От Pout Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 15.02.2005 11:19:12 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Разгадка вдохновения дельфийского оракула ("В мире науки")

http://www.sciam.ru/2003/11/archeology.shtml

октябрь 2003 ? 10 "В МИРЕ НАУКИ"
Археология
СПРОСИ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА
Джон Хейл, Джелл де Боер, Джефф Чантон и Рик Спиллер
------------------------------------------------------------------------
--------

Плутарх верил, что боги должны полагаться на материальные субстанции
нашего порочного и преходящего мира, чтобы выполнить свой долг.

------------------------------------------------------------------------
--------

Храм Аполлона, расположенный в живописной горной местности в Дельфах,
был самым почитаемым местом в древней Греции: здесь обитал всесильный
оракул. Горожане шли сюда за помощью, надеясь решить свои житейские
проблемы, поправить здоровье; воины - за советом перед сражением;
переселенцы, отправлявшиеся в Италию, Испанию или Африку, ожидали его
напутствия. Оракул поддержал Ореста в намерении отомстить за убийство
отца и предсказал Эдипу, что тот убьет отца и женится на своей матери.

Дельфийский оракул находился в центральной части храма, называемой
адитон, куда было запрещено входить. Он вещал через Пифию,
женщину-медиума, связывавшуюся с Аполлоном, богом провидения сестер,
стерегущих в храме вечный огонь.

Объяснение в классическом стиле

Во многих древних источниках описано, как происходили пророчества
могущественного оракула: у историков Плиния и Диодора, философа Платона,
у поэтов Эсхила и Цицерона, географа Страбона и даже у дельфийского
священника, знаменитого эссеиста и биографа Плутарха.

Страбон (64 г. до н.э. - 25 г. н.э.) писал: "Говорят, что
местонахождение оракула - это глубокая пещера с узким входом, из которой
поднимается пневма (газ, дуновение, отсюда происхождение слов
"пневматический", "пневмония"), дающая божественное откровение. Над
расщелиной, на треножнике, восседает Пифия и, вдыхая испарения, изрекает
пророчества".

Плутарх (46-120 г. н.э.) описал взаимодействие божественного начала,
женщины и природного газа, уподобляя Аполлона музыканту, женщину -
инструменту, пневму - плектру,* подчеркивая, что пневма - только
побуждение. На самом же деле тщательная подготовка и очищение, в том
числе сексуальное воздержание и голодание избранницы, стали причиной
воздействия пневмы. Простые люди могли чувствовать запах газа, но они не
впадали в транс.

Плутарх дает характеристику пневмы: она издавала сладкий запах,
напоминающий аромат духов, поднималась в виде газа или растворялась в
воде, а в адитоне, где сидела Пифия, ее было в избытке. Но со временем
поток испарений стал ослабевать и иногда прерываться. Плутарх полагал,
что либо на пневму повлияли обильные дожди и ее внутренняя энергия
иссякла, либо сильное землетрясение, произошедшее за четыре столетия до
того, заблокировало выход газов, которые, по его мнению, формировались в
подстилающих храм горных породах.

Философы следующего поколения писали, что видели над храмом источник,
который сначала уходил под землю, а затем уже бил в адитоне, где его
воды возбуждали пророческую силу.

Плутарх и другие авторы отмечали, что во время сеанса Пифия, восседая на
треножнике, вразумительно отвечала на вопросы. Находясь в состоянии
легкого транса, говорила нараспев, измененным голосом, иногда отпускала
каламбуры.

Однажды Плутарх был свидетелем того, как священники вынудили Пифию
работать в неурочный день. Против своего желания она спустилась в адитон
и вдруг пронзительно закричала, ринулась к двери, рухнула наземь, а
через несколько дней умерла.

Объяснение в новых традициях

Многие ученые верили этим описаниям. В 1900 г. Адольф Опе (Adolphe Paul
Oppe) посетил раскопки в Дельфах, которые вели французские археологи. Не
обнаружив там ни расселины, ни следов присутствия газа, он пришел к
выводу, что легенды древних не имеют никакой исторической подоплеки.

