От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 30.03.2005 23:32:21 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты; Версия для печати

Война и мы. 12-серийный документальный фильм <Великая Победа. Народная память> (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112005/Polosy/9_1.htm

ТЕЛЕДАТА

Война и мы
Александр ГОРБУНОВ, ведущий ТВ-страницы

По мере приближения мая всё более острым становится зрительское ожидание работ, которые соответствовали бы смыслу и уровню юбилея.
Увы, пока порадоваться особенно нечему. Есть надежда, что
12-серийный документальный фильм <Великая Победа. Народная память> (художественные руководители Виктор Лисакович и Борис Головня)
восполнит этот пробел. <ЛГ> задала несколько вопросов генеральному директору компании <Телефильм>, создавшей цикл, Юрию Васильевичу
МАЦЮКУ.

- В чём, как вы считаете, заключается особенность фильма, в чём его основное достоинство?
- Главная удача фильма, как видится, в том, что в нём очень непосредственно, искренне говорят сами ветераны. Иногда они говорят
спорные и непривычные вещи, которые, возможно, официальные военачальники и не одобрили бы - ведь взгляд на войну, на Победу у нас
всегда трансформируется. Правда, вроде бы сейчас, к 60-летию, мы приходим к каким-то общим понятиям. Тем не менее до сих пор есть
закрытые архивы Министерства обороны, и наши историки, которые пишут о войне, зачастую вынуждены обращаться к архивам союзников,
которые были открыты уже десять лет назад. Люди говорят о том, что они помнят, то, что они знают, то, что они пережили лично.
Конечно, большая удача - участие в картине действительно настоящих писателей. Таких как Даниил Гранин. Он рассуждает, например, о
том, как зарождалась ненависть к врагу, к немцам, которой до войны у нас не было. Наоборот, был принцип пролетарского
интернационализма, выделения социализма как основы идеологии и с той, и с другой стороны. Гранин рассказывает забавный эпизод:
буквально в первый месяц войны к ним случайно, заплутав в тумане, попал немецкий мотоциклист. Весь такой холёный, в блестящем
мундире. И вот наши солдаты наивно спрашивают его: <Как же ты, пролетарий, мог с нами воевать?> А он, с презрением глядя на них,
сказал: <Всё равно мы вас всех уничтожим!> То есть без ненависти, не воспитав это чувство в себе, как утверждает Гранин (а у нас нет
оснований не верить ему как ветерану, как писателю, психологу), просто нельзя воевать, нельзя стрелять в человека. Именно от этого
понимания мы и отталкивались, когда отправились в Питер, чтобы взять у писателя интервью для серии <Война и ненависть>. Нам было
интересно, как она воспитывалась.

- Можно впомнить <Науку ненависти> Шолохова:
- Да, на это работала вся пропагандистская машина Советского Союза, лучшие писатели - Шолохов, А. Толстой, Эренбург. Конечно, <Наука
ненависти> стала преобладающей, всеобщей, когда появились первые фотографии сожжённых сёл, фотографии повешенных, замученных людей.
И с этим чувством наши солдаты дошли до Берлина. Но, как известно, русский человек отходчив, и в Германии наше поведение, несмотря
на отдельные неприятные случаи, наша реакция были далеко неадекватными, неравнозначными и несравнимыми с тем, что творил враг на
нашей земле.
В серии <Война и культура> мы использовали достаточно редкую хронику выступлений фронтовых бригад перед бойцами. Здесь и выступление
совершенно юного неузнаваемого Аркадия Райкина, здесь и Ольга Лепешинская. Писатель Михаил Алексеев очень образно рассказывает, как
бойцы реагировали на все эти концерты. Естественно, там поют и Шульженко, и Лидия Русланова. О роли культуры очень хорошо говорит
Элина Быстрицкая. Она с 15 лет была военной санитаркой, пошла в госпиталь, где её отец работал хирургом, и была там до самого конца
войны.
- Принцип фильма в том, что в нём приняли участие как известные всем, ставшие знаменитыми, так и рядовые участники войны?
- Совершенно верно. Участие всероссийски известных, заслуженных людей наравне с участием обычных тружеников войны создаёт особую
атмосферу.
- Судя по названиям отдельных частей, война в фильме представлена многоаспектно:
- Вспоминаю серию <Война и наука>, которая давалась с большим трудом, потому что для неё трудно было найти воспоминания ветеранов,
прошедших войну. Мы использовали воспоминания детей выдающихся учёных. И в этом фильме есть никому не известные рассказы. Его
стержневой фигурой является Рада Никитична Хрущёва (Аджубей). Она знала многих выдающихся учёных, так как вела долгие годы журнал
<Наука и жизнь>. В том числе тех, кто участвовал в войне, дружила с ними. Например, с академиком Потоном, о котором нам рассказывал
его сын Борис Потон. Он получил свой диплом инженера 22 июня 1941 года. Инженер первого дня войны. Он никому и никогда вообще не
давал интервью. Сделал исключение ради нас, чтобы рассказать, как его отец придумал автоматическую сварку, которая помогла наладить
массовый выпуск танков.
В этой же части затронуты такие никому не известные моменты, как борьба с начинавшейся эпидемией холеры на Сталинградском фронте,
или тот факт, что в самом начале войны мы оказались без карт, а немцы имели превосходные карты нашей страны, и как приходилось
выходить из положения.
- Чего всё-таки стоит ждать зрителю: очередной эпопеи или, скорее, ленты, которая приблизит его к участникам войны, к тем дням на
эмоционально-сопереживательном уровне?
- Мы выстраивали сериал, не повторяя принцип многих предыдущих работ. Потому что в основном (и <Неизвестная война>, и <Кровь на
снегу>, и <Великая Отечественная>) они все выстроены по хронологии, стремятся отразить битвы, сражения, стратегические замыслы
полководцев. А мы от этого отошли. Как раз у нас приоритет отдан размышлениям, переживаниям и чувствам непосредственных участников
войны.
- Это правда, что специально для фильма Александра Пахмутова написала две песни?
- Да, это так. Это большая удача нашего фильма. Песни написаны, естественно, на стихи Добронравова. В них есть и боль, и вера, и
гордость за нашу Победу. Там есть самое главное - мост между войной и сегодняшним днём. Речь о том, что это не просто песни о войне,
но очень высокая публицистика, выраженная в музыке и стихе.
- Когда и на каком канале ждать премьеры?
- По большей части это зависит от каналов. Мы выиграли конкурс Министерства культуры, поэтому оно частично финансировало создание
нашего сериала и оно как участник будет решать, на какой канал его отдать. Я думаю, что фильм покажет или Первый, или <Россия>.
Когда - нам сказать трудно, но ясно, что показ будет приурочен к Дню Победы.
Нам приятно, что у нас хорошие отношения с комитетом <Победа>, который основал В. Путин, с его заместителем генералом армии
Варенниковым, который, посмотрев, благословил наш фильм. А надо сказать, мы все очень волновались, не знали, что он скажет. Ветераны
жёстко и нелицеприятно оценивают многое из производимого к юбилею. И вот такое положительное отношение очень ценно, показывает, что
мы старались не напрасно.