе. Обратный пример: москвич, связанный с
политикой, может себе позволить участвовать только в тех политических
кампаниях, которые отвечают его политическим убеждениям и организованы
симпатичными, с его точки зрения, лидерами. Он может позволить себе критику
в адрес начальства или каких-то влиятельных людей: "Без работы не останусь,
в крайнем случае квартиру сдам". А вот как поведет себя в аналогичных
обстоятельствах "выживатель"?..
В пользу этой гипотезы говорит и та иррациональная злобность в отношении
москвичей, которую нам неоднократно приходилось наблюдать у поселившихся в
Москве мигрантов. Нередко сталкиваясь с подобным поведением достаточно,
казалось бы, хороших знакомых, мы бывали немало удивлены. Поневоле
складывалось впечатление, что эти люди считают нас в каком-то смысле своими
вечными должниками только потому, что мы живем в этом городе с рождения и
имеем квартиры в Москве. Наше удивление оказалось небезосновательным.
...Однажды один наш хороший приятель, некоренной москвич, достаточно давно
живущий в этом городе, признался нам в СТРАШНОМ. Он рассказал о том, что
многие амбициозные молодые люди, переезжающие в Москву в поисках успеха,
действительно считают москвичей своими должниками, не тая эту москвофобию
друг от друга, но тщательно скрывают ее от коренных москвичей. Более того,
по словам нашего знакомого, в этих кругах считается своеобразной доблестью
устроить "этим проклятым москвичам" какую-нибудь мелкую гадость или
"подставу".
После этого к нам в голову закралось страшное подозрение: не связывают ли
москвичей и мигрантов в Москве отношения наподобие межэтнической вражды,
хотя обе стороны конфликта являются стопроцентными русскими? Наши подозрения
усугубились в ходе частых поездок по российским областным центрам. До этих
поездок мы искренне верили в то, что в большей части российских
провинциальных городов уровень и качество жизни существенно ниже, чем в
Москве. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что это не так:
уровень и качество жизни в большом числе российских областных городов вполне
сопоставимы с уровнем и качеством жизни большинства москвичей (под
"большинством" мы понимаем всех москвичей за вычетом миллиона-другого
по-настоящему богатых). И как прикажете в таком случае интерпретировать
постоянно доносящиеся из провинции вопли и стоны про проклятую Москву,
которая зажралась, тогда как мы тут у нас: и т.д. и т.п.?
И тогда мы решили провести простой социологический эксперимент в духе
Гаральда Гурфинкеля. Один из нас поместил в "Живом журнале" текст
( http://www.livejournal.com/users/another_kashin/1392550.html?replyto=109257
34), содержащий в себе достаточно типичное отношение коренного москвича к
мигрантам.
Несмотря на то, что некоторая провокативность свойственна любому
"гурфинкелингу", мы были достаточно честны, поскольку и сами разделяем это
типичное отношение. Успех нашего эксперимента превзошел все ожидания
( http://www.livejournal.com/users/another_kashin/1392550.html?thread=1092573
4#t10925734). Более того, в дискуссии приняли активное участие и большое
число русскоязычных ЖЖ-юзеров из дальнего зарубежья. Градус общей ненависти
к Москве и москвичам превысил все мыслимые пределы. Полторы недели весьма
экспрессивных и эмоционально-выразительных текстов агрессивно-инвективного
характера с полноформатным использованием обсценной лексики (содержавших
только оценки и выражения эмоций и полностью свободных даже от малейшей
попытки рационализации) полностью подтвердили нашу гипотезу.
Некоторая часть мигрантов действительно рассматривает свои отношения с
коренными москвичами через оптику межэтнической или межрасовой войны.
Оказалось, что даже сами слова "приезжий" и "мигрант" воспринимаются ими
аналогично тому, как представители соответствующих групп воспринимают такие
ругательные характеристики, как "жид", "чурка", "хачик" и т.д. А уж
использование даже в шутку слова "лимитчик" вызывает реакцию, подобную той,
которую могла бы вызвать у армянина фраза "жаль, вас младотурки не до конца
дорезали".
Многие доходят даже до того, что настоятельно требуют вывести из практики и
срочно забыть все привычные способы именования немосквичей в Москве и
заменить их на единственно допустимый и политкорректный термин "москвичи в
первом поколении".
Мы, разумеется, не знаем, какая часть московского среднего класса с
немосковскими корнями обременена этим "неврозом Растиньяка". Большая часть
наших знакомых "москвичей в первом поколении" очень достойные и милые люди.
Но факт остается фактом: помимо известных всем чрезвычайно острых проблем
взаимоотношений москвичей с нерусскими мигрантами существует и проблема,
описанная в этой статье. Как ее решать, мы честно говоря, не знаем.