|
От
|
Редакция альманаха
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
20.04.2005 14:59:32
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР; Хозяйство;
|
|
СРОЧНО. Весь русский лес - for sale?
http://situation.ru/app/j_art_856.htm
Вчера, 19 апреля, в Московском доме общественных организаций (Мосфильмовская,д.40)состоялся Круглый стол представителей разных организаций всвязи с готовящимся принятием Лесного Кодекса РФ. Проект подготовлен Министерством экономики и торговли (Греф) и нацелен на уничтожение всенародного достояния -Лесного фонда России. Кодекс протакивается втихую,без обсуждения и должной экспертизы, противоречит Конституции и принятым Россией международным соглашениям .
Ниже текст телеграммы, которая сопровождается призывом к гражданам направлять телеграммы в адрес Госдумы.
Документы и правовую основу сопротивления очередному наступлению на наше общенародное достояние подготовила юрист,член организации "ЮРИКС"("Юристы за конституционные права и свободы"), Яковлева Ольга Алексеевна
СРОЧНО! Посылайте телеграммы в адрес Госдумы!
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ Государственной Думы ФС РФ
Грызлову Борису Вячеславовичу
103265, Москва, Охотный ряд, 1
ТЕЛЕГРАММА – ОБРАЩЕНИЕ
В соответствии со статьями 3, 32, 33 Конституции РФ граждане и организации направили Президенту РФ, Председателю Правительства РФ тысячи обращений о неконституционности Лесного кодекса и недопустимости его принятия и рассмотрения Государственной Думой без опубликования и всенародного обсуждения проекта.
На основании 3, 32, 33 статей Конституции РФ обращаемся к Вам с требованием не допустить принятия проекта Лесного кодекса, представленного Правительством РФ, в первом чтении и отклонить законопроект.
/Подпись, адрес/
Обращение может быть отправлено от граждан и руководителей организаций
Требуется сохранить квитанцию о посылке телеграммы
Российский лес станет частной собственностью
Новый Лесной кодекс дает возможность скупки лесных земель России и закрытия свободного доступа на эти земли простым гражданам
Более сотни российских общественных организаций 14 апреля подают иск в Пресненский районный суд г. Москвы на правительство РФ. Основание: игнорирование исполнительным органом власти многотысячных обращений россиян с просьбой отозвать из Госдумы новый Лесной кодекс. Об этом было заявлено в понедельник представителями ведущих общественных организаций на пресс-конференции «Проект Лесного кодекса нарушает права граждан и противоречит национальным интересам». Главная претензия к новому кодексу: он позволяет передавать российские леса в частную собственность и ограничивать свободное пребывание в них для всех граждан, кроме владельцев участков. Общественники надеются, что иск наконец подтолкнет правительство отозвать проект кодекса до первого чтения в Госдуме, которое состоится 22 апреля. Если этого не произойдет, коалиция общественных организаций продолжит борьбу против принятия кодекса, но уже с Госдумой.
В ходе общественных слушаний, семинаров и совещаний, организованных во многих городах России, были получены только отрицательные заключения как на проект в целом, так и на многие его положения. «В последние недели законодатели целого ряда субъектов Российской Федерации (Архангельской, Костромской, Иркутской, Нижегородской областей, Красноярского края, Санкт-Петербурга, Республики Чувашия и др.) присоединились к этой отрицательной оценке законопроекта», – сообщил на пресс-конференции координатор Лесной кампании Международного социально-экологического союза Владимир Захаров. Все без исключения государственные организации, которые анализировали содержание нового Лесного кодекса, дали только отрицательные отзывы на него. В число этих организаций вошли Институт государства и права, НИИ прокуратуры. Крайне негативную оценку новому лесному законодательству дали сами лесники и руководители экологических организаций, в том числе Международный институт леса, Центр экологической политики России, Всемирный фонд дикой природы.