Рассуждения Опе были признаны убедительными. А то, что французские
археологи не сделали ожидаемого открытия, свидетельствовало в пользу его
доводов, так же, как заявление французского археолога Пьера Амандри
(Pierre Amandry) в 1950 г. о том, что только в вулканических зонах (а
Дельфы к таковым не принадлежат) может быть природный газ, подобный
тому, что дается в описаниях. Казалось бы, вопрос был исчерпан.
Первоначальная версия греческих и латинских авторов продолжала жить
только в книгах и устах местных гидов.

Ситуация изменилась в 1980 г., когда в рамках Проекта ООН по развитию
Греции было проведено геологическое исследование разломов, возникших в
результате землетрясений несколько столетий назад. Де Боер (De Boer),
геолог, один из авторов данной статьи, обратил внимание на обнажения
породы к востоку и западу от святилища, но тогда он не придал значения
своим наблюдениям. Лишь десять лет спустя, познакомившись с археологом
Хейлом (Hale) на раскопках в Португалии, де Боер упомянул, что видел
разлом, проходящий под святилищем в Дельфах, и попытался объяснить, как
природный газ мог вырваться на поверхность. В результате было решено
снарядить экспедицию.

Пересмотр классического объяснения

Во время первой экспедиции в 1996 г. были проведены геологические
изыскания и обследовано основание храма, в фундаменте которого был
обнаружен ряд функциональных несоответствий. Во-первых, само святилище
внутри храма опущено на 2-4 м ниже уровня пола. Во-вторых, оно
асимметрично: разрыв во внутренней колоннаде свидетельствует о том, что
там могли располагаться какие-то конструкции. В-третьих, рядом с
потайным помещением находился специальный водоотвод. Таким образом, храм
Аполлона скорее предназначался для того, чтобы отгородить участок земли
с источником, а не служить местом поклонения богу (обычная функция
храмовой постройки).

Во время первой экспедиции мы проследили линию главного Дельфийского
разлома, простирающегося с востока на запад, который был ранее обнаружен
де Боером. Позже в ущелье над храмом были найдены обнажения второго
разлома, названного Кернским, простирающегося с северо-запада на
юго-восток и пересекающего Дельфийский разлом под тем местом, где вещал
оракул. Линия источников проходит по святой земле, пересекая храм, и
обозначает Кернский разлом, скрытый древними террасами и обломками
осыпавшихся горных пород.

Книга Майкла Хиггинса (Michael D. Higgins) и Рейнольда Хиггинса (Reynold
Higgins) "Геологическая партия на двоих в Грецию и Эгею" подтвердила,
что мы на правильном пути. Ее авторы, археолог и геолог, отец и сын,
отмечали, что линия источников действительно предполагает наличие
крутого разлома в направлении с северо-запада на юго-восток, а
геологическое строение не противоречит описаниям древних. Авторы книги
предположили, что из расщелины мог подниматься углекислый газ. Ранее
подобные выходы газов были обнаружены под храмами Аполлона в Малой Азии,
в г. Гиераполь (Памуккале) на территории Турции. Как и Страбон, они
решили, что храм Аполлона был преднамеренно воздвигнут над тем местом,
откуда выходили ядовитые газы, способные убивать животных.

В отличие от Дельфийского, храм в Гиераполе не предназначался для
пророчеств. Правда, другие храмы Аполлона в Турции служили оракулами и
были построены над источниками вод, например в Дидимейоне и Кларосе.
Определенно прослеживается связь между храмами Аполлона и местами
геологической активности.

Идеальный газ

Открытие разломов в Дельфах показало, что газы и ювенильные воды могли
подниматься по трещинам, образовавшимся под храмом, однако не было
найдено объяснения причин возникновения газов. Де Боер обследовал на
склонах выше храма травертин, кальцит, отложенный углекислыми
источниками, и остатки древней стены. Воды поднимались из глубины через
слои известняка, оставляя отложения кальцита на поверхности земли (то же
самое наблюдалось в Гиераполе, в Турции). Греческие геологи, проводившие
изыскания на Парнасе, нашли среди меловых пород в окрестности храма слои
битуминозных известняков, содержащих 20% нефти.

Картина прояснилась. Разломы, чьи обнажения были хорошо видны на верхних
склонах горы Парнас, прорезали битуминозные известняки. Трение глыб во
время сброса вызвало такой нагрев известняков, что составные части нефти
испарились, а затем поднимались по трещинам вместе с ювенильными водами,
прежде всего им путь был открыт в местах пересечения разломов. Со
временем выход газов уменьшился из-за того, что мешали кальциевые
натеки, но затем восстанавливался при последующих тектонических
подвижках.

