От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 18.02.2005 18:44:22 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

К вопросу о революции в России

http://www.revkom.com/index.htm?/politika_v_rossia/politika_v_rossia2/russ-rev.htm

К вопросу о революции в России

Еще совсем недавно вопрос о возможности в ближайшем будущем революции в России, в большинстве публикаций рассматривался как не имеющий совершенно никакого отношения к нынешней действительности. После начала протестов пенсионеров, напротив, в большинстве левых изданий и на сайтах революция в России стала рассматриваться как дело самого ближайшего будущего, а в иных материалах даже утверждалось, что эта революция уже началась. На самом деле, если отбросить некоторые преувеличения, революция в России в ближайшие годы действительно очень вероятна. И нам это было ясно еще до январских протестов. Все подспудные и явные процессы, которые происходили в стране в последние годы можно назвать элементами формирования предреволюционной ситуации. И хотя разумеется нельзя сейчас с точностью предсказать как будет развиваться ситуация в ближайшее время, острые классовые противоречия в стране на лицо и они так или иначе должны быть разрешены. Но в любом случае возникает вопрос: если действительно вспыхнет революция, какой характер она будет носить, кто ее возглавит и к чему она приведет? И на эти вопросы тоже еще рано давать безусловный ответ т.к. расстановка классовых сил и политических партий еще неясна и будет изменяться в ближайшее время. Но все же попытаемся хотя бы проанализировать то, что мы имеем на данный момент.

Оранжевая революция?

Кое-где на митингах против отмены льгот в январе замелькала оранжевая символика. Для российских либералов оранжевая революция превратилась в предмет мечтаний, а для российской бюрократии - в главную страшилку. На самом же деле вопрос о возможности развития ситуации по "украинскому сценарию" не так однозначен. Россия это не Украина и не Грузия чтобы здесь империализм так легко смог использовать массовое движение в своих целях. Россия не является полуколониальной страной, напротив это хоть и достаточно слабое, но все же империалистическое государство с вполне самостоятельной политикой настолько насколько это возможно в нынешнюю эпоху глобального капитала. [IGA: то есть у РФ не менее самостоятельная политика, чем у КНР и США ? ]

Ну, а что же российская буржуазия? Для нее плюсы путинского режима явно перевешивают минусы. Во всяком случае пока. Только Путин [?] в настоящее время способен обеспечить ей перекладывание налоговой нагрузки на население, крайне выгодные условия для эксплуатации пролетариата и новый виток приватизации на этот раз транспорта, ЖКХ и энергетики, подготовкой к чему и явилась "монетизация льгот". Поэтому подавляющая часть российской буржуазии лучше будет терпеть опеку бюрократии. А разбудив протестное движение масс для свержения Путина, буржуазия сама бы поставила себя в опасное положение. Хотя это зависит конечно [!] от того какие классы и социальные группы поднимутся на борьбу.

И тут мы переходим к главному вопросу о классовом характере будущего и уже сейчас зарождающегося движения. Одной из характерных черт "революций" в Грузии и на Украине явилось, то что массовое движение там было в основном мелкобуржуазным по своему составу. Рабочее движение там не выделялась как хотя бы более менее самостоятельная сила и та немногочисленная часть рабочих которая участвовала в событиях целиком растворилась в мелкобуржуазной массовке. Именно поэтому организациям типа "Поры" так легко удалось свести все требования протестующих в очень узкую направленность - в конечном счете к требованию смены одной буржуазной клики на другую. Требования каких-то широких преобразований или тем более смены общественного строя не получили никакого распространения во время грузинских и украинских событий если там они вообще появлялись. И ни Ющенко ни Саакашвили не имели потом никаких проблем с тем движением, которое их привело к власти. Это движение просто исчезло когда достигло своей цели, а именно сменило у власти одного буржуазного президента на другого в интересах западного империализма. Несколько по иному развивались события в Сербии в 2000 году, где заметное участие в движении принял рабочий класс. По всей стране рабочие захватывали фабрики, и интересы рабочих очень скоро столкнулись с интересами новой власти. Если бы в стране существовала революционная партия, эти рабочие выступления не остались бы просто эпизодом в тех событиях.

В России безусловно социальные требования будут играть главенствующую роль, а политические лишь как вывод из социальных. Это уже ставит протестное движение в противоречие с любыми фракциями буржуазии. Либералы которые сейчас участвуют в организации митингов против отмены льгот делают это по большому счету против своей собственной позиции. Призывы к национализации, к рабочему контролю и к перенесению налоговой нагрузки на богатых окажутся для них совершенно неприемлемыми, а для масс неприемлемыми либералы. Но вопрос в том поднимется ли на борьбу промышленный рабочий класс т.е. единственный класс который способен последовательно отстаивать эти требования? В последний год наблюдался некоторый подъем рабочего движения, а в связи с отменой льгот небольшая активизация профсоюзов. Хотя в целом уровень забастовочной активности еще довольно низок все последние реформы правительства не могут не сказаться на уровне протестной активности пролетариата.

