|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
18.05.2005 23:21:45
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"Росбалт". Россия - расколотая страна? (*+)
Россия - расколотая страна?
Дискуссия на эту тему на днях состоялась на петербургской площадке
<Росбалта>. Предполагавшейся отправной точкой обсуждения в определенной
степени были воззрения известного американского философа Самюэля
Хантингтона, который определил Россию как типичную <расколотую страну>,
население которой никак не может определиться: то ли влиться в западный
проект, то ли бросить Западу вызов и продолжать экспериментировать с
собственным миропроектированием.
----------------------------------------------------------------------------
----
Однако дискуссия с самого начала изменила содержательный вектор: завкафедрой
политической психологии СПбГУ, профессор Александр Юрьев, выступавший
первым, в качестве главной российской линии раскола определил другую - между
богатыми и бедными. Он даже ввел новое и очень жесткое определение
существующему на сегодня в России строю - имущественный апартеид. По мнению
и по данным Юрьева, пропасть социального неравенства в России углубляется и,
если дело пойдет так и дальше, это неизбежно приведет к катаклизмам.
Профессор Юрьев говорил и о другом аспекте этой проблемы - девальвации
человеческой личности и нежелании руководства страны перейти от абстрактных
финансовых принципов к принципам построения общества для людей и целевого
планирования. <Каковы цели министерств и ведомств? Получить как можно больше
денег и успешно их истратить>, - полагает профессор Юрьев. Подробно он
описал эту схему на примере Минздравсоцразвития. По мнению профессора, это
ведомство должно быть нацелено на то, чтобы возвращать людей к полноценной
жизни. Оно же, напротив, заинтересовано лишь в том, чтобы количество
нуждающихся в социальной поддержке росло, так как это увеличивает бюджет
министерства.
<Государство - это завод по производству качественных человеческих ресурсов,
у нас же за прошлый год население сократилось на миллион семьсот тысяч,
очень низкая продолжительность жизни и ухудшающееся состояние здоровья
населения>. Значит, государство не справляется со своими функциями.
Пренебрежительное отношение государства к человеку ретранслируется и на
других уровнях общества и приводит к снижению качества отношений между
людьми. Государство не ценит нас, мы не ценим друг друга...
Выступление Юрьева было подкреплено данными исследований, которые
представила его коллега по кафедре политической психологии СПбГУ Мария
Пушкина. Как показывают эти данные, среди четырех факторов
психолого-политической стабильности - социальное неравенство, концептуальные
споры, межнациональные конфликты, религиозные разногласия - по всем регионам
страны, за исключением зон этнических конфликтов, доминирует фактор
социального неравенства. Остается пожалеть, что у психологов нет возможности
осуществлять постоянный мониторинг всех этих факторов в разных регионах
страны.
Раскол между богатыми и бедными был признан основным российским
противоречием и остальными экспертами. Впрочем, профессор-историк Ефим
Резван дополнил этот раскол другим - между обществом и властью. Власть не
рассматривает людей как людей, согласился с Юрьевым Резван, и не несет за
людей никакой ответственности. <Раньше мы хотели правительства молодых
профессионалов, технократов... Мы получили его, но, как оказалось, они не
видят страну как сообщество - только как совокупность финансовых потоков>.
Резван коснулся и потенциальной возможности <влиться в западный проект>. На
его взгляд, такой возможности у России просто нет: Запад не готов и не
способен принять Россию целиком и готов <переваривать> ее только по частям.
Хотят ли <российские части> быть <переваренными> Западом? По мнению Резвана,
в последнее время много ездившего по стране, в российских регионах
достаточно сильно желание оставаться вместе, в рамках единой страны...
Сама идея толерантности - жизни вместе, оставаясь разными, - может, на
взгляд Резвана, стать российской национальной идеей, в противовес
всеунифицирующей глобализации. Идея единства России, по его мнению,
прорастает именно сейчас - как ответ на попытки Запада <отстроить> нас в
нужном ему порядке.
Профессор-социолог Зинаида Сикевич в своем выступлении опиралась на данные
социологических исследований. И констатировала <разруху в головах> россиян.
