Новая УФАлогия
Григорий Санин, Дмитрий Пленкин (фото), Уфа - Москва
Неопознанная политическая сила намерена продезинфицировать постсоветское пространство от вируса "оранжевой революции". Опытный полигон - столица Башкирии
Лучшая защита - это нападение: сторонники президента Башкирии Муртазы Рахимова опередили оппозицию и провели в Уфе свой митинг
...Из двух шлангов рабочие щедро окатывают статую вождя мирового пролетариата, украшающую центр Уфы. Они яростно трут щетками фигуру Ильича, придавая ей новый революционный блеск. Операция "Купание красного вождя" имеет двойное назначение: во-первых, субботник, а во-вторых - потоки мутной воды залили все вокруг, сделав доступ к месту проведения митинга башкирской оппозиции практически невозможным. А накануне сюда же зачем-то пригнали несколько самосвалов снега и вывалили на мостовую. "Оранжевая контрреволюция" в Уфе свершилась...
Нет у революции начала
16 апреля в столице Башкирии должна была пройти последняя репетиция мирной революции, кульминация которой запланирована местной оппозицией на 1 мая. Однако с раннего утра в центр столицы Башкирии стали съезжаться автобусы с логотипом "Ярмарка-2005". Надпись эта служила одновременно паролем-пропуском и элементом маскировки. Колонны "ярмарочных" автобусов сопровождали автомобили ГАИ. Пассажирами были вовсе не торговцы кумысом, а борцы за дело президента Башкирии Муртазы Рахимова. Построившись в колонны и подняв национальные и российские стяги, прибывшие граждане организованно двинулись на площадь Ленина, где кучковались островки оппозиции. Кроме лозунгов "Долой оранжевую чуму!" и "Руки прочь от республики!" митингующие несли фотопостеры, на которых Муртаза Рахимов преданно жмет руку Владимиру Путину.
Толпа радостно скандировала: "Долой оранжевых бабуинов!" Несколько молодчиков неистово колотили деревянными палками по специально привезенным пустым бочкам. То там, то тут возникали мелкие потасовки. Старушки-оппозиционерки, пытаясь перекричать толпу, истошно вещали: "Рахимов - вор номер один!" Вот одну бабушку молодцы берут в кольцо, несколько едва заметных тычков, и старушка оседает на асфальт. С бросившимся ей на выручку пенсионером пришельцы обошлись гуманнее - ему просто натянули на уши его собственную кепку.
На трибуну важно поднялся Павел Зарифуллин, лидер молодежного крыла странной организации под странным названием "Евразийский союз". У него на рукаве черная повязка с эмблемой - золотистыми молниями. "Мы работаем против "оранжевых" во всех городах России, - начал вещать Зарифуллин. - Наши структуры на Украине ведут с этими гадами партизанскую войну. Американцы возомнили себя новыми крысоловами - они дуют в дудочку, а все народы - крысы, должны идти за ними. Они провернули свои революции в Югославии, Румынии, Грузии, Украине и Киргизии, и никто их не остановил. Их остановили здесь, в сердце Башкирии. Здесь произойдет системный сбой "оранжевой революции". Объединим свои сердца на защиту нашей родины и страны. Смерть оранжевым бабуинам!"
Корреспондент "Итогов" задал спустившемуся с трибуны вождю несколько вопросов:
- Кто вы и кого представляете?
- Движение основано совсем недавно - 26 февраля нынешнего года, мы являемся частью Международного евразийского движения. Свое подразделение мы создали после событий на Украине с конкретной целью - предотвращение "оранжевой революции" в России. Мы работаем в тех болевых точках, куда все активнее проползает "оранжевая" чума, финансируемая американскими спецслужбами через разнообразные фонды и общественные организации.
- Вас называют штурмовиками. Чуть ли не фашистами...
- Мы скорее опричники, новые опричники, которые будут противостоять тем тенденциям, с которыми успешно боролся Иван Грозный. Это нападения стран Запада и внутренние олигархи - бояре, которые чинили козни и хотели разделить страну на удельные княжества. Сейчас сходная ситуация, неужели вы этого не видите? Теперь пришло наше время остановить западный натиск и вычистить из России "оранжевую" заразу. И мы готовы сделать это!..