Уже несколько тысяч писем от граждан России пришло в администрацию президента РФ с просьбой повлиять на отзыв проекта Лесного кодекса из Госдумы. Пусть и вяло, но президент и премьер правительства отреагировали на шквал критики и высказались за широкое общественное обсуждение документа и изъятие из него положения о частной собственности на лесные земли. Однако те, от кого в первую очередь зависит изменение редакции кодекса, продолжают «гнуть свою линию». «Разработчик кодекса – Минэкономразвития – в отличие от предыдущих редакций документа максимально завуалировал введение частной собственности на лес, – сказал RBC daily директор Международного института леса Александр Исаев. – В тексте закона присутствуют две взаимоисключающие позиции. Первая из них (Часть 1) утверждает, что «земли лесного фонда находятся в федеральной собственности». А вторая уведомляет, что «лесные участки могут находиться в государственной собственности, собственности федеральной, субъектов РФ, муниципальных образований», а также «граждан и юридических лиц». Далее целых три статьи кодекса посвящены процедурам, правам и обязанностям собственников лесных участков».
И наконец, считают эксперты, точка в отношении передачи российских лесов в частные руки ставится проектом ФЗ «О введении в действие нового Лесного кодекса». «Закон декларирует: федеральная собственность на земли лесного фонда сохраняется лишь до принятия федеральных законов, устанавливающих порядок передачи лесных участков из состава лесного фонда в собственность, в том числе граждан и юридических лиц», – подчеркивает Александр Исаев. Причем, по словам юристов, граждане и юридические лица, которым позволено будет покупать российские леса, могут быть и иностранными. Специалисты МЭРТ считают, что, узаконив частную собственность на лесные земли России, можно «создать ряд условий для развития цивилизованного бизнеса в лесном секторе». Однако то, что понимают все российские общественные организации, региональные власти и представители науки, почему-то стараются не видеть разработчики документа и депутаты Госдумы, которые не внесли ни одной принципиальной поправки в кодекс.
«Лес выполняет двойную функцию, – говорит Александр Исаев. – Первая – экономическая (лес как сырьевой ресурс), вторая – экологическая. Так вот, введение частной собственности на лесные земли будет способствовать доминированию именно первой функции. Лес будет вырубаться подчистую». Причем такой прогноз выглядит весьма реальным. «В нашем государстве норма прибыли меньше 100% вообще всерьез не рассматривается, поэтому ни о каком лесовосстановлении и бережном использовании частных участков и говорить не приходится (тем более все эти функции, согласно новому кодексу, будут полностью переложены на собственников), – сказал RBC daily президент Центра экологической политики России Алексей Яблоков. – Лес будет истреблен – даже гадать не стоит. В США, где соблюдение законов гораздо строже контролируется, чем у нас, в течение десятка лет истребили уникальные лесные массивы на частных землях. Парламенту в течение трех президентских сроков пришлось возвращать практически полностью разоренные участки обратно в госсобственность. Сейчас там активно идет лесовосстановление. У нас выйдет то же: получится, что несколько поколений потеряют возможность жить в нормальных условиях, ведь для восстановления леса потребуется не менее 100 лет».
По мнению специалистов, именно то, что новый кодекс кардинальным образом может ухудшить условия жизни большей части россиян, и является законодательным основанием для его отзыва из Госдумы. «Согласно ст. 9 Конституции РФ, природные ресурсы охраняются как основа жизни народов России, – говорит Алексей Яблоков. – Поэтому законодательно зафиксировано, что «лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и является федеральной собственностью». Если бы новый Лесной кодекс прошел экологическую экспертизу, эти законодательные противоречия не позволили бы ему попасть в Госдуму, но на экспертизу МЭРТ документ просто не отправляло». Это обстоятельство является еще одним основанием для судебного разбирательства.
Несмотря на то что Лесной кодекс противоречит ряду статей основного закона страны, специалисты весьма пессимистично рассматривают перспективу отзыва документа из Госдумы. «Еще в 1998 г. Конституционный суд постановил, что лес – публичное достояние, поэтому должен является федеральной собственностью, – сказала на пресс-конференции один из инициаторов подачи иска, почетный юрист России Ольга Яковлева. – Однако на такие решения МЭРТ и Госдума, похоже, не реагируют, раз уже в третий раз (два предыдущих не прошли из-за негативного общественного резонанса) пытаются протолкнуть право частной собственности на российские лесные земли. Если правительство не отзовет до первого чтения кодекс, мы намерены продолжить борьбу уже с Госдумой – законодательные механизмы есть. Однако только реакция широкой общественности может повлиять на окончательное решение правительства и депутатов. На 22 апреля намечены массовые акции протеста, которые могут оказаться сопоставимыми с социальными волнениями, вызванными монетизацией льгот».