Все вышесказанное вовсе не означает что "оранжевая" революция невозможна в России, но она вероятна скорее как способ предотвратить революцию "красную". "Оранжевое" выпускание пара может явится как последнее средство спасения буржуазного строя. Именно для этой роли создается в настоящее время подобие оранжевой коалиции из КПРФ, Яблока, НБП и других организаций, которая и должна направить весь протест в ложное русло ограничив его "демократическими" или какими-нибудь еще частными задачами.

Оппозиция

В ходе январско-февральских протестов КПРФ проявило себя самым худшим образом, направив стихийные народные выступления в "мирное" русло и превратив всю компанию в совершенно безопасную для режима серию традиционных митингов. При этом не обладая уже такой безусловной монополией в левом движении как раньше КПРФ везде пыталась подмять всю компанию под себя проявив при этом полную неспособность и нежелание к сотрудничеству с другими, более левыми организациями вплоть до того что некоторые руководители КПРФ требовали от ораторов других организаций предоставить им заранее тексты выступлений, дабы там не обнаружились слишком радикальные для КПРФ призывы. Радикальным действиям масс КПРФ предпочла коалицию с Яблоком, НБП и прочими буржуазными организациями.

В это же время обнажилась старая болезнь КПРФ - национализм. Когда целый ряд представителей левых организаций, в том числе самой КПРФ выразили свой протест против подписания несколькими депутатами-членами КПРФ антисемитского доноса в прокуратуру, руководство партии фактически поддержало действия депутатов, поддавшихся на очередную провокацию кремля. На митингах снова зазвучали призывы к борьбе с "сионизмом", а в "Правде" публикуется статья Зюганова о Сталине наполненная националистическими нападками на троцкизм.

Казалось бы эти явления находятся в полном противоречии с теми процессами, которые шли в КПРФ в последние годы. Но как оказалось леветь верхи КПРФ могут только тогда, когда это не обязывает ни к бескомпромиссной борьбе с режимом ни к последовательной защите политической позиции. Можно с полной уверенностью утверждать, что сдвиг руководства КПРФ вправо - это стихийная реакция партийной бюрократии на радикальные ожидания партийных низов, широких слоев левого актива и масс пенсионеров вышедших на акции протеста. Бюрократия проявила то, что ей всегда свойственно - трусость. Она испугалась как протестующих масс так и режима.

В этой ситуации для руководства КПРФ удобнее войти в состав формирующейся "оранжевой" коалиции. О других участниках этой коалиции и говорить не приходится.
Яблоко так же играет в движении самую худшую роль, роль соглашателя. Впрочем от либералов другого ожидать и не приходится, ведь у них вообще совершенно иные цели. При этом как либералы так и КПРФ взялись всячески раскручивать фашистов из НБП - еще одного участника зарождающегося "Народного фронта".

Против народных фронтов


Как и любой Народный фронт нынешняя коалиция имеет буржуазную по сути программу. Правда лозунги еще расплывчаты и порой противоречат друг другу. Кто-то требует восстановления демократии, кто-то "социальной справедливости", а кто-то "великой державы". Одно ясно - нынешний режим настроил против себя самые разные политические силы. Это конечно хорошо, особенно на первом этапе борьбы, но для коммунистов этого недостаточно. Для нас важнейшим вопросом является так же характер революции, ее программа, ее цели. Программа "оранжевой" коалиции в любом случае ограничена буржуазными рамками - на практике реализация этой программы привела бы лишь к смене буржуазных кланов у власти, очередному витку переделу собственности и возможно каким-то косметическим изменениям политического режима. Наши цели идут гораздо дальше - к диктатуре пролетариата, а потому у нас другие не только цели, но и тактика и методы борьбы.


Подъем массового движения всегда является школой для политических партий. Когда от слов нужно переходить к делу - каждая партия показывает свое истинное лицо. Подъем народного протеста в скором времени вызовет резкую дифференциацию в движении на оппортунистическую и революционную часть. Времена когда все были "в одной лодке" для российских марксистов прошли. Впереди предстоит жесткая и бескомпромисная борьба с любыми формами оппортунизма и соглашательства, борьба за революционную программу и тактику.

М.Дороненко