|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
05.02.2005 18:56:45
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
М. Урнов: "Нужно подружиться с Западом, потому что мы, по факту, часть западной цивилизации" (*+)
http://www.politjournal.ru/index.php?POLITSID=2e07539511f167c044f106de5d62616f&action=Articles&dirid=73&tek=2881&issue=87
Марк УРНОВ, президент фонда аналитических программ <Экспертиза>, член Экспертного совета <ПЖ>
Паралитик начинает спешить
Центр принятия решений прыгает в ширину
Общественное мнение, равно как и экспертное сообщество, считает либералами в правительстве Германа Грефа, Алексея Кудрина и Михаила
Зурабова. Остальных относят к консерваторам. Вряд ли такая классификация позволяет понять логику действий правительства. Дело в том,
что важнейшие экономические решения сегодня принимаются неформальной группой, в которой есть люди и из правительства, и из
администрации президента, и из других структур.
В липкой субстанции
В системе принятия решений, конечно, существуют и либералы, и консерваторы. Но ошибки и общая неэффективность нашей власти связаны
не с этим, а с тем, что у нее нет стратегии. Поэтому вместо грамотного синтеза различных подходов мы получаем абсолютную
непоследовательность, шараханье из стороны в сторону. То мы дружим с Западом, то объявляем, что Запад мечтает развалить нашу страну,
<отторгнуть Украину> и прочее. То мы за рынок, то гнобим бизнес.
Если бы в центре принятия решений победили консерваторы, мы очень скоро оказались бы в состоянии изоляционизма, тотального передела
собственности, страха, что нас все хотят съесть. Если бы возобладали либералы, может быть, появился бы шанс на оздоровление
ситуации, в том числе и экономической. Но нет ни того, ни другого. А есть прыжки в ширину. Противоположные позиции сталкиваются,
каким-то загадочным образом выбирается то одно, то другое, и в результате государственная машина не столько работает, сколько бьется
в конвульсиях. Такое впечатление, что машину тошнит.
Население почему-то винит в этом Грефа. А он в этой системе - винтик. Кстати, далеко не самый плохой. У него есть здравые идеи, но
любая из них вязнет в липкой субстанции, называемой государственной властью, которая считает себя централизованной, а на самом деле
децентрализована и неуправляема.
Одна из причин неуправляемости - <трехэтажность> правительства, которой власть вначале имела неосторожность гордиться: министерства,
ведомства, федеральные агентства. По логике <трехэтажности> министры должны заниматься идеологией и долгосрочным планированием, а
деньгами управлять - дело подчиненных министрам руководителей федеральных агентств. Это в наших-то условиях, когда министерства
привыкли сами контролировать финансовые потоки! Понятно, что от такого коррупционно-статусного оскорбления у министерских работников
руки опускаются.
Кроме того, в ходе административно-преобразовательного блицкрига забыли о том, что у министерств попросту не наработана практика
общения с нижестоящими структурами. Раньше у них таковых не было. Они взаимодействовали с другими министерствами и с <верхом>. В
итоге встал документооборот. Так что административная реформа просто парализовала деятельность государства, и без того страдающего
от отсутствия стратегии.
Вот и получаем то, что произошло у нас с монетизацией льгот.
Мера эта сама по себе абсолютно правильная. Нормальная экономика не может существовать в условиях, когда почти каждому гражданину
страны предоставлены льготы. Это не рынок. Но, проводя монетизацию, нужно было озаботиться принятием соответствующих подзаконных
актов, согласованием действий между федеральным центром и регионами. Этого не было сделано. Спешили. Что бывает, когда паралитик
начинает спешить, понятно.
К тому же, затевая реформу, затрагивающую стереотипы поведения большой части населения, необходимо было в течение года-полутора
вести по телевидению мощную разъяснительную кампанию - что, как и где будет. Нужно было открыть консультационные центры, посылать
разъяснителей, словом, готовить население. В том, что этого не было сделано, виновато не правительство, парализованное
административной реформой, а государство в целом, власть.
Глубинный комплекс
Внешне у нас все в порядке. Цены на нефть высоки, совокупные индексы показывают экономический рост. Но в действительности происходит
спад платежеспособного спроса населения и производства. Капиталы бегут из страны, усилилась и <утечка мозгов>. Иными словами, в
долгосрочном плане мы беднеем и глупеем, но нефтедоллары действуют как обезболивающее, и незаметно подкрадывающихся проблем мы не
чувствуем.
А между тем отпущенный нам Богом период благоприятных возможностей, когда и цены на энергоносители хороши, и геополитическая
обстановка более или менее спокойна, недолог. Лет через 10-15 у нас, скорее всего, начнутся сложности с Китаем по поводу территории.
