|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
30.03.2005 23:38:24
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
ИЗ прошлого: Ф. М. Достоевский о евреях (*+)
http://www.duel.ru/200512/?12_5_2
ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ:
Я БЫ НИКОГДА НЕ СКАЗАЛ ТАК О ЕВРЕЯХ, КАК ОНИ О РУССКИХ
Письмо А.Г. Ковнеру от 14 февраля 1877 года.
Ф.М. Достоевский пишет (Полное собрание сочинений, том 30): <Теперь же Вам скажу, что я вовсе не враг евреев и никогда им не был. Но
уже 40-вековое, как Вы говорите, их существование доказывает, что это племя имеет чрезвычайно сильную жизненную силу, которая не
могла, в продолжение всей истории, не формироваться в разные status in statu (государство в государстве). Сильнейший status in statu
бесспорен и у наших русских евреев. А если так, то как же они могут не стать, хоть отчасти, в разлад с корнем нации, с племенем
русским? Вы указываете на интеллигенцию еврейскую, но ведь Вы тоже интеллигенция, а посмотрите, как Вы ненавидите русских именно
потому только, что Вы еврей, хотя бы и интеллигентный. В Вашем втором письме есть несколько строк о нравственном и религиозном
сознании 60 миллионов русского народа. Это слова ужасной ненависти, именно ненависти, потому что Вы, как умный человек, должны сами
понимать, что в этом смысле (то есть в вопросе, в какой доле и силе русский простолюдин есть христианин) - Вы в высшей степени
некомпетентны судить. Я бы никогда не сказал так о евреях, как Вы о русских. Я все мои 50 лет жизни видел, что евреи, добрые и злые,
даже и за стол сесть не захотят с русскими, а русский не побрезгует сесть с ними. Кто же кого ненавидит? Кто к кому нетерпим? И что
за идея, что евреи - нация униженная и оскорбленная. Напротив, это русские унижены перед евреями во всем, ибо евреи, пользуясь почти
полною равноправностью (выходят даже в офицеры, а в России это всё), кроме того, имеют и свое право, свой закон и свое status quo
(положение вещей), которое русские же законы и охраняют>.
Письмо к Ю.Ф. Абаза от 15 июня 1880 года из Старой Руссы.
Комментируя основную идею присланной на <суд> Ф.М. Достоевскому повести Юлии Федоровны, Достоевский пишет: <Мысль эта, что породы
людей, получивших первоначальную идею от своих основателей и подчиняясь ей исключительно в продолжение нескольких поколений,
впоследствии должны необходимо выродиться в нечто особливое от человечества, как от целого, и даже, при лучших условиях, в нечто
враждебное человечеству, как целому, - мысль эта верна и глубока. Таковы, например, евреи, начиная с Авраама и до наших дней, когда
они обратились в жидов. Христос (кроме его остального значения) был поправкою этой идеи, расширив ее во всечеловечности. Но евреи не
захотели поправки, остались во всей своей прежней узости и прямолинейности, а потому вместо всечеловечности обратились во врагов
человечества, отрицая всех, кроме себя, и действительно теперь остаются носителями антихриста и, уж конечно, восторжествуют на
некоторое время. Это так очевидно, что спорить нельзя: они ломятся, они идут, они же заполонили всю Европу; все эгоистическое, все
враждебное человечеству, все дурные страсти человечества за них, как им не восторжествовать на погибель миру!>
Из переписки с учителем приходской школы Н.Е. Грищенко из Черниговской губернии.
16 февраля 1878 года Н.Е. Грищенко пишет Ф.М. Достоевскому: <...что такое жиды, например, для Черниговской губернии? Они для нас
ужаснее, чем турки для болгар: болгары, несмотря на весь турецкий гнет, богаче наших крестьян; для спасения болгар ведется война.
Русские же крестьяне вконец порабощены жидами, ограблены ими, и за жидов заступается русская же пресса! Такие отвратительные факты
просто в отчаяние приводят>.
Вот что отвечает Ф.М. Достоевский на это 28 февраля 1878 года: <Вы вот жалуетесь на жидов в Черниговской губернии, а у нас здесь в
литературе уже множество изданий, газет и журналов издаются на жидовские деньги жидами (которых пребывает в литературу все больше и
больше), и только редакторы, нанятые жидами, подписывают газету или журнал русскими именами - вот и все в них русского. Я думаю, что
это только еще начало, но что жиды захватят гораздо больший круг действий в литературе; а уже до жизни, до явлений текущей
действительности я не касаюсь; жид распространяется с ужасающей быстротою. А ведь жид и его кагал - это все равно, что заговор
против русских!
Есть много старых, уже седых либералов, никогда не любивших Россию, даже ненавидевших ее за ее <варварство> и убежденных в душе, что
они любят и Россию, и народ. Все это люди отвлеченные, из тех, у которых все образование и европейничанье состоит в том, чтобы
<ужасно любить человечество>, но лишь вообще. Если же человечество воплотить в человека, в лицо, то они даже не могут стерпеть это
лицо, стоять подле него не могут из отвращения к нему. Отчасти, так же у них и с нациями: человечество любят, но если оно заявляет
себя в потребностях, в нуждах и мольбах нации, то считают это предрассудком, отсталостью, шовинизмом. Это все люди отвлеченные, им
не больно, и проживают они, в сущности, в невозмутимом спокойствии, как бы ни горячились они в своих писаниях...
Заступаются они за жидов, во-первых, потому, что когда-то (в XVIII столетии) это было и ново, и либерально, и потребно. Какое им
дело, что теперь жид торжествует и гнетет русского? Для них все еще русский гнетет жида. А главное тут вера: это из ненависти к
христианству они так полюбили жида; и заметьте: жид тут у них не нация, защищают они его потому только, что в других к жиду
подозревают национальное отвращение и ненависть. Следовательно, карают других, как нацию>.
Все цитаты приведены по А.Н. Чекалин, <Темнее всего перед рассветом>. Москва, 1999 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ССЫЛКИ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
ФОНД ДЕЛОКРАТИЯ
e-mail сайта: info@duel.ru
e-mail редакции: gazeta@duel.ru
Зеркало сайта: www.1941.ru