От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 13.02.2005 22:49:22 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Тракторные заводы избавляются от советского наследства (*+)

http://www.rosbalt.ru/2005/02/09/195494.html

Тракторные заводы избавляются от советского наследства

В советские времена тракторостроение по праву считалось одной из ключевых отраслей отечественной промышленности. Однако в годы
реформ предприятия, производящие трактора, как и всё машиностроение, оказались в кризисе. О развитии российского тракторостроения,
его проблемах и перспективах корреспонденту <Росбалта> рассказал президент Концерна <Тракторные заводы> Михаил Болотин.


--------------------------------------------------------------------------------

- Михаил Григорьевич, в каком положении сейчас находится российское тракторостроение?

- Отечественное тракторостроение находится сегодня в очень неоднозначном положении. С одной стороны, произошла концентрация
предприятий в руках российских инвесторов, которые делают вложения в приобретенные активы. С другой стороны, в наследство инвесторам
достались крупные сборочные производства, мощности которых оказались избыточными.

В Советском Союзе производилось до 300 тысяч тракторов в год. В настоящее время - около 15 тысяч машин. Соответственно, издержки по
содержанию избыточной инфраструктуры ложатся на эти 15 тысяч единиц. При таких мощностях и таком объеме производства убыточность
тракторостроительной отрасли в России очевидна. Поэтому все заводы сейчас стараются модернизировать свои мощности и привести
инфраструктуру в соответствие с реальными объемами производства.

Кроме того, в прежние времена каждый из заводов специализировался на производстве узкого модельного ряда. Так, например,
Владимирский тракторный завод выпускал колесные трактора мощностью 24 и 40 л.с., предназначенные для межпроизводственных перевозок и
для средних фермерских хозяйств. При этом 70% продукции уходило на экспорт, трактора Владимирского предприятия продавались на
европейском рынке по 2-3 тысячи долларов. Что-то похожее было на всех тракторных заводах.

- А есть в составе Концерне предприятия, которые более-менее свободны от этой проблемы?

- Чебоксарский завод <Промтрактор>. Этот завод был построен по самым современным технологиям, и его основные фонды в целом
соответствуют производству. Первоначально на <Промтракторе> была одна модель тяжелого промышленного бульдозера, который мы выпускали
до 2000 года. Теперь модельный ряд расширен до 20 единиц. Каждый год у нас появляется по 2-3 новых разработки.

- Насколько высока потребность в новых моделях тракторов?

- Потребность есть. Сельскохозяйственные предприятия переходят на новые агротехнологии, которые требуют от производителя машины
другого уровня - как по мощности, так и по удобству в эксплуатации и обслуживании. Чем быстрее мы разработаем новую модель, тем
больший сектор рынка займем. Как показывает опыт ОАО <Промтрактор>, мы в состоянии разработать новые трактора, только для этого
требуются средства и время, причем найти средства - это вопрос технический. Основная же проблема заключается именно во времени и,
что тоже очень важно, в наличии квалифицированных кадров.

- А как вы решаете проблемы избыточных мощностей?

- В прошлом году, например, Концерн подписал контракт с ОАО <Российские железные дороги> стоимостью 1 млрд. долларов на поставку
изделий чугунного литья: рам, блоков, букс для грузовых вагонов. Таким образом, мы диверсифицировали наше производство и загрузили
мощности.

- Какие еще крупные проблемы российского тракторостроения вы можете назвать?

- Все основные проблемы российских тракторостроительных заводов связаны с рыночной позицией продукции. Большинство российских
заводов выпускают морально и физически устаревшие трактора.
Еще одной серьезной проблемой является отсутствие квалифицированных рабочих кадров: станочников, операторов станков с ЧПУ. Средний
возраст рабочих - 50-55 лет, молодежь идет на заводы крайне неохотно.

- Бытует мнение, что в СССР было <слишком много тракторов>. Так ли это?

- Мне не нравятся такие эмоциональные оценки. В СССР был Госплан, который имел свои нормативы по срокам выхода тракторов из
эксплуатации. Были также программы по освоению целины. Кроме того, 60% тракторов Советский Союз экспортировал, а также снабжал 13
советских республик, не считая Белоруссию и Узбекистан, производивших собственные модели сельскохозяйственных тракторов. Средний
срок эксплуатации трактора в СССР, при бережном отношении, составлял 18 лет, после чего его полагалось менять.

- А сейчас есть такая статистика?

- Сейчас нет. Однако мы ведем наблюдение за теми тракторами, которые выпускаем и продаем, прогнозируем темпы выхода машин из строя.

- Экспорт тоже остался на прежнем уровне?

- Да, и поэтому жаловаться на низкий платежеспособный спрос на рынке - дело неблагодарное. Что касается Концерна <Тракторные
заводы>, экспортируется 50% продукции, а Липецкий завод вывозит 80% тракторов.

- В какие страны сейчас экспортируются российские трактора?

- География экспорта нашей продукции традиционна, она поставляется в те страны, которые и раньше проявляли интерес к российской
технике, - в Восточную Европу, страны третьего мира, Индию, Ирак, Африку, Латинскую Америку.

- Что, по вашему мнению, нужно сделать для развития тракторостроения в России на государственном уровне?

- Совсем недавно три ведущих российских тракторостроительных холдинга - <Агромашхолдинг>, <Новое Содружество> и Концерн <Тракторные
заводы> - создали некоммерческое партнерство - <Российское объединение производителей сельскохозяйственных машин и тракторов>.
Совместно с Министерством сельского хозяйства РФ мы разработали комплекс мер, направленных на развитие отечественного
сельхозмашиностроения на 2005-2010 годы. В число этих мер входят разработка технических регламентов, увеличение ассигнований на
покупку отечественной техники, меры по совершенствованию лизинга, расширение сети машинно-технологических станций, формирование
кадров на агропредприятиях.

Проект этого документа мы уже три месяца пытаемся согласовать с Минэкономразвития. Пока безуспешно. Поддержка идет на уровне общих
формулировок, но как только дело доходит до конкретных мер по защите рынка, мы сталкиваемся с категорическим отвержением.
Отечественный рынок необходимо защищать. Если мы позволим торговать на российской территории всем, то о развитии нашего
тракторостроения говорить не придется.

Беседовал Дмитрий Верхотуров, ИА <Росбалт>. Москва


Версия для печати Оставить комментарий
Постоянный адрес статьи:
http://www.rosbalt.ru/2005/02/08/195494.html