Отдел экономики
Лада Федорова, 12.04.2005
Постоянный адрес статьи: http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2005/04/12/201316
В лесах – без леса
В России разрабатывается проект нового Лесного кодекса. Официальные варианты законопроекта, с которыми можно ознакомиться на сайтах в Интернете, вызывают активный протест общества. Это вполне закономерно, поскольку все предлагаемые проекты кардинальным образом изменяют принципы правового регулирования и существующий правовой режим лесопользования в России.
Что собой представляет собой лесной фонд в настоящее время?
Ответ на этот вопрос можно получить в Конституции РФ (далее – Конституция) и в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации. Статья 9 Конституции закрепляет принцип, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни народов, проживающих на соответствующей территории.
Руководствуясь этим положением Конституции, Конституционный суд Российской Федерации дал определение лесного фонда России как публичного достояния многонационального народа, являющегося федеральной собственностью (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке Лесного кодекса РФ, принятого 22 декабря 1997 г.).
Таким образом, по действующему законодательству правовой статус лесного фонда не вызывает никаких сомнений: это общенародное достояние.
Находясь в государственной собственности, леса выполняют свое естественное предназначение, поэтому используются и охраняются как общественное, публичное достояние нынешних и будущих поколений российских граждан. Сохранение, использование и охрана лесов являются функциями государства и осуществляются Правительством РФ и его ведомствами. Признавая все трудности и недостатки существующего способа управления лесным хозяйством, невозможно не согласиться с тем, что государственная собственность и государственный контроль являются необходимыми и, как показывает российский и зарубежный опыт, наиболее эффективными механизмами сохранения лесного фонда. Только государство с его полномочиями в состоянии обеспечить использование, воспроизводство и охрану лесов в интересах всего населения Российской Федерации. Для этого имеется не только практическое обоснование, но и правовая основа.
В Федеральном законе “О Правительстве Российской Федерации” в статьях 3 и 18 закреплены принципы деятельности Правительства и его полномочия в области защиты прав граждан, окружающей среды и использования природных ресурсов.
“Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации…, принципами народовластия,…., ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов…”.
Народ России юридически и фактически является собственником лесных богатств. Правительство в соответствии с Конституцией, выполняя обязанности, возложенные на него действующим законодательством, обеспечивает право граждан на лесной фонд как публичное достояние.
Рыночные отношения, развивающиеся в России, изменили взгляды ведущих политиков на проблему природных ресурсов. Новые лидеры не желают рассматривать естественные богатства России как общенациональное достояние.
Правительство РФ ведет последовательную работу по изменению правового статуса лесных ресурсов страны.
Рассмотрим проект Лесного кодекса от 14 мая 2004 года, представленный на сайте Министерства Экономического развития и торговли РФ (www.economy.gov.ru). Почему это необходимо? Во-первых, не нужно забывать, что государство общается с гражданами на языке документов. Поэтому и плодотворный диалог общества с властью возможен только на том же языке – языке закона и иных официальных документов. Во-вторых, данный проект Лесного кодекса – пусть не единственный и не последний вариант предлагаемых изменений – отражает общую тенденцию всех предложенных ранее. Наконец, на сегодняшний день, это та официальная информация, которая представлена органами исполнительной власти общественности. Граждане должны уметь с ней работать, осознавать правовые последствия предлагаемых изменений и, используя свои конституционные права, защищать общественные интересы. Попробуем проанализировать ее и понять, какие принципиальные изменения могут произойти, в случае если будет принят этот или аналогичный проект.
Анализ проекта
Основные положения проекта грубо нарушают Конституцию Российской Федерации, закрепленные в ней основы конституционного строя и права большинства граждан в интересах узкой группы российских и иностранных граждан и отдельных юридических лиц. В нарушение статьи 9 Конституции предлагается передача земель лесного фонда как в частную собственность, так и в аренду сроком до 99 лет, что фактически равнозначно передаче земли в собственность. Для большинства населения России устанавливаются ограничения лесопользования путем введения запретов.
Каковы задачи проекта?
