От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 09.12.2004 21:25:27 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Россия-2 по Виктору Перельману (*+)

http://www.livejournal.com/users/galerist/57326.html

Россия 2 по Виктору Перельману

Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
А.С. Пушкин


Что сегодня есть у нашей Родины?

Управляемая демократия, плюс безотчётная любовь к президенту, плюс поиски
врагов и виноватых, называемые патриотизмом, плюс единый центр управления
СМИ и его хорошо отредактированное мнение, плюс деятельная настальгия по
прошлому, плюс церковь приближаемая к власти - обычно для наказания и
цензуры неугодных ...

Всё в сумме это называется <путинская Россия> -
- общество со стремительными центростремительными наклонностями, мир
стерильных идей, тесное место, не оставляющее просвета для свободной
творческой деятельности.

Государственные гайки закручиваются и разнообразная культура, раньше хорошо
помещавшаяся внутри, чувствует теперь приближение чего-то весьма прохладного
и жёсткого. Твердеющее государство выдавливает из себя культуру и ей ничего
не остаётся, как занимать новое пространство где-то снаружи.

Конечно, в данном несколько виртуальном контексте термин <снаружи>, следует
понимать не в смысле <где?>, а в смысле <как?>.

Так как?

Всем не желающим быть белочками в колёсиках гос-культ-пропаганды доступно
следующее:

1. Отказ от творческой деятельности, иммиграция из культуры - путь
печальный, но возможный.
2. Борьба, революция, оппозиция, - путь романтический, но нервный и нередко
разрушительный для художника и общества.
3. Создание нового пространства, НЕСОПРИКОСНОВЕННОГО с официальным - щадящий
путь, не причиняющий ущерба ни государству, ни культуре.

Эту третью возможность мы и хотим осуществить в проекте РОССИЯ 2.

Мы строим новое пространство для реальной творческой России.

Ведь Россия - это не только то, что показывают по телевизору и пишут в
газетах. Телевизор маленький, газеты тоненькие, а Россия широка,
разнообразна и богата. Россия - громадина творческая - она хочет и будет:
критиковать власть, изучать запретные темы жизни, заниматься неуправляемой
демократией, говорить, рисовать, играть, показывать и думать что угодно, а
не то что надо, полезно или выгодно.

Если этим проявлениям нет места на официальном уровне, который мы для
наглядности именуем <Россия 1>, то они разместятся где-нибудь ещё, причём в
тех же георгафических границах и среди того же народонаселения.

Это и есть Россия 2. Уже есть и ещё будет. Поэтому наша задача предельно
проста:
объявить, что это есть и показать как это выглядит.

Какая она, эта Россия 2?

Россия 2 - это информационная среда принципиально отличная от информационных
полей засеянных Россией 1.
Разница в том, что Россия 1 работает с прежними достижениями культуры,
занимается адаптацией прошлого к сегодняшнему дню, точнее, сегодняшнего дня
к прошлому, а
Россия 2 - аккумулятор настоящего и генератор будущего, художественно
перерабатывающий текущую жизненную реальность.
Россия 2 - это то, что Россия 1 поймёт потом. Так что Россия 2 по отношению
к России 1 - наверняка не враг.

Россия 2 - это не изолированная герметическая область, а открытая площадка,
находящаяся в свободном доступе, в то время как Россия 1 в её нынешнем
варианте всё сильнее напоминает культурное гетто.
Чем более единой будет Россия 1, тем более разнообразной и разной вынуждена
будет становиться Россия 2, заполняя собой всё освобождённое от официоза
пространство.

Россию 1 активно вытягивают по струнке, сжимают в вертикаль, упрощают её
устройство.
Описать же структуру России 2 - трудно,- она для этого слишком,
полицентрична, многосмысленна, пёстролика.
Ведь Россия 2 - площадь живой актуальной культуры, а живая актуальная
культура любит исследовать что-нибудь неоднозначное и пограничное - вообще
всякое неисследованное и в силу этого НЕОПИСУЕМОЕ.
А исследовать уже исследованное и понимать понятное - это ведь как-то не
очень интересно. Совсем не интересно.

Лучше конструировать свой - параллельный официальному - дискурс, который
может воплотиться как в арт-проекты, так и в социальные практики, -
последствия художественного высказывания неисповедимы.

Так что

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ - МЫ УЖЕ ЗДЕСЬ