Были исследованы три линии расколов: Восток - Запад, советское -
либеральное, народ - власть. По данным Сикевич, отношение к <Западу>
действительно сильно разнится. От определений <враг>, <плохой пример для
подражания> - до <школа жизни>, <экономический ориентир>. Что любопытно, в
качестве привлекательной стороны <Запада> люди в любом случае видят только
его высокий экономический стандарт. Исследование <советского - либерального>
выявило высокий уровень державных установок и большую приверженность
равенству, нежели свободе.
Что касается последнего <раскола>, вывод прост и знаком: у нас есть <они> -
плохая богатая власть и <мы> - хороший несчастный народ. Однако, президент,
по словам Сикевич, в глазах народа - скорее <мы>, чем <они>. Очень любопытны
и данные ассоциативных методик, использовавшихся профессором Сикевич для
исследования отношений по линии <народ - власть. (См. материал <Расколотое
сознание как отражение расколотого общества>).
Мрачная картина вырисовывается из данных пилотных исследований,
представленных Натальей Свешниковой (кафедра политической психологии СПбГУ).
Люди, живущие в России, не идентифицируют себя как граждан того государства,
которое строится сейчас руководством страны. Прослеживается разлом между
такими понятиями как <страна> и <родина>, <страна> и <государство>.
Затронуты эрозией базовые смыслообразующие понятия, и общественное сознание
находится в состоянии смуты.
Объединение и сплочение России возможны, но не на основе существующей
сегодня государственности, полагает Свешникова. На этом фоне она отмечает
формирование региональных локальных сообществ и субкультур, в которые люди
<уходят> из чужого им государства.
Любопытную ноту в обсуждение внес политический обозреватель и аналитик
петербургского телевидения Сергей Шелин (<5-й канал>). На его взгляд, только
бедные и социально-зависимые россияне являются на сегодня <гражданами
России>. Сложно сказать, сколько этих людей в среднем по России: можно
предположить, что от 25 до 50 процентов населения. Это пенсионеры,
низкооплачиваемые бюджетники, часть учащихся... Что же касается более
экономически благополучной части общества, то, на взгляд Сергея Шелина,
наиболее богатые 5-10% давно уже являются <гражданами Запада>, отправляя
туда детей и размещая там большую часть своих капиталов. А так называемый
<средний класс> - работники успешных компаний и фирм - являются <гражданами
корпораций>, будучи зависимыми и ориентированными в большей степени на свои
компании, чем на государство, от которого им, как говорится, ни горячо ни
холодно.
Идеи Шелина нашли неожиданный отклик в выступлении политического психолога
Валерия Бутузова. По его мнению, источником добра в России всегда была
община, а государство всегда воспринималось как источник зла, внешняя
недобрая сила. <Справедливый закон> - это, по традиционным российским
меркам, нонсенс. Закон - производная государства, он всегда несправедлив по
отношению к простому человеку, который ищет опоры и защиты не у государства,
а у общины. Тем не менее, любовь к родине - неотъемлемая российская черта. А
преодолевается это противоречие между любовью к родине и негативным
отношением к государству с помощью веры в <доброго царя>, который в
общественном сознании всегда отделялся от государства. Собственно, эту схему
как раз и выявили социологические данные Зинаиды Сикевич.
По мнению писателя Андрея Столярова, глобальная транснациональная экономика,
становление которой мы наблюдаем по всему миру, не принимает патерналистских
государств в принципе. Космократы-глобалисты, в лице примерно 20 миллионов
самых богатых, преуспевающих, влиятельных и динамичных людей планеты,
<стёсывают> неудобные им национальные рельефы. Их не интересуют люди как
люди, их интересует только человеческий ресурс. Глобальной экономике
неудобно действовать через государство, она хочет подключаться к ресурсу
напрямую.
Вполне может быть, что глобальной экономике будет удобнее Россия,
разделенная на четыре части - Европейская часть, Урал, Сибирь, Дальний
Восток. Не потому, что кто-то что-то имеет против единой России - просто так
удобнее подключать российский ресурс к сложившимся экономическим зонам.
По мнению Андрея Столярова, это вечное противоречие между традицией и
инновацией. И нынешняя ситуация оставляет России очень небольшое
пространство и время для построения собственного национального проекта,
который должен подключить нас к глобальной мировой экономике. Если элита
страны не сумеет решить этой задачи в кратчайшие сроки, то ее сметут и,
может статься, мы будем подключены к мировым структурам не как страна
Россия, а как четыре разных государства, говорящих на русском языке.
С близких позиций выступил и писатель Николай Ютанов. Он, однако, произвел
довольно подробный анализ существующих <растяжек> и <связностей>. Итак,
главные геополитические растяжки для России: Север - Юг, Запад - Восток.
Российским севером, на взгляд Ютанова, довольно активно интересуются
американцы, юг - область диффузного проникновения ислама, прежде всего в
Приволжский округ. Западный стандарт жизни пытается занять российское
пространство до Урала. Что касается российского востока, то, по мнению
Ютанова, там идут процессы несколько более тонкие, чем принято обычно
думать.
Китай проникает в Россию не столько населением, сколько капиталом, причем,
очень агрессивно. Николай Ютанов обозначил четыре потенциальных зоны входа
китайского капитала: промышленная зона, возводимая китайцами возле
Ярославля, такая же зона, проектируемая в Калининграде, и два планируемых
<чайна-тауна> - в Москве и Петербурге. Что же касается освоения азиатским
населением российской территории, то Ютанов, на основании собственных
полевых изысканий, утверждает: это в основном не китайцы, а корейцы активно
осваивают наш Дальний Восток.
Остающимися у России <связностями> Ютанов считает, в первую очередь, русский
язык, как язык управления, а также российские железные дороги со своими
собственными стандартами и российскую энергосистему. <Это РАО <ЕЭС> ведет
сейчас борьбу на Востоке за наше влияние, привязывая к российским стандартам
соседние азиатские страны>, - утверждает Ютанов.
Если у вас нет своего проекта, значит, вы работаете на чужой, - заключил
свое выступление Николай Ютанов, процитировав Сергея Кургиняна.
Всегда ли это плохо? - можем спросить мы. Этот, на первый взгляд, банальный
вопрос на самом деле исполнен глубоких смыслов. Насколько индивидуальная
идентичность завязана на принадлежность к великому государству Россия? И с
каких позиций надо оценивать будущее: с позиций, <что будет хорошо для
государства России> - или с позиций, <что будет хорошо для людей, живущих на
одной шестой части суши>?
Судя по прозвучавшим в ходе дискуссии данным, россияне не очень-то
идентифицируют себя с существующим государством, всё в большей степени
предпочитая искать поддержки в локальных субкультурах, этнической или
религиозной идентичности. Тем не менее, стремление быть вместе, сохранять
наработанные веками связи еще сильно, и у российской власти есть шанс
использовать этот ресурс для сохранения целостности страны и ее развития,
если, конечно, у власти есть такая цель (истинная, а не декларируемая на
публику).
Среди общих ценностей страны надо, видимо, обозначить сформировавшуюся и
существующую ценность - русский язык. Другой потенциальной национальной
ценностью могла бы стать этническая и религиозная толерантность - умение
жить вместе, оставаясь разными, в противовес предлагаемому глобализацией
<плавильному котлу>. Однако, времени для реализации этой идеи - исчезающе
мало...
Остается добавить, что дискуссия прошла в рамках нового совместного проекта
<Росбалта> и телеканала <Россия> - <Петербургская параллель>. Проект
предполагает проведение дискуссий и телесъемок в цепочке городов,
расположенных на той же географической параллели, что и Петербург.
Предварительный список этих городов - Белозерск, Краснотурьинск, Стрежевой,
Олекминск, Магадан. Реализовать проект планируется в течение лета. Его
результатом станут аналитические материалы и документальный фильм.
Темы следующих двух дискуссий в Петербурге: <Российские архетипы> и <Два
исторических выбора России и их последствия. Восточное христианство и
коммунизм>.
Татьяна Чеснокова, ИА <Росбалт>
----------------------------------------------------------------------------
----
Материалы по теме:
26.04.2005 14:30 Санкт-Петербург. Презентация совместного проекта ИА
<Росбалт> и телеканала <Россия -Санкт-Петербург> <Петербургская параллель>
26.04.2005 11:11 <Росбалт> и <Россия> начинают исследование <Петербургской
параллели>
Версия для печати Оставить комментарий (23)
Постоянный адрес статьи:
http://www.rosbalt.ru/2005/04/29/206748.html