Движение "Наши" и "оранжевая революция" (kreml.org)
http://www.kreml.org/news/80171044
Сообщение В.Якеменко для прессы об антифашистском молодежном движении "НАШИ"
1 марта 2005
В канун 60-летия Победы России в Великой Отечественной войне ряд региональных молодежных организаций выступил с инициативой по созданию антифашистского политического движения. "Идущие вместе" и я лично поддержали эту здоровую реакцию на растущую популярность в псевдоинтеллигентских кругах политического растлителя малолетних Лимонова и его недоношенных нацистов.
Под гитлеровскими флагами национал-социализма, которыми размахивают национал-большевики, собрались Хакамада и ее "Комитет-2008", молодежное "Яблоко", Березовский, Макашов и прочие безнравственные личности.
Для нас открытые выступления и безнаказанность переносчиков чумы XX-го века, погубившей 20 миллионов русских, татар, белоруссов, евреев, является личным оскорблением. Мы положим конец противоестественному союзу олигархов и антисемитов, нацистов и либералов. Для решения этой задачи мы начинаем новый проект – антифашистское молодежное движение "НАШИ".
4 марта 2005
Прочитал с полным недоумением статью Виктора Милитарева об инициативе создать альтернативное молодежное движение «Наши», призванное противостоять будущему левому фронту «оранжевой» революции в России.
Предлагается какая-то, то ли новая зубатовщина, то ли проект в духе Пуришкевича, Дубровина и Мещерского образца 1907 года.
Неужели мы не способны ничему учиться?
Ну какие такие «правые» молодежные, проправительственные самодеятельные организации без «прикорма», карьерных надежд и властной инвольтации сверху могут реально в России существовать? У нас даже «взрослая» партия власти представляют собой продолжение администрации, некую структуру по связям власти с общественностью, а не самостоятельную политическую силу. Оставьте единороссов без административного ресурса и политической поддержки, и от этой партии вскоре немного останется, как это было ранее с «Нашим домом – Газпромом».
А немногочисленные молодые люди пойдут на такую деятельность как систему в основном исходя из личных материальных расчетов, поддерживать власть «за идею» молодежной среде психологически не свойственно. Естественно, с помощью административного ресурса и раздачи шоколадок можно создавать иллюзию массовости на разных мероприятиях, но это все будет такая же ерундистика, как у «Идущих вместе».
Классический способ, которым молодежь реально выражает в массе свою лояльность – это ее политическая пассивность и индифферентизм, что в Москве проявляется особенно широко в студенческой среде. Аполитичная молодежь – это просто лояльная власти молодежь, но эта аполитичность непрочная и хрупкая.
Недовольные же представители молодежи у нас занимают критическую или просто противоправительственную позицию, которая будет сегодня неизбежно носить социалистический (революционный) и или леволиберальный (правозащитный) уклон.
Создавая же различные аналоги зубатовских и гапоновских союзов мы можем получить большие неприятности:
инспирировать многочисленные столкновения между молодежными группировками, рост агрессивности в молодежной среде, присоединение хулиганов к молодежным движениям, появление политизированных молодежных банд, дестабилизация обстановки в России и, что самое опасное, в Москве, что на руку как раз всяким там «оранжевым» (березовым, ситцевым, янтарным и т.п.);
использование средствами СМИ информации о столкновениях в молодежной среде для создания атмосферы тревоги и страха в обществе, мобилизация средствами пиара различных слоев молодежи и массовый выход ее из состояния индифферентизма в Москве и Санкт-Петербурге;
рост тревоги и напряженности в интеллигенции при виде организованных молодых «штурмовиков», трансляция интеллигенцией свое тревоги в молодежную среду, мобилизация на левом фланге молодежных движений, расширение их социальной базы, распространение по всей России;
присоединение взрослых демократов к молодежи, формирование единого «левого фронта», организационная деятельность;
выход деятельных представителей молодежи из проправительственных движений под давлением общественного мнения и обстоятельств, их частичный переход в левый лагерь, где тоже можно сделать неплохую карьеру, используя свои организационные способности.
Так что создание молодежных проправительственных движений - один из способов спровоцировать левый фланг и стимулировать начало «оранжевой революции», что особенно опасно в Москве и Петербурге. Только юмористическое отношение интеллигенции Москвы и Санкт-Петербурга к движению «Идущие вместе» спасает сегодня от мощного стимулирующего воздействия самого факта существования этого движения на мобилизационные процессы в молодежной среде на «левом фланге».
Но если кому-то удастся создать что-то серьезное, или имеющее видимость серьезного, на «проправительсвенном» «правом» фланге, активация молодежи в городах Москве и Санкт-Петербурге, мобилизация ее и формирование «левого фронта» станет серьезной опасностью. Иными словами, в этом случае противодействие будет на порядок сильнее действия!
Ни в коем случае нельзя идти таким путем.
Чтобы предотвратить «оранжевую» революцию необходимо власти работать в следующих направлениях:
привлекать активную молодежь к работе во властных структурах, бизнесе, создать атмосферу социальной мобильности, формировать у молодежи в Москве и Санкт-Петербурге ощущение социальной мобильности, множества возможностей, картину мира, открытого для успеха молодых;
ысмеивать, показывать несостоятельность, «маргинальность» левого экстремизма, отсекать его, используя в основном средства пиара, при этом вести диалог с умеренными в левой вреде, привлекать их к диалогу картинами социальной мобильности и личными перспективами, разрушать единство «левого фронта»;
проводить работу внутри молодежных левых структур, направляя их протестную активность в различные полезные для общества сферы, раздробляя их, деполитизируя и атомизируя.
Это трудно, но это реально полезно, а вот провоцировать молодежь на сильном «левом фланге» мышиной возней на слабом (в молодежной среде) «правом» фланге, по меньшей мере, неразумно, а если говорить серьезно, то и просто провокационно.
http://www.kreml.org/interview/80191430
Новое молодежное движение должно стать силой, которая будет противостоять революции
Виктор Милитарев
вице-президент Института национальной стратегии
1 марта 2005
В России дан старт новому проекту - молодежному движению "Наши", о котором сообщил сегодня лидер движения "Идущие вместе" Василий Якеменко. О том, что сейчас происходит в молодежном движении в России, говорит Вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев.
- У нас появилось новое молодежное движение, которое декларирует себя как антифашистское. Как вы к нему относитесь?
- Идея правильная. Потому что «оранжевая революция» представляет явную угрозу и в нашей стране. Я уже сто раз писал, что киевский сценарий был репетицией московского. И еще раз говорю, что при всем моем разочаровании текущей политикой руководства страны, которое продолжает настаивать на монетизации льгот и прочих глупостях, которые раздражают народ, в любом случае, оно остается меньшим злом по сравнению со своими врагами.
Понятно, что сегодня враги Путина - это олигархи, союз ельцинского крыла старой "семьи" с березовскими и невзлиными. Это те, кто хочет восстановить ельцинское правление, те, кто не может простить Путину того, что он действительно начал политику наступления на монополизм нефтегазовых олигархов.
- Ну а причем здесь молодежное движение? Наверное, имеет смысл разговаривать по-взрослому?
- А как? Революция будет на улицах, и участвовать в ней будет молодежь. Поэтому совершенно понятно, что нужна сила, которая способна противостоять силе. Если бы Янукович хотя бы изредка читал статьи, которые я в его защиту писал, или хотя бы Чорновил их читал, то они тоже бы, наверное, нашли способ себя защитить. А в результате, когда шахтеры приезжали в Киев, то никто не удосужился им хотя бы палатки поставить, где можно было бы жить. Из Донецка была куча ребят, которые бескорыстно хотели поехать в Киев защищать законную власть.
То же происходит и сейчас. Молодежь нужна. Она должна быть подготовлена. Очень важно, чтобы они не были наемниками, поскольку проект удастся только в том случае, если в нем будут участвовать люди, которые действительно понимают, за что они борются.
- В первую очередь они борются не за что, а против чего. Против национал-большевиков.
- Не знаю. Реальные столкновения мы видим. Задумано это все под то, чтобы противостоять не столько нацболам, столько той коалиции либеральной молодежи с нацболами, которая будет либеральной, левоинтернационалистической. А к ней уже прибавятся нацболы, которых вытащат на улицу, как только потеплеет.
- А кого вы имеете в виду под леволиберальными молодежными организациями? Молодежное «Яблоко», например?
