>> А если обман вскроется - человеку захочется исследовать и реальный мир.
>
>Это - потребность. Даже если она биологическая по природе (в чём я сомневаюсь),
>её могут перекрывать потребности социальные, матричные.
Это не потребность, а догма. "это – чисто стадное сознание, и человек отличается здесь от барана лишь тем, что сознание заменяет ему инстинкт, или что его инстинкт осознан." (К. Маркс "Немецкая идеология"). Сейчас сказали бы "культура заменяет ему инстинкт". Но натуралисты 19 века культуры не знали (вернее считали ее дефектом сознания) и полагали сознание врожденной способностью к отражению действительности. В 19-м веке марксисты о сознании ничего путного сказат не могли потому что не знали, а в 20-м уже и знать не хотели.
>Тогда Вы и сами - идеалист. Я лишь согласился с Марксом и Вами, что
>"общественные отношения, порождающие человека, в конечном счете определяют
>условия производства орудий, условия производства." Отношения - первичны, орудия
>- вторичны. Что не так?
Марксисты не скажут Вам что не так. Чтобы сразу не получить народной дубиной по голове как за "жена и дети рабы мужчины". Дело в том что марксово натуралистическое "общение" да "отношения" ничего обшего не имеют ни с туземными русскими понятиями, ни с научными. Это очередная дикость буржуазной идеологии 19 века. Для Маркса "общение" и "отношения" - ето исключительно обмен товарами. Все то что понимают под обшением нормальные люди Маркс называет не обшение, а "идеализм".
"Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение. Это положение общепризнано. Но не только отношение одной нации к другим, но и вся внутренняя структура самой нации зависит от ступени развития ее производства и ее внутреннего и внешнего общения. Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у нее разделение труда." http://psylib.org.ua/books/marxe01/txt01.htm#3
Вот, скажем, в чем состоит обшение в семье? В распоряжении мужчины трудом жены и детей. Все остальное "фантомы в мозгах людей".
В комментарияк к "немецкой идеологии" переводчики стыдливо комментируют етот марксистский новояз следуюшим образом:
"Термин "Веркехр" в "Немецкой идеологии" имеет очень широкое содержание. Этот термин включает материальное и духовное общение отдельных индивидов, социальных групп и целых стран. Маркс и Энгельс в своей работе доказывают, что материальное общение, и прежде всего общение людей в процессе производства, является основой всякого иного общения. В терминах "Веркехрсформ", "Веркехрсвеисе", "Веркехрсверхäлтниссе", "Продуктионс- унд Веркехрсверхäлтниссе" ("форма общения", "способ общения", "отношения общения", "отношения производства и общения"), которые употребляются в "Немецкой идеологии", нашло выражение формировавшееся в это время у Маркса и Энгельса понятие производственных отношений. " http://psylib.org.ua/books/marxe01/refer.htm#17
"духовное" - отсебятина добавленная для русских аборигенов. Приходится изобретать "Духовное обшение целых стран", чтобы скрыть от читателя отрицание Марксом духовного, обшения между людьми:
"Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий. То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д. того или другого народа. Люди являются производителями своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствующим этому развитию общением, вплоть до его отдаленнейших форм {24}. Сознание [дас Бевуßтсеин] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [дас бевуßте Сеин], а бытие людей есть реальный процесс их жизни." http://psylib.org.ua/books/marxe01/txt01.htm#4