|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.12.2004 21:01:42
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Демографический изгиб. Аборт как показатель взаимоотношений властей и граждан (*+)
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=56&tek=2768&issue=84
Ирина КОСАЛС
Демографический изгиб
Аборт как показатель взаимоотношений властей и граждан
На днях в Нижнем Новгороде под эгидой Московской патриархии и при поддержке полпредства президента РФ в Приволжском федеральном
округе прошел церковно-общественный форум <Духовно-нравственные основы демографического развития России>. Его участники призвали
запретить в России аборты, прекратить финансирование всех центров планирования семьи, выйти из международных соглашений и
обязательств, дающих право женщинам самим планировать рождение ребенка и беременность без вмешательства государства, запретить
деятельность международных программ и фондов.
Высвобождение для труда
Проблема абортов в России сегодня искусственно политизируется. РПЦ, различные общественные организации, в первую очередь
националистического толка, политики и общественные деятели постоянно твердят о <демографическом коллапсе>, <вымирании нации>,
которые надо остановить, закрыв въезд инородцам и запретив аборты. Такие взгляды становятся опасными, когда находят поддержку
властей, что и происходит в последнее время все чаще.
В России впервые аборт по желанию женщины был узаконен в ноябре 1920 г. декретом <Об искусственном прерывании беременности>. Это был
первый в мировой истории права закон, разрешающий аборты. (В Европе, где церковь сохраняла свое влияние на общество, они были
разрешены на несколько десятков лет позже.)
Право на первоочередность и льготы получали фабрично-заводские работницы, жены рабочих. По выражению ученого-демографа Андрея
Попова, страна <использовала аборты для высвобождения женщин для нужд народного хозяйства>.
Однако когда к началу 30-х гг. массовые репрессии, депортации, коллективизация подвели страну к демографическому кризису, было
принято решение аборты запретить. К слову сказать, в это же время аборты запретили и в фашистской Германии.
Запрет на аборты не привел к сокращению их количества. И соответственно весь объем абортов перешел из легальной сферы в нелегальную,
что привело к резкому увеличению женской смертности.
На легальное положение аборт опять перевел Никита Хрущев в 1955 г. Но, вернув гражданам некоторую свободу репродуктивного выбора,
советская медицина опять не предложила никаких иных, превентивных способов регулирования рождаемости. Фактически по причине низкого
уровня контрацептивной и сексуальной культуры населения аборт был единственным методом этого регулирования. По статистике, каждая
советская женщина делала в среднем по 5-8 абортов.
<Планировать> не значит <сокращать>
Важным шагом по либерализации законодательства, регулирующего аборты, стал приказ Минздрава СССР (1987 г.), разрешающий
искусственное прерывание беременности по так называемым социальным показаниям на поздних сроках, то есть после 12 недель. В 1996 г.
перечень таких показаний был расширен почти вдвое. Теперь в него вошло, например, отсутствие жилья, безработица, доход семьи ниже
прожиточного минимума.
Усилия государства и общественных организаций принесли свои плоды: по статистике, в последние годы в России количество абортов
уменьшилось более чем вдвое. И в несколько раз снизились женская смертность и инвалидность, связанные с криминальными абортами.
Однако достаточно быстро либерализация в этой сфере столкнулась с противодействием церкви, отдельных общественных организаций,
депутатов, чиновников.
Так, государственная программа <Планирование семьи> просуществовала недолго и была закрыта. (Формально депутаты Госдумы просто
отказали ей в финансировании, и она вошла фрагментом в программу <Безопасное материнство>.) По словам зам. директора НИЦ акушерства
и гинекологии РАМН Владимира Серова, аргументы были такие: <Говорили, что на Западе эта программа была создана, чтобы уменьшить
нищее население, и у нас она создается для этого же. Люди просто невежественны. Конечно, планирование семьи для Китая или для
Индии - это сокращение рождаемости. А планирование семьи для Германии, Италии или Нидерландов - это, во-первых, профилактика
абортов, а во-вторых, лечение бесплодия. Никто в Европе не собирается сокращать население. Но убедить депутатов мы не смогли>.
В свою очередь, медикам так и не удалось добиться принятия <Закона о репродуктивных правах граждан>. В нем говорилось и о том, что
право решать самостоятельно, без давления и контроля со стороны государства, вопрос о том, когда и сколько иметь детей, является
неотъемлемым правом российских граждан. Закон не приняли, в частности, потому, что он требовал материальных затрат, в том числе и на
развитие системы контрацепции.
Столкновение интересов
В 2002 г. депутаты Госдумы еще раз предприняли попытку запретить аборты на поздних сроках. А в августе 2003-го правительство РФ
неожиданно принимает решение резко сократить перечень социальных показаний - с 13 до 3. Иначе говоря, в стране постепенно происходит
заметный <откат> и возврат к традиционным советским методам борьбы с абортами.
Как доказывает практика запрета абортов, никакого всплеска рождаемости не произойдет. Просто вырастет число криминальных абортов,
увеличится смертность женщин и количество брошенных и беспризорных детей. Румыния, где аборты были запрещены с 1966 по 1990 г., до
сих пор занимает одно из первых мест в мире по доле беременностей, прерываемых абортом, и последнее - по рождаемости.
В свою очередь, частота абортов никак напрямую не связана с уровнем рождаемости. В западноевропейских странах в среднем рождаемость
такая же, как и в России, однако количество абортов в несколько раз меньше. Это означает, что европейская женщина, не желающая
рожать, использует превентивные методы предотвращения беременности, а россиянка ее искусственно прерывает.
Сегодня существует опасность, что нарождающаяся культура контрацепции в России постепенно сама сойдет на нет - не будет условий для
ее дальнейшего распространения и даже простого поддержания. И тогда власть получит еще одну лазейку для вмешательства в частную
жизнь под видом защиты государственных интересов. Выиграет и консервативная часть духовенства - в качестве альтернативы сексуальному
просвещению школьников настойчиво предлагается введение курса <Основ православной культуры> как профилактики, в том числе и абортов.
Если государство начнет реализовывать эти рецепты, страна опять наступит на те же <советские> грабли. А цивилизованная практика
отношений гражданина и власти в сфере семьи и регулирования рождаемости так и останется несбывшимся замыслом реформаторов.