- С одной стороны, молодежное «Яблоко», с другой стороны АКМ и СКМ плюс молодежный левый фронт Пономарева. Уже видно, что существует консенсус между СПС, «Яблоком» и значительной частью компартии. С другой стороны, понятно, что к этому примыкают и несистемные левые организации.
С нацболами сложная ситуация, потому что нацболы – все-таки партия не лидерская, как это кажется по тому, как себя ведет Лимонов. Да, он хочет вместе с Явлинским, Немцовым и Хакамадой брать деньги у олигархов и участвовать в устранении Путина, рассчитывая на этом, как минимум, сильно возвыситься. Но я не уверен, что с этим согласно его движение. На недавнем съезде предложение Лимонова включиться в украинскую революцию на стороне "оранжевых" была отвергнута. И понятие того, что нацболы оказываются чуть ли не наиболее радикальной организацией, на мой взгляд, неправильное, потому что в идеологии НБП содержатся идеологические положения, довольно близкие к тому, что говорит Путин. Если они не являются курсом Путина, то воспринимаются населением как его курс.
- Например?
- Обуздание олигархического беспредела, защита национальных интересов страны, повышение уровня жизни населения, борьба с вопиющим социальным неравенством и так далее.
- Вы просто представили Лимонова сторонником Путина.
- Действительно, партия выбрала в качестве мишени Путина и его, на мой взгляд, неудачную политику в сфере монетизации льгот. Они пытаются на этом заработать политический капитал, а многие готовы идти дальше и бороться до конца.
Но Владимир Владимирович уже сделал чрезвычайно правильный жест, публично выступив против того, чтобы нацболам выносились чрезвычайно суровые приговоры. Это очень правильный жест. Но, в принципе, мне кажется, что со значительной частью НБП можно было бы договориться. Что я имею в виду.
Вообще, эту активность, направить бы на мирные цели. Я многократно ребятам говорил, что если бы вы выступали не против Путина, а повторили акции с яйцами и помидорами, но уже не против Михалкова, а против Абрамовича, Дерипаски, Алекперова и им подобным, то цены бы вам не было. В общем, у большинства глаза загораются.
И в этой ситуации мое отношение к нацболам, вполне симметрично моему отношению к Путину. Я говорю, что если бы Путин ту политику, которую он сейчас реально проводит через Фрадкова, Трутнева и Артемьева популяризировал, это уже было бы огромным шагом вперед. Но она совершенно не популяризуется. Но, с другой стороны, параллельно проводится политика, которую я считаю вредительской. Тут моя точка времени совершенно совпадает с Леонтьевым.
Я по сей день не могу понять, почему люди, занимающие позицию, совпадающие с позицией Гайдара образца 1992 года до сих пор занимают ключевые посты в правительстве. Люди, которые говорят, что нельзя повышать зарплаты и пенсии, потому что это приведет к инфляции.
Лично я крайне симпатизирую Путину, но эти шаги мне не нравятся категорически. Та же ситуация с нацболами. Они придираются к тому, что и у меня вызывает антипатию. Но, поскольку большинство из них составляют люди исключительно честные, то если бы кто-нибудь помог им озаботиться новой мишенью, было бы очень хорошо.
- А почему тогда Якеменко, создавая пропутинское движение, противоставляет себя нацболам?
- Ну, это вопрос к Якеменко. «Идущие вместе» были хорошим проектом. Но боюсь, что руководство таких проектов часто не понимает, как надо правильно строить политические организации, и как надо создавать молодежные движения. Другое дело, что он не один такой. Та же ситуация возникла и с "Единой Россией". Вроде все правильно, можно было бы создать мощнейшую пропрезидентскую партию, которая реально аккумулировала народные ожидания от президента и народную неприязнь к ворам, олигархам и коррумпированным чиновникам. Вместо этого мы имеем пародию. То же самое и здесь.
«Идущие вместе» оказались неудачными, потому что, они были проплачены, а на корысти ничего серьезного не построишь. Деньги, конечно, нужны, но только после идеологии. А чтобы найти идеологически подходящих людей, надо сначала самому доработать идеологию, провести маркетинговую работу по поиску молодежи, которая эту идеологию разделяет. И работу по убеждению этой молодежи в том, куда надо идти. Вместо этого нанимаются случайные люди. Им просто говорят, что Путин прав.
Хотя я уже начинаю видеть нечто разумное. Например, Якеменко читал молодежному активу лекцию, в которой описывал поведение американских властей как нашего геополитического противника. Говорил о том, что России надо защищаться. То есть я уже услышал что-то нормальное, а только то, что Путин наш президент и Путин всегда прав.
- Вернемся к НБП.
- Во-первых, нацболы сейчас реально являются врагами. Во-вторых, Якеменко как человек негибкий, может попытаться просто найти в них образ врага. С другой стороны, возможно, ему нужен тренировочный объект. Потому что, если хочешь воспитать команду, которая будет защищаться, ее надо опробовать в боевых условиях, а нацболы – лучший спарринг-партнер, потому что драться они умеют. Ну, не с Ильей же Яшиным драться.
- А то, что СМИ, которые контролирует Березовский, сейчас активно раскручивают Лимонова - случайно?
- Уверен, что не случайно. То есть то, что конкретно Эдуард Вениаминович уже в "оранжевом" блоке - тому есть, скажем осторожно так, множество косвенных подтверждений. Естественно, я свечку не держал, зуба не дам, но считаю это высоко вероятно.
- То есть, в принципе, можно говорить о том, что с помощью Лимонова и Березовских готовят «оранжевую революцию» в России?
- В качестве заголовка интервью такую фразу можно иметь, но она, конечно, не полна.
- Дополните.
- "Оранжевую революцию" в России готовят с помощью Лимонова и Березовского, но также и с помощью, конечно же, Илюши Яшина, его старшего партнера Явлинского, Хакамады, Немцова, движения "ПОРА", движения "Без Путина". Уже виден огромный тендер.
- Вы верите в то, что, скажем, "Яблоко" непосредственно стыкуется с нацболами?
- Если Явлинский не брезговал брать деньги у Невзлина, у Гусинского и человека с далеко неоднозначной репутацией Дробенина, то чего бы ему сегодня не брать деньги у Березовского, если дают? А потом, там же будет несколько эшелонов.
Будет эшелон типа нынешнего "Комитета-2008", как это было в 1917 году. Люди с почтенным видом типа Милюкова будут говорить патетические слова, а молодежные организации на этом фоне вполне могут сходиться друг с другом. Уже сейчас мы видим совместимость молодых активистов либеральных левых и даже националистических на антипутинских мероприятиях. А символом этого единства является эта старшеклассница Настя Каримова, которая, принеся мандарины в приемную ФСБ, сразу стала знаменитостью во всех этих кругах, и которая, будучи сторонницей СПС, регулярно позирует то с нацболовской повязкой, то с красным знаменем и так далее.
Это происходит потому, что молодые активисты в условиях, когда их организации переживают кризис, проявляют авантюризм, ищут приключений, риска. Этим людям нужен враг. Это адреналиновая молодежь. Это очень напоминает малочисленное в 70-е годы молодое поколение диссидентуры. Очень похоже. Другое дело, что нацболы, в отличие от них, умеют драться, потому что это мальчики в основном из рабочих районов, а не профессорские дети.
- Но все-таки программы-то у них разные.
- Программы разные.
- Получается, что они объединяются не во имя чего-то, а против?
- Против Путина и путинского режима. Практически проводится политическая работа. Причем, работа гнусная. Для меня гнусность главная в том, что создается лживый образ ситуации, что при Ельцине было лучше, чем сейчас. Причем, работа-то идет вполне серьезно. Проводятся семинары, идет работа со средой. Уже существуют сотни молодых людей, которые искренне верят, что у нас тиранический режим, что у нас чудовищно зажимают свободу. И когда им говоришь про борьбу с олигархами, они отвечают, что это не борьба с олигархами, а передел собственности. Когда говоришь о терроризме, они говорят о бездарной власти, которая не может справиться с терроризмом. Создается некая волна ненависти, причем ненависти, я бы сказал, иррациональной. Я уже чувствую, что скоро тем, кто будет говорить, что он за Путина, просто руки не подадут в определенных кругах.
- В принципе, на Украине всего несколько тысяч решило дальнейшую судьбу страны.
- Здесь делается та же попытка. Я не уверен, пройдет ли она. У нас другой характер. Я очень сомневаюсь, что российской "оранжевой революции" удастся удержаться от насилия. А это все меняет. Как первый раз дадут в рожу, так, соответственно, получат в рожу и в ответ, а дальше уже очень трудно будет всех удержать.