Потрепанные ряды оппозиционеров отправились зализывать раны, а "опричники" организованными колоннами замаршировали к автобусам. Милиция задержала несколько человек из тех, кто мутузил протестовавших пенсионеров, и еще одного - запечатлевшего все это на видеопленку. Первых вскоре отпустили, а вот последнего продержали до самого вечера, естественно, изъяв пленку вместе с камерой - чтоб неповадно было. А на площади перед свежепомытым Лениным остались лишь обрывки газет с крупным заголовком "За нашу свободную Родину!". Под ним коротко стриженный молодец в военном френче грозит пальцем американскому толстосуму, похожему на вставшего на задние лапы и надевшего цилиндр шакала. Над рисунком предупреждение: "Не балуй!".
"Оранжевое" подполье
Мы тщетно пытались разыскать лидера башкирской оппозиции Рамиля Бигнова. По Уфе ходили упорные слухи, что он и его заместитель находятся на допросе в УФСБ. Телефоны оппозиционеров молчали, и мы отправились в редакцию едва ли не единственной в Башкирии оппозиционной газеты "Отечество". Главный редактор Сергей Кузнецов подтвердил: "Бигнов и его заместитель Анатолий Дубовский в ФСБ, их допрашивают".
Нам суют в руки листовку: "Обращение Координационного совета к жителям республики". Там написано, что режим Рахимова перешел к крайним мерам и организовал провокацию, намереваясь вовлечь людей в массовые беспорядки. С целью недопущения этого штаб объединенной оппозиции принял решение: во избежание жертв среди мирного населения не проводить запланированный митинг. У Кузнецова трезвонит телефон, он напряженно слушает, а потом облегченно роняет: "Бигнова выпустили, он экстренно собирает заседание Координационного совета. Вы можете поехать со мной".
Попетляв по городу, тормозим у офиса Рамиля Бигнова. Лидер башкирской революции, прохаживаясь подле своего белого джипа "Гранд Чероки", говорит по мобильнику с адвокатом. Ему ставится задача "вырвать из застенков" оператора, запечатлевшего избиение оппозиции на площади Ленина. Проходим в офис. Все рассаживаются в зале для совещаний, и в этот момент гаснет свет и отключаются городские телефоны. Оппоненты все время напоминают о себе - у въезда в офисный двор стоит "девятка", битком набитая сотрудниками местного управления ФСБ. Они даже не маскируются, сквозь открытые окна памятливо разглядывают подъезжающие машины и записывают их номера, звонят начальству и докладывают обстановку.
Тем временем свидетели событий на площади Ленина рассказывают Бигнову о том, что происходило в тот день. Оказывается, все началось с того, что сотрудники ГИБДД остановили машину со звукоусиливающей аппаратурой для оппозиционного митинга. У водителя изъяли техпаспорт и порекомендовали поставить машину в гараж. Едва он отъехал от здания ГИБДД, как был остановлен сотрудниками милиции. Стражи порядка, узнав, что у водителя нет техпаспорта, доставили машину на штрафстоянку. В общем, на войне как на войне. Собравшиеся принимают решение письменно проинформировать президента России о произошедшем. Рамиль Бигнов уже в своем кабинете отвечает на наши вопросы.
- Зачем вас вызывали в ФСБ?
- Мне вручили повестку, сообщив при этом, что в случае неявки меня доставят принудительно. "Короткая беседа" затянулась на несколько часов, следователи все время старались втолковать мне, что наша деятельность незаконна, и даже вручили предостережение. Долгий допрос преследовал одну-единственную цель: не дать нам возможности принять участие в митинге. К счастью, мы не допустили столкновения двух митингов, а то бы не обошлось без крови. Ведь накануне на автобусах в Уфу доставили около шести тысяч человек, якобы сторонников президента. Столкновение было бы неизбежным. И ситуация показала, что мы все сделали правильно. Мы готовы законно, в рамках Конституции отстаивать свои права. Главное, чтобы власть вела себя в рамках закона.
- У вас на этот счет есть сомнения?
