>Фрэнсис Фукуяма: Кальвинистский манифест ("The New York Times", США)
>Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama), 14 марта 2005
>В этом году исполняется сто лет самому известному социологическому трактату за всю историю человечества: речь идет о книге 'Протестантская этика и дух капитализма' ('The Protestant Ethics and the Spirit of Capitalism') Макса Вебера (Max Weber). Его теория стала своего рода 'марксизмом наизнанку'. По Веберу религия - не идеология, порожденная экономическими интересами (марксов 'опиум для народа'). Именно религия сделала возможным появление современного капитализма.
Что Фукуяма не в курсе реальных взглядов Вебера на указанный вопрос :)
Ведь ВЕбер-то прямо заявлял, что придерживался прямо противоположной точки зрения:
"
В союзники Ф. Фукуяма привлекает Макса Вебера с его работой «Протестантская этики и дух капитализма» (1905; русск. перевод: Избранные произведения. М., 1990). «Центральная тема работы М. Вебера, — пишет он, — доказать вопреки Марксу, что материальный способ производства — не «базис», а наоборот, «надстройка», имеющая корни в религии и культуре».310
Такая трактовка труда М. Вебера широко распространена как в западной, так и в нашей литературе последних лет. М. Веберу приписывается взгляд на Реформацию и протестантизм как на причину появления капиталистического духа, а тем самым и капитализма.311
А между тем сам М. Вебер писал, что, не выводя Реформацию из экономических сдвигов, «вместе с тем мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый докторинерский тезис, будто «капиталистический дух» (в том смысле, в котором мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон Реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом Реформации. Уже одно то, что ряд важных форм капиталистического предпринимательства, как известно, значительно старше Реформации, показывает полную несостоятельность подобной точки зрения».312 В последующих изданиях свой работы М. Вебер в примечании к этим словам добавил: «Невзирая на данные и последующие (оставшиеся без изменений) достаточно ясные, с моей точки зрения, замечания, мне странным образом постоянно приписывают именно этот тезис».313
"
Ю.Семенов, Философия истории.