От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 06.05.2005 20:20:44 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты; Версия для печати

Историческая память и исторические манипуляции ("The Economist", Великобритания) (*+)

http://www.inosmi.ru/stories/01/05/29/2996/219434.html

Историческая память и исторические манипуляции ("The Economist", Великобритания)
В России существует сложное отношение к самому ужасному и славному периоду ее истории


06 мая 2005
Сюжет: Путин - молод и силен



Проблема России, утверждается в одном из исследований о постсоветском периоде ее истории, связана с провалами в памяти. Почему,
спрашивают западные наблюдатели (да и некоторые россияне), в Москве не увидишь мемориалов и музеев, посвященных жертвам репрессий,
ГУЛАГа и голода? Почему власти, в отличие от правительств Германии или ЮАР, не спешат со словами покаяния? Однако на этой неделе в
России повсюду - от юбилейных плакатов ко дню Победы до телепередач - преобладают совершенно иные аспекты исторической памяти.

Западные представления об истории второй мировой войны вызывают у многих россиян обиду и возмущение - и не без оснований. В годы
войны СССР был союзником Запада и вызывал всеобщее восхищение, но сегодня - после десятилетий Холодной войны - мало кто из британцев
и американцев знает, что в эти годы СССР потерял 27 миллионов человек - больше, чем все другие союзные страны вместе взятые? Многим
ли на Западе известно, что три четверти людских потерь германская армия понесла на Восточном фронте? Почти у каждого россиянина на
войне погиб кто-то из родственников. Из уважения к их памяти новобрачные и сегодня фотографируются на Поклонной горе, где расположен
главный музей второй мировой войны. Чуть ли не каждый может рассказать какую-то историю, связанную с войной. Пожилой врач Василий
вспоминает услышанный когда-то рассказ: во время Сталинградской битвы солдаты, чтобы согреться и не промокнуть, ложились спать
вповалку - друг на друга. На вопрос об отношении к иным версиям истории второй мировой войны генерал-полковник Анатолий Мазуркевич
реагирует резко: 'Даже обсуждать это - безнравственно'.

Тем не менее, особое отношение россиян к войне связано не только с огромными жертвами, которые понес СССР. Оно стало и реакцией на
тяжелейшие испытания и унижения, которые перенес российский народ в послевоенные годы. Андрей Зорин, российский историк, работающий
в Оксфордском университете, объясняет: День Победы 9 мая, который в этом году в Москве вместе с Владимиром Путиным будут отмечать
Джордж Буш, Герхард Шредер, Жак Ширак и лидеры ряда других стран - единственный государственный праздник, не вызывающий возражений
ни у кого из россиян.

Прежние, коммунистические праздники отменены, а новые - пока не укоренились. Более того, в восприятии многих россиян победа над
Гитлером - последнее (а возможно и единственное) однозначно благое дело, которое можно поставить в заслугу их стране. Постулаты
коммунизма дискредитированы, а его крушение ассоциируется с нищетой, разгулом преступности и ростом смертности. Многие россияне
наверняка согласятся с мнением г-на Путина, назвавшего на прошлой неделе распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой 20
столетия.

Именно поэтому помпезные и пышные торжества, организуемые Кремлем, рассчитаны в первую очередь на внутреннюю аудиторию -
разочарованных россиян. Этим же, вероятно, отчасти объясняется нежелание российских властей признать злодеяния совершенные Советским
Союзом накануне и во время войны - например, убийство польских офицеров в Катыни в 1940 г., зверства, совершавшиеся советскими
солдатами в ходе наступления на Берлин, или Пакт Риббентропа-Молотова - соглашение о разделе Европы - заключенный в 1939 г. (Что
касается Пакта, то, как утверждает внук Молотова, политолог Вячеслав Никонов, он в любом случае был автоматически аннулирован
нападением Гитлера на СССР в 1941 г.). Это нежелание возмущает многих европейцев, а лидеры двух прибалтийских государств по этой
причине даже отказались принять участие в будущих торжествах. Тем не менее отчасти оно вызвано потребностью сегодняшней, ослабленной
России, в неких однозначно положительных ориентирах.