Геологические исследования постепенно открывали завесу тайны, но вопрос
об образовании самих газов оставался открытым. Де Боер узнал о работах
геологов в Мексиканском заливе, исследовавших в зоне современных
разломов газы, пузырившиеся над битуминозными известняками. Они
выяснили, что это были легкие газы из группы углеводородов, такие как
метан и этан. Могли ли они выделяться и в Дельфах?

Чтобы ответить на этот вопрос, были взяты образцы ключевой воды и
травертина в Дельфах. В пористых породах мы надеялись отыскать следы
газов, которые в далеком прошлом выходили на поверхность земли. В то
время к нашей экспедиции присоединился химик Чантон (Chanton). В
образцах травертина, собранных де Боером и Хейлом, он обнаружил метан и
этан, являющийся продуктом разложения этилена. Чантон побывал в Греции и
отобрал пробы воды на святой земле. Анализ воды из источников над
Кернским разломом показал присутствие метана, этана и этилена. (Этилен
имеет сладковатый запах, что подтверждает рассказ Плутарха о запахе
дорогих духов.)

Токсиколог Спиллер (Spiller) также включился в проект. Он исследовал
действие обнаруженных газов на человека в закрытом пространстве,
аналогичном адитону. Работая с подростками, которые нюхают содержащие
легкие углеводороды испарения клея и растворителей, Спиллер сталкивался
с поведением, напоминающим состояние пифий.

50 лет назад американский анестезиолог Изабелла Херб (Isabella Herb)
проводила эксперименты с этиленом. Она писала, что человек, получив дозу
в 20% примеси этилена, впадает в бессознательное состояние, но его
небольшая концентрация вводит в легкое состояние транса: пациент
остается в сознании, может сидеть и отвечать на вопросы, впадает в
эйфорию, а после отключения газа все забывает. Но иногда Херб наблюдала
буйную реакцию: пациент выкрикивал несвязные слова и делал резкие
движения. Если человека в таком безумном состоянии рвало и часть рвотной
массы попадала в легкие, то неминуемо наступала смерть. Таким образом,
исследования Спиллера показали, что этилен имеет сходные с описанной в
Дельфах пневмой свойства: сладкий запах, различные последствия в
состоянии человека вплоть до возможности смертельного исхода.

Вдохновляющие идеи

Два тысячелетия назад Плутарху понадобилось соединить религию с наукой.
Служители церкви отрицали, что бог мог использовать переменчивые
свойства природного газа для создания чуда. Почему непосредственно не
войти в тело женщины? Плутарх верил, что боги должны полагаться на
материальные субстанции этого порочного и преходящего мира, чтобы
выполнить свой долг. Аполлон должен был вещать через смертных и
воодушевлять их с помощью природных сил. Подробные наблюдения Плутарха и
свидетельства о выходах газов в Дельфах говорят о том, что древние не
отделяли научных рассуждений от религиозной подоплеки.

Таким образом, с помощью современной науки мы смогли проникнуть в
древнюю тайну, связанную с Дельфийским оракулом, и получить
доказательство того, как можно многого достичь, применяя
междисциплинарный подход, обнаруженный греками.


------------------------------------------------------------------------
--------

ОБ АВТОРАХ:
Джон Хейл (John Hale), Джелл де Боер (Jelle Zeilinga de Boer), Джефф
Чантон (Jeff Chanton) и Рик Спиллер (Rich Spiller) объединились в одну
команду, чтобы исследовать феномен Дельфийского оракула. Хейл, археолог
из Луисвилльского университета, опубликовал две статьи в предыдущих
номерах Scientific American. Де Боер преподает геологию в Уэслианском
университете. Чантон, химик, преподает на кафедре океанографии в
Университете штата Флорида. Спиллер, токсиколог, - директор Кентуккского
регионального центра изучения ядов.


------------------------------------------------------------------------
--------

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

The Delfic Oracle. H. W. Parke and D. E. W. Wormell. Basil Blackwell,
1956.
Plutarch's Moralia. Vol. 5 Loeb Classical Library. 6th printing. Harvard
University Press, 1996.

назад  содержание


--
http://situation.ru/