Основной идеей проекта является превращение основы жизни народа и общественного достояния в товар, доступный только узкому меньшинству. Уже в статье 1 закрепляются приоритеты: “…лесное законодательство регулирует имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных угодий…”. Только после этого закрепляются положения об охране и воспроизводстве лесов. Положения о праве граждан России на лесной фонд как общенародное, публичное достояние отсутствуют.
За Правительством закрепляется право передачи в собственность граждан и юридических лиц лесных участков из состава земель лесного фонда. В качестве истинных лесопользователей рассматриваются не большинство граждан, а будущие собственники лесных участков: “лесопользователь - гражданин и юридическое лицо, использующее лесной участок на законном основании” (ст. 25).
Что же является в первую очередь законным основанием? Может быть, статья 9 Конституции, определяющая природные ресурсы как основу жизни народов России? Отнюдь. Проект предлагает совершенно другие критерии. Ч. 3, ст. 25 устанавливает, что “лесопользование осуществляется в силу следующих правовых оснований:
o права собственности на лесной участок;
o договора аренды лесного участка”
.
Далее идут договоры на выполнение лесохозяйственных работ и договор доверительного управления. И только в конце статьи указано: “...граждане имеют право бесплатно осуществлять лесопользование”. Но с оговоркой: “лесопользование граждан осуществляется в соответствии с требованиями статьи 38”. В отношении других лесопользователей никаких отсылок к нормам, регламентирующим порядок пользования, нет. Статья 38 регулирует общедоступное лесопользование, т.е. лесопользование большинства населения России, поэтому ее содержание следует изучить внимательно.
В отношении граждан закреплены обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности, запрещение допускать поломку, засорение лесов и т.д. Эти положения правомерны и необходимы. В части 1 декларируется право граждан бесплатно пребывать в лесах, собирать ягоды, грибы и другие пищевые ресурсы. На первый взгляд, неотъемлемое право человека пользоваться тем, что создано самой природой, защищено. Однако ч. 3 статьи полностью перечеркивает право граждан, закрепленное в ч. 1.
“Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а также в иных случаях, когда пребывание граждан в лесах несовместимо с целями пользования лесными участками в соответствии с настоящим Кодексом”.
Формулировка “в иных случаях…” дает неограниченные возможности для нарушения прав большинства российских граждан на пользование лесным фондом. В статье намеренно не указывается, кем могут быть ограничены права граждан. Не случайно при ограничении права граждан на пребывание в лесах употребляется термин о пользовании лесным участком, а не лесом. Это позволит собственникам, арендаторам лесных участков запрещать пребывание граждан по своему усмотрению. В ч. 4 той же статьи перечеркивается и право граждан на бесплатный сбор недревесных лесных ресурсов, т.е. тех продуктов леса, которые использует большинство граждан, т.к. “максимальные нормы бесплатного сбора недревесных ресурсов могут устанавливаться органами местного самоуправления”. И снова ограничения сбора недревесных лесных продуктов касается только граждан, осуществляющих общедоступное лесопользование и не являющихся собственниками или арендаторами.
Нормы, допускающие ограничения прав граждан, включены непосредственно в статью “Общедоступное лесопользование”, можно сказать, адресно, чтобы граждане не заблуждались относительно реальности своих прав. Но и статья 40, дающая общие понятия порядка и ограничения лесопользования, содержит все ту же обтекаемую формулировку (по иным основаниям…), используя которую можно нарушать права граждан по усмотрению собственника или арендатора лесного участка.
Необходимо четко понимать, что ограничения на лесопользование, относящиеся к большинству граждан, не распространяются на собственников. Гражданский кодекс РФ гарантирует собственнику право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению. Никаких конкретных и реальных ограничений прав собственника российское законодательство не предусматривает.
Ограничения прав граждан сформулированы конкретно и жестко. Используя кодекс, вводить эти ограничения можно практически произвольно. Для отмены запретов установлен барьер, который людям преодолеть будет трудно, порой и невозможно. Статья 41 устанавливает судебный порядок восстановления нарушенных прав при запрете лесопользования - “ограничение лесопользования может быть обжаловано в судебном порядке”.
Проект кодекса обеспечивает собственникам длительность сроков ограничений и их стабильность. В соответствии со Статьей 40 ч. 3 “….ограничения лесопользования могут устанавливаться без ограничения сроков”; “ограничения сохраняются при переходе прав на лесной участок к другому лицу”.