Но только отчасти. Существует и другое, куда менее сочувственное и более тревожное объяснение ностальгии россиян по Великой
Отечественной войне - они ведут отсчет конфликта с 1941 г. и считают, что победили нацистов практически в одиночку. (Россияне до сих
пор возмущаются поведением союзников, и тем, как преподносят тогдашние события на Западе. Встречаясь с иностранцами, даже
относительно молодые россияне, родившиеся через много лет после окончания войны, часто спрашивают, почему Черчилль и Рузвельт тянули
с открытием 'второго фронта' до 1944 г.). Россияне чтят праздник Победы не только потому, что это было торжество справедливого дела,
но и потому, что победа обеспечила СССР статус великой державы, утрату которого, по словам социолога Алексея Левинсона, многие в
стране ощущают как 'фантомную боль' после ампутации конечности. Именно этой болью вызвана намеренная, по мнению западных
наблюдателей, 'забывчивость' россиян, когда речь идет о сталинских преступлениях.

Гуляя по Александровскому саду у кремлевской стены, вы увидите выбитые в камне названия советских городов, ставших ареной
героических сражений в годы войны: Киев, Ленинград, Севастополь, Сталинград. Последний в 1961 г. был переименован в Волгоград, и
название, которое город носил во время войны, появилось на мемориале лишь в прошлом году. Если говорить об отношении к Сталину в
России, то удивляют здесь не только гротескные факты, вроде эксцентричной инициативы властей одного небольшого городка, призвавших к
его политической реабилитации, или решений об установки памятников в его честь в паре других городов. Недоумение вызывает другое: по
данным социологических опросов значительный процент населения по прежнему положительно относится к человеку, уморившему голодом и
холодом или расстрелявшему миллионы соотечественников. Особым уважением Сталин пользуется среди пожилых, бедных и малообразованных
людей, а также коммунистов, которые дважды в год - в день рождения и смерти - возлагают цветы к его бюсту на Красной площади.

Даже многие из тех, кто критикует Сталина, делают это с оговорками, особенно когда речь заходит о его катастрофических ошибках и
ужасных преступлениях накануне и в годы войны: бессмысленных репрессиях в армии, пренебрежении к жизни собственных солдат,
приводившем к чудовищным потерям, расстрелам десятков тысяч советских воинов, репрессиям против освобожденных военнопленных. Не
забудем и о поголовной депортации чеченцев и других кавказских народов, последствия которой до сих пор сказываются в России
(усиление мер безопасности в Москве в ближайшие дни связано с опасениями относительно возможных терактов 9 мая). Владимир, ветеран
войны - на фронте у него погиб отец и двое братьев - утверждает: не будь Сталина, Россия не выиграла бы войну. Такое мнение бытует
даже среди молодежи. Так, молодой адвокат Дмитрий - внешне трудно отличить от жителя Запада - считает, что если бы во главе страны
стоял кто-то вроде Михаила Горбачева или Бориса Ельцина, Россия, возможно, не сумела бы одолеть врага.

Отчаявшиеся российские либералы любят сравнивать Путина со Сталиным, говоря о его гэбэшных замашках и шагах по подрыву независимости
СМИ, судов и парламента. При всех недостатках г-на Путина, подобное сравнение, конечно, абсурдно. Однако он выражает и апеллирует к
умонастроениям россиян, истосковавшихся по величию, которое Сталин, воспринимаемый скорее как 'царь', вроде Ивана Грозного,
обеспечивал стране.

Россияне, объясняет социолог г-н Левинсон, способны испытывать к Сталину отвращение и почтение одновременно, подобно тому, как они
проявляют уничижительное отношение к собственной стране, и в то же время страстно ею гордятся. Это, отмечает г-н Левинсон,
представляет собой 'две неразделимые половинки сознания сегодняшних россиян'. Однако, пока они не разберутся с противоречиями в
отношении к собственным правителям и месту, которое их страна должна занимать в современном мире, россияне, возможно, обречены, если
не на нового Сталина, то уж точно на новых Путиных.