Как это ни странно выглядит, но физика тоже может быть евроцентристской и советской, и немецкой, и американской.
Физика содержит не только факты, единицы физических величин и формулы их связывающие, не токль формальную логику, но и натурфилософию. А именно, интерпретацию причинно-следственных связей между наблюдаемыми физическими событиями.
Наличие в атоме отрицательных частиц электронов порождает представление об атоме, исходящее из единственно логичной для человечества к тому времени модели какой-то капли, в которой плавают заряды. Эта модель продержалась недолго. И сменилась в результате осмысления эксперимента планетарной моделью Резерфорда. Которая по сей день является основой упрощенной модели атома. Хотя противоречит ей логически. Противоречие устраняется постулатами, лежащими в основе квантовой механики.
Но - обратим внимание. Модель явления, которая была очень мало похожа на реальность - существовала. А была еще модель ранней физики - шарики с крючками. Т.е. модельные представления физики - порождение культуры.
Я в период студенчества сталкивался с иностранными учебниками физики. И с ужасом видел, насколько они непохожи на советские. Они в принципе не претендовали на то, чтобы расставить физические явления по местам в цельном мире. Как я сейчас понимаю, это связано с формировавшимся к тому времени мозаичным видением мира человеком Запада. С отходом Запада от принципа университетского образования и ориентацией на подготовку довольно узких специалистов. В итоге изучения физики по таким учебникам человек переставал видеть живую связь собственной специальности, к примеру, распространения какого-то излучения,- с другими разделами физики. Он оказывался неспособным установить эти связи. То же потихоньку формировалось и у нас. Узкие специалисты переставали видеть соседние области. Начиналось движение какого-то направления - в совершеннейшем отрыве от всего остального. Причем - влияющего на изучаемые явления и даже определяющего их.
Практически к 80-м годам сформировалось две физики: физика "золотого миллиарда" и советская физика. Советская физика отслеживала частные достижения физики западной - и органично включала их в тело собственной науки, пытающейся постоянно саморефлексировать, увязывать все разделы в единый, философски-целостный взгляд на мир. Лучшие фундаментальные курсы основных физических наук в мире были советскими. Ничего подобного на Западе просто не могли написать. Советская физика, таким образом, только в силу того, что внимательно отслеживала западные достижения экспериментальной и теоретической науки, оказывалась с ней тесно связанной.
Запад же за советской физической наукой не слишком следил. Собственно - не мог. Ни знания языка, ни эрудиции читателей. Воссоединение мировой физики произошло фактически благодаря мощнейшей эмиграции советских физиков в США, Израиль и другие страны. А так в 80-е годы мир стоял на грани разрыва физической науки на западную и советскую. Мозаичную западную и дающую универсальную картину мира советскую.
И это оказывалось принципиальным. В целой группе идейно сложных направлений советская физика сформировала собственные, хорошо проработанные модельные представления, системы взаимосвязей и взаимозависимостей. Которых просто не появлялось на Западе. Это касалось в первую очередь тех наук, которые находились на передовом рубеже физики: физика плазмы, физико-химия поверхности, металлофизика, взаимодействие излучений с веществом. Т.е. как раз те разделы, в которых органично пересекаются до десятка-двух обычно далеко отстоящих друг от друга физических специальностей.
Интересен принципиальный момент. В принципе неверные физические представления могут давать вполне нормальные практические результаты. Если помните, теория теплорода - разродилась теорией термодинамических циклов Карно. Которая работает по сей день. Положение, при котором в одной стране теплоту понимают как движение атомов и молекул, а в другой - как некую невесомую жидкость, которая примешивается к веществу(кстати, отсюда и само понятие температуры - от "темпере" - краска, смесь), - может сохраняться довольно продолжительное время. И не слишком мешать практике. Пока какая-то страна не натолкнется на то, что любые инновации в рамках имеющегося у нее знания преставляют собой "усовершенствование выключателя" - без принципиальных прорывов. А страна, в которой находят новые физические представления, - осуществляет разработку новых принципов общения с природой.