Кто может являться собственниками земель лесного фонда?
В соответствии со статьей 52 собственниками могут являться все граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица. Для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц установлено минимальное ограничение в праве собственности. В их собственности не могут находиться лесные участки, предусмотренные перечнем, утвержденным указом Президента РФ.
Статья 57 создает возможность продажи в частную собственность и приватизации лесов, находящихся в федеральной собственности, в том числе наиболее ценных лесов и особо охраняемых территорий: “граждане и юридические лица вправе приобрести в собственность арендуемые лесные участки, находящиеся в федеральной собственности…”.
Гражданам России хорошо известна практика приобретения и приватизации промышленных предприятий, гражданской авиации и других объектов, ранее находившихся в государственной собственности. Но отрицательный опыт приватизации основных средств производства не учитывается. Если допустить принятие Лесного кодекса в данной или другой аналогичной редакции в течение нескольких лет леса России окажутся в частных руках узкого круга лиц в ущерб интересов большинства населения страны.
Проект кодекса предусматривает и аренду лесных участков. Даже по объему главы об аренде видно, какие надежды возлагаются на аренду, которая меньше раздражает общественное мнение по сравнению с продажей и приватизацией. Но достаточно прочесть 2-3 положения из этой главы для того, чтобы понять, что договоры аренды лесных участков являются прикрытием той же продажи или приватизации.
75 статья этого раздела предоставляет право заключения договора аренды сроком до девяноста девяти лет. Заключение договора аренды на 99 лет равносильно получению лесного участка в собственность. Получить в аренду на такой срок возможно и лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, т.е. и леса первой группы, и особо охраняемые природные территории. Долгосрочная аренда сроком фактически на сто лет, создавая иллюзию сохранения права государства и народа на арендуемый участок, фактически предоставляет арендатору безграничные возможности для использования лесных ресурсов и распоряжения арендованным участком по своему усмотрению.
Статья 77 проекта устанавливает права арендатора лесного участка. Он может:
o передать свои права третьему лицу (перенаем);
o отдать арендные права в залог, внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества, либо паевого взноса без согласия арендодателя при его уведомлении;
o передать лесной участок в субаренду без ведения лесного хозяйства.
Имея такой широкий объем прав, арендатор реально не несет обязанностей по сохранению, защите и воспроизводству лесов на арендованном участке.
Анализ проекта Лесного кодекса (14 мая 2004 года) показывает его общую направленность – приоритет и защита права частной собственности на лесные ресурсы в ущерб интересов большинства населения России.
Являются ли положения проекта конституционными и справедливыми?
Лесные ресурсы принадлежат не только нынешним, но и будущим поколениям российских граждан. Это вытекает из действующего законодательства и соответствует принципам, сложившимся еще на ранних стадиях развития человеческого общества. Природа и такие составляющие ее части как вода, воздух, Солнце, море не могут являться чьей- либо собственностью, а должны в равной мере принадлежать всем.
Общественная собственность на природные объекты базировалась на четком разделении объектов - это объекты, созданные человеком и объекты окружающего мира, существовавшие и существующие независимо от деятельности человека. Все человечество, его постоянно сменяющие друг друга поколения вправе пользоваться всеми природными ресурсами планеты по праву рождения на ней.
Лесные ресурсы являются наиболее важным фактором сохранения благоприятного состояния окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду является правом каждого человека. В России оно закреплено в Конституции. Единственной формой собственности, способной обеспечить реализацию права всех граждан на лесные ресурсы как общественное публичное достояние и право на благоприятную окружающую среду, является государственная собственность на лесной фонд. На этом положении необходимо строить концепцию нового Лесного кодекса России.
Развивая положения статей 2, 3, 7, 9, 42 Конституции, в самом кодексе следует закрепить положения о лесном фонде как общественном, публичном достоянии народа России, его нынешних и будущих поколений. Это будет соответствовать основам конституционного строя, в соответствии, с которыми в Российской Федерации:
– лесной фонд как важнейшая часть природных ресурсов, основа жизни народа является его достоянием и охраняется государством;
- права и свободы человека являются высшей ценностью;
– единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ;
– соблюдение и защита прав – обязанность государства.
