От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 17.05.2005 21:19:06 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Н. Иванова. "Я не стала бы писать этот текст, если бы..." (*+)

Наталья ИВАНОВА


http://www.russ.ru/columns/condition/20050512.html

Организация банкетов и вечеринок
Дата публикации: 12 Мая 2005

Я не стала бы писать этот текст, если бы председатель Совета Федерации
Сергей Миронов не вышел с инициативой выдвижения устроителей праздничного
шоу на Красной площади на соискание Госпремии по искусству.
Ко Дню Победы в России готовились заранее - и затратили на празднование
десятки миллионов долларов. Что ж, и бюджета, и внебюджета России не жалко,
если речь идет о достойной встрече международных гостей и прежде всего о
духе своего народа.
Но как его, этот дух, утешали и поднимали?
Не буду особо касаться военного парада - на фоне гипсокартонного знака
Победы, заслонившего собой мавзолей, сидевшие на трибунах VIPы, надо думать,
порадовались выправке и правильно оттянутым носкам. Однако живое
сопоставление кадров хроники - летящих навстречу друг другу на белых конях
маршалов Жукова и Рокоссовского - со стоящим в унылом сером автомобиле ЗИЛ
министром обороны... нет, сравнение не в пользу министра. Лучше бы хронику
не показывали!
То, что происходило там же, на Красной площади, вечером, в виде шоу,
нуждается в некотором описании.
Вместо памяти и скорби получился мюзикл: неважнецкий балет с лихими
подпевками под фанеру. А ведь какой замах! Устроители замахнулись на всю
историю войны. И война выглядела прежде всего как череда триумфов. Особенно
жизнерадостных - когда "жители" Польши, Чехии, Венгрии и Австрии закружились
в вальсе.
Спрошенный телекорреспондентом о впечатлениях при входе в парк Горького в
тот же день ветеран укорил министра обороны за то, что он не обозначил адрес
победы: "Победа над кем? Над немецко-фашистскими захватчиками!.." Так вот,
по-моему, вечернее шоу было победой над всеми, кто потерял родных и близких.
То есть над самим обществом - не говорю о народонаселении, которому
строго-настрого запретили соваться на этот праздник для избранных.
Но телевидение донесло и до нас, грешных, стилевое решение.

Итак, история в картинках.

Очень похоже на открытие Олимпиады.

Главной задачей устроителей стало пронести оптимистическое настроение сквозь
всю нашу не самую веселую военную историю. Поэтому, видимо, веселые ребята
решили и самих ветеранов нарядить в новые одинаковые костюмчики, дать по
красной гвоздике в каждую ветеранскую руку, посадить в "ряженые" грузовики
(типа - времен Отечественной войны); и вечернее шоу пустить в том же
"ряженом" духе. "Виллисы", те же самые грузовики и даже симпатичный
свежепокрашенный трамвайчик. Кордебалетно-спортивные девушки и не менее
спортивные ряженые почему-то в полосатое (концлагерь?) розовощекие юноши,
сходясь и расходясь в танце и пантомиме, изображали уход на войну, блокадный
Ленинград, тыл и всяческие страдания. Но когда эстрадная дива запела стихи
Осипа Мандельштама как вальсок о военных денечках - тут терпение лопнуло.
Мандельштамовский "звонок", ударяющий в висок, "жду гостей дорогих" - это
все, оказывается, относится к блокадному городу. У нас ведь одна история, а
не только одна на всех Победа: такая нынче устанавливается государственная
идеология. (Исторические тонкости вроде ночных "звонков" на лестнице в 30-е
годы устроителей шоу не интересуют.) А Золотухин на танке? А Кобзон? Какой
же праздник без партийно-комсомольского голоса вездесущего, как Церетели,
Кобзона! А Мирей Матье, доставленная к столу, то есть, тьфу, прямо к шоу?
А Пугачева в чем-то алом, шелковом, соблазнительно приоткрывающем полную
ножку? А бравые "американские" парни-чечеточники?
На Поклонной горе было не хуже: против "красной" Пугачевой - наша Наташа
Королева, против одетой в траур (единственной в тот вечер!) Мирей Матье -
сам "сделанный в СССР" Олег Газманов: балет, КГБ, икра - все наше, все
отечественное.
Торжество пошлости и безвкусицы - это еще можно простить. Ну, Розенбаум на
Дворцовой. Ну, вряд ли испугались этих громких звуков тени Клавдии Шульженко
и Марка Бернеса.
Тихие тогда, в войну, были песни. Громко бы пели - фашисты бы достали. На
звук.
Тут другое: насаждаемая, вбиваемая в головы молодых, между прочим, людей
идеология, в которой нет места скорби.
Культурполитика, живо напоминающая самодельный плакатик на деревенском
трактире в дачном Переделкине, чей текст вынесен в заголовок этой колонки.
Остается единственное: воспринимать и парад, и шоу в постмодернистском
ключе. И тогда - тогда можно подвергнуть предъявленный на Красной площади
текст соответствующей деконструкции. Что сказалось? Сказались
геополитические комплексы, не дающие покоя власти, и сказался цинизм самой
художественной элиты: кто же, как не она, этот самый танцпол на гекатомбах
устроила?