- Вы сами видели все на митинге. Молодчики, избивающие пенсионеров, и милиция, делающая вид, что ничего не происходит. Еду сегодня в Уфу, мне водитель соседней машины знаками показывает, чтобы остановился. Останавливаюсь, выхожу и вижу, что у меня почти оторвались колеса. Кто-то открутил крепежные гайки. Я настаиваю на том, чтобы о происходящих в республике событиях были проинформированы федеральные власти, чтобы они знали, что такое попустительство с их стороны приведет Россию к кровавой бойне и межэтническим конфликтам.
Нет проблем?
Важные государственные дела не позволили Муртазе Рахимову встретиться с корреспондентами "Итогов". Через своего пресс-секретаря Ростислава Мурзагулова он просил передать следующее: "Наши оппозиционные движения не столь серьезны, чтобы представители такого авторитетного издания и авторитетный руководитель одного из крупнейших регионов тратили на обсуждение этой темы свое драгоценное время".
Пользуясь случаем, мы поинтересовались у самого Ростислава Мурзагулова, как он оценивает происходящее в республике:
- Почему власть игнорирует оппозицию?
- Какой-то реальной оппозиции, которую поддерживало бы большое количество населения, у нас попросту не существует. Это доказывают последние выборы, прошедшие в 2003 году. На каждом участке присутствовало по 5-6 международных наблюдателей. Даже при всем желании никто не смог бы в такой ситуации фальсифицировать результаты выборов.
- Но кто-то же проводил митинги в Москве с требованием отставки Рахимова?
- Это отдельная история. Кто это был, судите сами. Сотрудники нашего МВД по полетному листу проверили ходоков в столицу по спецучетам. Из двухсот летавших двадцать человек имели судимости, а ведь это 10 процентов! Причем статьи - от разбоя до изнасилования и растраты казенного имущества. Вот такой контингент. В то же время нельзя умалять достоинств лидера оппозиции Рамиля Бигнова - он прекрасный бизнесмен, владеющий массой предприятий. Это не заводы, а то, что приносит быструю прибыль, - рынки, развлекательные центры, радиостанции. Видимо, теперь он решил поразвивать бизнес в направлении оппозиционной политической борьбы. Ведь кто-то же финансирует это дело, и финансирует неплохо.
- Ваш прогноз развития событий?
- Нельзя исключать спланированных акций, приуроченных ко Дню Победы. На торжества съедутся руководители множества стран, и политическим оппонентам России будет очень радостно смотреть на то, как на фоне такого события в стране будут строиться какие-то палаточные городки, учиняться "оранжевые" беспорядки и так далее. Нельзя забывать, что у многих наверняка все еще чешутся руки по башкирскому топливно-энергетическому комплексу стоимостью в десятки миллиардов долларов. Особенно сейчас, когда президент Рахимов заявил о том, что основные предприятия ТЭК возвращаются в государственную собственность...
Чем закончится "башкирский бунт"? Трудно сказать. Важно другое: уфимские события продемонстрировали принципиально новые "контрреволюционные политтехнологии" на практике. Достаточно агрессивная "третья сила" в лице доселе неизвестной общественной организации, взявшая на себя роль добровольного помощника власти, претендует на роль дезинфектора от любых революционных вирусов. При этом методы контрреволюционеров мало чем отличаются от наработок "оранжевых" политтехнологов.
Между тем результат бездумного использования "авангарда контрреволюционной молодежи" может оказаться для власти прямо противоположным ожидаемому. Во-первых, дезинфекторы в лице тех же "евразийцев" или "Наших", чей учредительный съезд недавно прошел в Москве, могут сподвигнуть "оранжевый вирус" к мутации. К примеру, оппоненты президента Рахимова уже извлекли уроки из провалившейся репетиции цветной революции и в ближайшее время обещают взяться за потрясение основ всерьез. Во-вторых, взращивание пусть и "государственно мыслящих", но по сути своей экстремистских организаций таит в себе немалую угрозу для самой власти. Лидеры всевозможных "наших" быстро входят во вкус политической борьбы без правил. И неизвестно, ограничатся ли они разборками с "ненашими" исключительно в стане оппозиции. В конце концов новые опричники из репрессивного инструмента могут превратиться в самостоятельную политическую силу, претендующую на власть. Почитайте историю опричнины - ведь мы это уже проходили...
Активисты "Евразийского союза" намереваются "остановить западный натиск и вычистить из России "оранжевую" заразу"