Добавьте к этому весьма вероятное усиление войны с терроризмом и не менее вероятный рост национализма. И если все это будет
происходить в условиях, характерных для сегодняшнего дня апатии бизнеса, тотальной коррупции госаппарата и прочего, Россия попросту
начнет распадаться. Боюсь, что мы <нанюхались нефтяных паров> и беззаботно пропускаем ту точку, после которой сохранение страны как
целостного организма станет невозможным.
Что мы сейчас делаем? Отдаляемся от Запада. Пугаем собственных предпринимателей. Усиливаем роль коррумпированного государства в
экономике. Наращиваем армию и отменяем студенческие отсрочки. <Стращаем> Украину и Грузию. Словом, играем мускулами и демонстрируем
<особый путь>. Если это наша долгосрочная стратегия, то она неадекватна. В том числе и потому, что мы живем в стране, население
которой неумолимо сокращается. К 2050 г. нас будет не 144 млн, а в лучшем случае 100 млн. А еще потому, что население не только
сокращается по численности, но и ухудшается по качеству. И коррупция, как рак, сжирает общество изнутри, а управы на нее не видно.
Чтобы выжить, нужно срочно проводить реформы. Нужно подружиться с Западом, потому что мы, по факту, часть западной цивилизации - не
китайской, не мусульманской и даже не евразийской (потому что такой цивилизации с 1917 г. нет), а именно европейской. Нужно
перестать с упорством, достойным лучшего применения, выталкивать из страны людей с мозгами и с предпринимательской жилкой. Если
умные и инициативные уедут из России или впадут в апатию, страна останется с низким коэффициентом интеллектуальности и армией,
способной решать задачи на уровне 1950-х гг. Такая страна не жилец.
Замечу, что наши ошибки и неадекватности - это не продукт работы ЦРУ или Моссада. Это наше родное, домашнее. Не надо объяснять
провалы, вызванные собственной недальновидностью, корыстью и непрофессионализмом, заговором <мирового закулисья>. Все эти
объяснения - проявления мании величия, прикрывающей комплекс неполноценности, причем глубинный. Кто мы такие, чтобы <они> хотели нас
развалить? Россия - это 5% американского ВВП. Что <они>, сумасшедшие? Зачем <им> нестабильность на территории, где полно всякой
химической и ядерной отравы? <Они> боятся нашего развала не меньше, а может быть, и больше нашего. Потому что в отличие от нас
осознают его реальную опасность.
Проблема не в том, что либеральные реформы неэффективны, а в том, что они непоследовательны. Нельзя создавать нормальный
инвестиционный климат и одновременно добивать ЮКОС, демонстрируя неуважение к частной собственности. В такой атмосфере бизнесмены не
будут вкладывать капитал в российскую экономику. Нельзя проводить реформу ЖКХ, не озаботившись созданием конкурентной среды, не
лишив мэров и губернаторов возможности отдать эту сферу под контроль <своим> фирмам. Но как это сделать, если государство отключило
веками отработанные инструменты контроля общественности за государственной машиной? Сегодня в стране не осталось прессы, способной
больно кусать государство, нет бизнеса, который не боялся бы финансировать эту прессу, нет мощной оппозиции вообще и либеральной
оппозиции в частности.
Снежный ком ошибок
В нынешних условиях, когда Дума принимает законы автоматическим большинством, причем качество этих законов понятно заранее, наличие
Общественной палаты, конечно, лучше, чем отсутствие таковой. Если в нее придут умные, критически настроенные люди, которые будут
говорить правду, может быть, ситуация несколько улучшится. Во всяком случае, хотелось бы на это надеяться.
Если критика власти будет интенсивной и грамотной, если власть будет прислушиваться к такой критике, возможно, ошибки перестанут
накапливаться так быстро. Пока же ошибки государственного масштаба растут как снежный ком. Сделали одну ошибку. Вместо того чтобы ее
признать и исправить, говорим: <Нет, мы все правильно сделали, только надо было сделать еще сильнее>. Понятно, что ноги стали
вязнуть, что пошли в трясину, что ничего хорошего не будет, но упорно идем дальше.
Сумеет ли Общественная палата сыграть роль эффективного критика и умного советчика, не знаю. Хорошо бы, чтобы смогла. Но если она
выродится в верноподданнический хор, поющий: <Все в целом хорошо; ты, Власть, права, умна, красива и только чуточку, слегка не
права>, - тогда дело дрянь.
Если от контактов с властью представители интеллектуальной элиты превратятся в холопов, если в стране не найдется даже самой малой
группы людей, способных принять ответственность за страну, не думая, как набить себе карман или понравиться начальству, Россия
обречена.
ДОСЬЕ
Марк УРНОВ - президент фонда <Экспертиза>. Родился в Москве в 1947 г. В 1970 г. окончил экономический факультет Московского
государственного института международных отношений. Кандидат экономических наук. Работал начальником Аналитического управления
президента РФ, был первым заместителем руководителя Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ.