От Георгий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.01.2005 00:38:48 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

(!!!!) Любопытнейшая книга: "Революционеры Романовы и консерватор Ульянов". Выдержки (/+)

Революционеры Романовы и консерватор Ульянов/Ю. Г. Беспалов, Н. Ю. Беспалова, К. В. Носов. - М: ООО "Издательство АСТ", Харьков:
"Торсинг", 2004. - 415 с. - (Великие противостояния)



P.S. Владимиру К.: это любопытнее, чем Бушкова читать. Честное слово: %-)

============

Введение

Русские не являются новым народом. Однако они пережили полный, подобный смерти, разрыв со старым, после чего они заново
перевоплотились.
Джавахарлал Неру

Давно пора бы, вашу мать,
Умом Россию понимать.
Из советского перестроечного фольклора

В конце минувшего уже двадцатого столетия в России и сопредельных странах произошла очередная революция. Это была уже, как минимум,
четвертая революция за это очень непростое, и для России и для всего человечества, столетие. В этом отношении россияне сравнялись с
французами, которых принято было именовать <народом четырех революций>. Правда, французы, как и американцы, свои социальные
революции завершили в основном еще в девятнадцатом столетии (ставшем теперь уже позапрошлым). Англичане с этим хлопотным и
малоприятным делом управились к концу семнадцатого века. В странах, расположенных восточнее - Германии, Австрии, Венгрии революции
происходили еще в первой половине двадцатого столетия. Означает ли это, что россияне с некоторым опозданием подключаются к некоему
процессу, идущему с запада на восток Европы? Процессу, способствующему прогрессу человечества. Предвидя протест, который может
вызвать последнее положение у части читателей, заметим, что марксистское положение о <революциях - локомотивах истории> разделяли,
по существу, такие далекие от марксизма люди как, например, Марк Твен - во всяком случае в его <Янки при дворе короля Артура>
присутствует панегирик Великой французской революции. К этой последней, осуждая ее крайности и кровавые эксцессы, положительно
относились такие заведомые немарксисты как создатель прусской официальной философии Гегель и российский наследный принц Александр
Павлович Романов (вошедший в историю как император Александр Благословенный)
Действительно, хронология и география революционного процесса в Европе вроде бы подтверждают тезис об извечном отставании России от
Запада. Заранее скажем, что мы с этим тезисом не вполне согласны и намерены в настоящей книге представить фактические данные и
логические построения, вносящие в него существенные
коррективы. А пока одно замечание географического характера.
<...>Но, это еще впереди, а пока вспомним еще об одной концепции. Согласно этой концепции, совершив в октябре (ноябре) 1917 г.
пролетарскую революцию и построив социализм, Россия окончательно преодолела свою вековую отсталость и стала лидером человечества,
заняла место <впереди планеты всей>. Авторам настоящей книги, набирающим свой труд на южнокорейском компьютере, обсуждение вопроса о
мировом лидерстве <страны победившего социализма> представляется, скажем так, - малопродуктивным. А вот относительно пролетарского,
социалистического характера октябрьского переворота (так это событие называл В. И. Ленин) можно поговорить. Отнюдь не отвергая его
пролетарского и социалистического характера, но, притом, обращая благосклонное внимание читателя и на аспекты элитарные. Последнее,
кстати, соответствует представлениям другого выдающегося вождя октябрьского переворота - Л. Д. Троцкого, считавшего, что революции
совершаются <активным меньшинством>.
В вопросе точного определения социального статуса этого меньшинства у авторов возникают определенные сложности. Понятно, что
буржуазные революции совершает буржуазия, а научно-технические революции - ученые. А вот с ролью пролетариата в пролетарской
революции в России возникали серьезные сложности еще у вождей и идеологов этой революции. А как определить активное меньшинство,
совершившее (при активном участии широких народных масс) последнюю российскую революцию? Или, скажем, революция сексуальная... Нет!
Авторы чувствуют, что без какой-то простой классификации социальных групп и слоев им никак не обойтись. И предлагают свою,
опробованную ими в популярной книге <Эпоха Великих географических открытий> (которая приводится нами в списке использованной
литературы).
Сводится суть предлагаемой классификации к следующему:
Всех людей (очень условно) по характеру их интересов можно разделить на такие три группы:

Первая группа состоит из людей, чья область интересов включает вещи, непосредственного практического значения не имеющие. В
частности - проблемы, в реальной жизни не стоящие на повестке дня. Или же новые способы решения проблем, уже имеющих
удовлетворительное решение. (Речь идет не об окончательном, а именно об удовлетворительном, запомним это, решении проблемы. Люди
эти - несколько не от мира его. Они размышляют о проблемах не реального, а виртуального (употребим модное слово) мира. Они создают в
этом мире какие-то модели. Случается, иногда, что эти модели имеют какое то значение для мира реального. Случается такое обычно
тогда, когда старое решение какой-либо проблемы оказывается неудовлетворительным и надо искать новое, чаще всего - непростое и
нетрадиционное. Итак представители первой группы, живущие преимущественно в виртуале, создают некие модели. Поэтому назовем этих
людей Виртуальными Модельерами.

