От miron Ответить на сообщение
К Karev1
Дата 11.04.2005 12:29:13 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Добавка. Анализ нетто–коэффициента

КТО И КОМУ РУБИТ ХРЕБЕТ

Проследим теперь динамику нетто–коэффициента в России (Демоскоп, 2005). Если мы учтем, что средний возраст больше всего рожаюших женшин в России около 23 лет, то первый провал после войны должен продолжаться с 1964 по 1968 год. Действительно, в 1964 году нетто–коэффициент опускается ниже 1. Однако после 1968 года он не поднимается, а сохраняется на том же уровне в течение почти 8 лет. В эти годы должен был бы начать рожать более массовое поколение женшин, родившееся в первые гводы после войны. Это говорит, что кроме влияния войны есть еше один фактор и скорее всего это урбанизация. Нетто коэффициент в Росссии продолжает сняжаться до 1980 года. Это период , когда должна была бы проявиться послевоенная демографическая волна, когда были запрешены аборты. Перелом наступяет в 1981–1982 году, после чего нетто–коэффициент начинает подниматься, достигая в 1985–1986 году 1,02. Отметим, что рост начался за три года до антиалкогольной компании, которая началась в конце 1985 года и, учитывая 9 месяцев беременности должна была бы проявится в 1987–1988 году. На самом деле, пик нетто–коэффициент достигает наибольшего значения в 1986–1987 году и далее начиннает стремительно снижаться, падая в 1991 году до 0.74, а в 1992 году до 0,65. Итак, повышение рождаемости началось до антиалкогольной кампании, несмотря на продолжаюшуюся урбанизацию.

Что же это за фактор, давший повышение рождаемости, несмотря на урбанизацию? Если посмотреть на динамику коэффициента, то подобный подьем, начавшийся до прохода к власти Горбачева можно обнаружить и в более урбанизированной Латвии и менее урбанизированной Литве, в урбанизированной Армении и менее урбанизированной Грузии, Молдавии и даже в Киргизии и Таджикистане, чей нетто–коэффициент гораздо выше единицы. Интересно, что в Эстонии, коэффициент начал расти с 1981–1982 года и продолжался дольше, чем в других республиках – 1989 года. Этот подъем не обнаруживается только в Узбекистане, и Туркмении, чьи коэффицииенты были выше 2,5 и в Азербайджане, который в эти годы совершал первый демографический переход.

Что же это за фактор, приведший к росту рождаемости практически во всех республиках и не связанный с антиалкогольной компанией? Это меры совесткой власти, направленные на стимуляцию рождаемости и борьбу с младенческой смертностью. Об этом же пишет на Демоскопе М. Денисенко (2005). “В определенной степени это стало результатом мер демографической политики, хотя, в отличие от республик с низкой рождаемостью, позитивный эффект от нее был кратковременным и незначительным.”

Далее стремительное падение коэффициента может быть объяснено двумя. Во первых в средний возраст рождения вступили дети женшин родившихся от женшин, увидевших свет во время войны. Второй военный провал. Но падение в эти годы имеет гораздо более стремительный характер, чем после 1964 года. Можно предположить, что на военное влияние наслоилось какое то другое воздействие. Причем это воздействие началось в районе 1986 года и затронуло также практически все советские республики. Оно привело к линейному падению рождаемости как на селе, так и в городе. Причем в России нетто–коэффициент сельского населения упал ниже единицы в 1992 году. К 2002 году все республики, за исключением Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана имели нетто–коэффициент ниже единицы, хотя показатели урбанизации у них сушественно разнились.

Какое? Если посмотреть на возрастные коэффициенты рождаемости России (за 1958–1998 на Демоскопе), то видно, что в эти годы идет рост рождаемости у девушек 15–19 лет. Поэтому естественно предположить, что этим фактором стало внедрение ценностей западного обшества (свободный секс и меньшая рождаемость). Поскольку это внедрение пришлось на поколение, воспитанное еше при советских ценностях и советской системе образования, то они не смогли еше предохраняться от беременности – не знали и не умели.

Итак, при советской власти проводилась эффективная демографическая политика, которсая позволила приостановить падение рождаемости даже у городского населения. Напротив, внедрение западной культуры во время перестройки дало резкое снижение рождаемости.