ГЕОРГИЙ УСПЕНСКИЙ Минюст ответил депутатам. Но как-то невпопад и слишком издалека
ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ: ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ
С ЭТОЙ ЛЕГИТИМНОСТЬЮ?
О ЗАПРОСАХ В МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ЕЛЕНЫ ДРАПЕКО, АЛЕКСАНДРА КУВАЕВА И АНТОНА БАКОВА «РОДНАЯ ГАЗЕТА» УЖЕ ПИСАЛА (СМ. № ЗА 4 МАРТА 2005 ГОДА). РЕЧЬ ШЛА О ЛЕГИТИМНОСТИ КПРФ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ. В РАСПОРЯЖЕНИИ РЕДАКЦИИ ЕСТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ (РОСРЕГИСТРАЦИИ) МИНЮСТА РФ НА ЭТОТ СЧЕТ, В КОТОРЫХ НА ЧЕТКО ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ ДАЮТСЯ ДО УДИВЛЕНИЯ РАСПЛЫВЧАТЫЕ ОТВЕТЫ.
Депутаты Елена Драпеко и Александр Куваев спрашивали Минюст сразу о нескольких конкретных вещах.
Во-первых, был ли с юридической точки зрения Х (июльский) съезд КПРФ, где вносились изменения в Устав КПРФ, подлежащие обязательной государственной регистрации? По данным депутатов, касающиеся этого съезда документы в установленный законом шестимесячный срок в Росрегистрацию представлены не были, хотя должны были.
Во-вторых, означает ли отсутствие документов по Х съезду, а также многочисленные нарушения в ходе его подготовки и проведения (а это невозможность подтвердить легитимность избрания делегатов, определить кворум на его заседании, проходившем в темноте), что все решения этого съезда юридически ничтожны, в том числе и решения об избрании ЦК и ЦКРК КПРФ?
В-третьих, являются ли в этом случае также юридически ничтожными и все решения, принятые новыми составами ЦК и ЦКРК КПРФ в 2004–2005 годах?
И, наконец, сохраняются ли при этом полномочия прежних составов ЦК и ЦКРК КПРФ, избранных на VIII съезде партии 19 января 2002 года?
На все эти вопросы у Росрегистрации нашелся лишь один, до странности куцый ответ: «…Документы Х съезда КПРФ от 3 июля 2004 года не поступали». Как говорится, комментарии излишни.
Похожая ситуация и с ответом на запрос депутата Антона Бакова. По его информации, содержащейся в запросе, в ходе подготовки к тому же Х съезду КПРФ и после него произошла смена около 30(!) первых секретарей региональных комитетов КПРФ. Так же, как и центральный комитет, они не удосужились в установленный срок подать в регистрирующие органы нужные документы (о смене руководителя организации). Депутат Баков спрашивал: предоставлялись ли в феврале – декабре 2004 года в органы власти соответствующих субъектов Федерации «документы об изменении лица, имеющего право действовать без доверенности» (согласно закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)? Если да, то когда это было сделано? И был ли при этом соблюден требуемый по закону трехдневный срок с момента принятия решения о смене руководителя?
Автор запроса не ограничился вопросами и, как и подобает законодателю, решил предложить Минюсту решение возникшей коллизии. Если подтверждается, что КПРФ грубо и неоднократно нарушила закон, депутат предложил вынести предупреждения 30 региональным отделениям, в соответствии с КОАП наложить штрафы на должностных лиц этих отделений и с учетом массовости нарушений рассмотреть вопрос о вынесении предупреждения КПРФ в целом.
Отвечая Бакову, Росрегистрация подробно уведомила его, в какие органы, в какой срок и в соответствии с какими нормативными актами региональные отделения КПРФ обязаны были подать соответствующие документы в случае смены своего руководства. И лишь в конце, словно вынужденно, признала: «…Данные о смене первых секретарей в указанных вами региональных отделениях КПРФ не предоставлялись».
Что и говорить, Минюст продемонстрировал буквально чудеса изворотливости, не ответив ни на один из вопросов по существу. И хотя в самом ведомстве не могут не понимать всей серьезности поставленных депутатами вопросов, там, по всей видимости, решили воздержаться от каких-либо правовых оценок сложившейся для КПРФ ситуации. Проблема, однако, в том, что сама ситуация никак не разрешается, если ответы на официальные депутатские запросы строятся по принципу «в огороде бузина, а в Киеве – дядька». Очевидно, что нынешняя неопределенность правового статуса КПРФ выгодна исключительно власти, по команде которой компартии могут «припомнить» все описанные нарушения. А могут и погодить, что, собственно говоря, сейчас и наблюдается. Последнее означает только одно – верхушка КПРФ давно и надежно связана с этой самой властью и полностью устраивает последнюю в роли лжеоппозиции.