Вторая группа состоит из людей, входящих во властные и силовые структуры. Помыслы их, соответственно, направлены в первую очередь на
сохранение и укрепление этих структур. Во вторую группу входят люди реального действия. Как все люди реального действия, они
предпочитают способы, многократно проверенные на практике - реальные модели. Потому что виртуальные модели, даже в наш компьютерный
век, частенько дают сбои. (В связи с этим, между прочим, не нашла поддержки идея замены естественных экологических систем нашей
планеты искусственными - управляемыми компьютерными программами). И чем сложнее моделируемая система, тем вероятнее сбой. А
общество, даже самое примитивное, система чрезвычайно сложная - не менее сложная, чем системы экологические. Допустить гибели,
развала общества нормальные ответственные люди из властных структур не могут. Хороший управленец будет всеми силами стремиться
сохранить то, чем он управляет - ведь иначе нечем будет управлять. (Мы не будем сейчас рассматривать варианты, так сказать,
патологические, когда управленец стремится лишь урвать кусок пожирней и сбежать). Стремясь сохранить и укрепить общество, люди
второй группы вынуждены организовывать его реальную жизнь. Назовем их поэтому - Организаторами Реальности. Как мы уже говорили,
Организаторы Реальности не любят пользоваться способами, разработанными Виртуальными Модельерами. Они предпочитают свои -
проверенные на практике. Но иногда, когда жизнь резко меняется, именно проверенные на практике модели дают сбой. Судьба общества в
таких ситуациях в значительной степени зависит от способности Организаторов Реальности и Виртуальных Модельеров взаимодействовать
между собой. Прежде чем перейти к третьей группе, отметим еще одну особенность второй. Организаторы Реальности не должны слишком
сильно зависеть от насущных жизненных проблем. Такая зависимость может помешать им мыслить стратегически - видеть проблемы общества
в целом и в перспективе. А Организаторы Реальности по стилю деятельности именно - стратеги.

Третью группу мы назовем Созидателями Насущного. Ее члены озабочены производством материальных благ и, что не менее важно,
своевременной доставкой их потребителю. (Торговля часто определяется как деятельность, уничтожающая препятствия между
производителями и потребителями материальных благ). Проблемы Виртуальных Модельеров могут интересовать Созидателей Насущного лишь в
порядке некоей духовной гимнастики. Проблемы Организаторов Реальности Созидателям Насущного гораздо ближе. Их соотношение, с
определенной долей огрубления, можно сравнить с соотношением стратегии и тактики. Будучи в жизни тактиками, а не стратегами,
нормальные Созидатели Насущного должны находится в самой гуще повседневности, зависеть от ее сиюминутных поворотов (хороший
торговец - всегда следует в фарватере моды, сезона года, состояния кошелька своих покупателей; популист, подыгрывающий настроениям
толпы, - не самый лучший тип политика).
Наряду с этими, предлагаемыми нами социальными категориями, дополним классификацию еще одной, взятой из произведений братьев
Стругацких, где она присутствует под наименованием прогрессор. Прогрессор Стругацких - это представитель высокоразвитой цивилизации
(в нашем случае это цивилизация Западная), внедрившийся в цивилизацию, находящуюся на более низкой степени развития и всячески
стремящийся подтянуть ее до более высокого уровня. В качестве этой последней у нас, увы, до сих пор часто рассматривается наша -
Русская православная (по классификации выдающегося английского концептуального историка XX в. Арнольда Тойнби; полагаем, впрочем,
что назвать эту цивилизацию просто Русской будет корректней).
Вот такая классификация. Безусловно - упрощенная и схематичная. Предлагая ее, авторы опасаются, что у читателя создастся
впечатление, что в предлагаемой ему книге излагается упрощенный взгляд на историю вообще и на российскую историю в частности. Спеша
рассеять это впечатление, предлагаем вниманию читателя мерную главу первой части, в которой повествуется о непростых отношениях
монархии и революции, свободы и прогресса.