Мнение о законодательном закреплении права народа на природные ресурсы как общественное достояние и сохранении лесного фонда в государственной собственности высказывается многими известными учеными.
Руководитель Центра эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор М.М. Бринчук:
“…С учетом места человека в природе, особой роли природных ресурсов в общественном развитии, ответственности человека за сохранение благоприятного состояния окружающей среды в интересах будущих поколений предпочтительным является развитие правовой доктрины и права окружающей среды в рамках концепции природных ресурсов как общественного достояния”.
“Правовой режим природных ресурсов как общественного достояния может быть урегулирован в законодательстве путем объявления его исключительной собственностью государства…… Должна быть четко выражена правовая сущность общественного достояния: государство распоряжается им только в интересах общества и под его контролем. Учитывая особую общественную ценность природных богатств, представляется актуальным, чтобы правовой режим природных ресурсов как общественного достояния был закреплен в Конституции России”
(“Теоретические основы экологических прав человека”, журнал “Государство и право”, № 5, май 2004).
А.С. Исаев, Академик РАН, Председатель Научного совета по лесу Президиума РАН, Директор Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, Г.Л. Коровин, доктор с.-х. наук, заместитель директора Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН:
“Мы считаем, что на обозримое будущее альтернативой тотальной приватизации лесов является сохранение в государственной собственности и передача в долгосрочную аренду без права выкупа. Это наиболее распространенный в мире способ предоставления лесов в пользование и владение, приносящий в ряде стран с развитой экономикой (например, Канаде) лесной доход, несоизмеримый с доходом России. Но это несколько иная аренда, чем прописана в новом проекте Лесного кодекса…” (Федеральный вестник экологического права “ЭКОС-информ”, № 3, 2004 г.)
Альтернативой частной собственности на лесной фонд может быть не только цивилизованная аренда, но и такая форма лесопользования как доверительное управление. Почему его можно рассматривать как перспективное направление развития лесных правоотношений в России? При доверительном управлении собственником лесного фонда является государство, т.е. все граждане России. Доверительный управляющий лесного участка осуществляет лесопользование в интересах собственника. Доверительный управляющий не вправе распоряжаться лесным участком. Финансовые отношения между собственником и управляющим строятся на справедливой и взаимовыгодной основе. Доверительный управляющий получает вознаграждение и возмещение необходимых произведенных расходов за счет доходов от доверительного управления лесным участком. Финансовая заинтересованность управляющего совпадает с заинтересованностью собственника, поскольку базируется на доходах от управления лесным участком. В проекте кодекса от 14 мая 2004 г. договор доверительного управления лишь упоминается в ряду малозначительных и непринципиальных договоров в лесном хозяйстве, в то время как именно это направление могло бы занять ключевое положение в новом Лесном кодексе России.
Преимущества сохранения государственной собственности на лесной фонд подтверждает и мировой опыт. Такие разные по экономическим характеристикам и природным условиям страны как Канада и Турция, имеют общую концепцию собственности на лесной фонд. В Канаде в государственной собственности находятся 94, 2 % лесов, в Турции - 99,2 %.
Концепция Лесного кодекса, которая будет принята, повлияет на дальнейшую судьбу и других природных ресурсов России. Возникла жизненная необходимость активных правовых действий всех граждан России. Правовые возможности для этого имеются.
Право граждан, непосредственно участвовать в управлении делами государства, закреплено в российской Конституции.
Статья 3: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления…
Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Статья 33: “Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”.
В соответствии с Конституцией Президент РФ является главой государства и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ обладает правом внесения законопроектов в Государственную Думу. Необходимо, используя положения Конституции РФ, направлять Президенту индивидуальные и коллективные обращения с конкретными правовыми требованиями:
- закрепление в Лесном кодексе права народа России, его нынешнего и будущих поколений на лесной фонд как общественное публичное достояние;
- закрепление исключительного права собственности государства на лесной фонд Российской Федерации.
Судьба российских лесов в наших руках! Мы еще можем не допустить изменения правового статуса нашего общего достояния!
О.А. Яковлева, член Московской областной коллегии адвокатов, юрист АНО “Юристы за конституционные права и свободы”.
---------