От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 09.12.2004 21:25:13 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

О странностях любви к Родине (*+)

http://www.russ.ru/culture/20041207_dob.html

О странностях любви к Родине
Дата публикации: 7 Декабря 2004


От редакции. Президент России Владимир Путин в конце года провёл несколько
громких внешнеполитических турне. География перемещений главы государства
впечатляет: Португалия, Бразилия, Голландия, Индия, Турция... Однако у
России, кроме российско-индийских, российско-турецких и даже, страшно
сказать, российско-украинских отношений, есть ещё немало проблем,
находящихся в непосредственной компетенции главы государства. Иначе говоря,
президент приедет и уедет - будь то Индия, Турция, Бразилия... и в ближайшие
несколько лет Россию во всех этих странах не будет официально представлять
никто, кроме дипломатов мидовской школы. О них - сегодняшний материал Игоря
Добровицкого.



Каждый из нас весьма часто (если не каждый день), сталкивается, сам подчас
того не осознавая, с государством, с его институциями и учреждениями. При
этом речь идет не о мифическом Левиафане, а о вполне материальных людях,
которые ту самую госвласть представляют. И, значит, именно эти люди и есть
те самые институты, учреждения и структуры, которые в свою очередь и есть
государство.

И вот в чем вся загвоздка - почему, интересно, большая часть обывателей,
сталкиваясь с житейскими реалиями взаимоотношений с начальством, моментально
забывают свои же собственные ментальные установки про любовь к родине,
превращаясь в практической жизни в отъявленных диссидентов? О том, что это
так, известно не только интеллектуалам из монографий, но и обывателям из
"кухонных" разговоров. В которых в последнее время стало одной из главных
тем понятие цивилизованности власти, базовым параметром которого принято
считать стиль ее отношения к гражданам.

Отношение это особым образом актуализируется в "специфических" условиях,
например, когда человеку нужно социализироваться на продолжительный срок в
"чуждой" ему политико-социальной среде, то есть когда он уезжает за границу.
Речь идет не о туристе, который поехал в далекую страну на недельку-другую,
а о тех, кто выезжает на длительный срок - учиться или работать. У меня
лично все эти рефлексии на тему цивилизованности и отношения власти не
столько ко мне, сколько к своим гражданам появились в Каирском аэропорту,
куда я прилетел рейсом "Аэрофлота" на год - стажироваться в одном из ведущих
образовательных центров Египта - Каирском университете.

Кто есть кто, мы узнали сразу же - так сложилось, что рейсы европейских и
российских авиакомпаний прибывают в Almaza International Airport (Каирский
аэропорт) в период с 20. 00. до 04. 00., то есть в то время, когда
государственные учреждения не работают, а потому студенты и аспиранты,
прибывшие в Египет, не имеют возможности в тот же день получить место в
общежитии. Тем самым они сталкиваются с проблемой расселения - а проще
говоря, с поиском места, где переночевать.

По логике вещей, в этой ситуации именно государство (в лице своих
официальных представителей) и должно оказать помощь своим гражданам. Но
чтобы кто-нибудь из сотрудников посольства явился ожидать "наших" в
аэропорту - даже, кажется, и фантазии такой ни у кого не было.

А вот студентов-граждан Казахстана встречают сотрудники посольства этой
страны в АРЕ и помогают достаточно быстро решить проблему с их расселением.
А в чешском посольстве студентам и аспирантам, независимо от их чешского или
словацкого гражданства, предоставляют возможность снимать за сумму,
эквивалентную 50 долларам в месяц, квартиру в доме при посольстве Чешской
Республики.

Работа же российского посольства не предусматривает такого рода услуг для
студентов - граждан РФ. То есть даже на следующий день, когда все открылось
и все явились на свои рабочие места, мы выяснили, что поселить нас за счет
посольких возможностей, конечно, могут, но довольно дорого и не больше чем
на 5 дней.

Получив вид на жительство в стране пребывания и кое-как решив жилищные
вопросы, студенты и аспиранты полноценно включаются в образовательный
процесс. Но одним жильем проблемы длительного пребывания за границей не
исчерпываются - появляются разного рода сложности. Например, со здоровьем, а
тут еще ситуация осложняется тем, что нет медицинской страховки. И если
гражданин России обратиться в больницу при посольстве РФ, то с него за
первичный осмотр возьмут ровно столько же, сколько с граждан других
государств, - сумму, равную 20 египетским фунтам. Кстати, ровно столько же
берут в большинстве египетских больниц, когда оказывают медицинскую помощь
иностранцам, в той же больнице "Каср эйни".

А если у человека возникнет необходимость получить официальный документ, что
он и впрямь является гражданином Российской Федерации, то и за эту нужду
придется заплатить в посольстве родной страны - сумму, равную 60 египетским
фунтам. А это ровно половина месячной стипендии, которую получают российские
студенты и аспиранты. Но за справку о подтверждении гражданства - никаких
денег не жалко. Что уж говорить о размерах стипендии, которую получают
иностранные студенты, обучающиеся в Египте?

Если кому-то покажется, что студенты из небольших стран, да к тому же еще и
стран достаточно бедных, таких как Албания или Молдова, будут получать
меньшие деньги, нежели российские искатели знаний, значит, он пользуется
стереотипами, а они, как известно, к реальной жизни никакого отношения не
имеют. Россия - это самое большое по площади государство мира, эта страна,
которая обладает богатейшим запасом природных ресурсов и которую населяют
достаточно образованные люди, - на поверку оказывается наибеднейшим
государством. Как прийти к такому выводу? Да очень просто - сравнить
стипендии албанца и россиянина. Беднейшая страна Европы, Албания
предоставляет своим учащимся денежную выплату, составляющую 250 египетских
фунтов, а Россия, заботясь о молодых ученых, выплачивает им 110 египетских
фунтов.

Все эти денежные составляющие можно, конечно, счесть вопросами техническими,
но ведь есть в студенческой жизни и такая составляющая, как символическое
отражение своей страны-патрии. Это только на первый взгляд кажется, что
имидж страны воплощается в государственной символике, в степени узнаваемости
и популярности государственных символов - герба, гимна и флага, на деле же
оказывается, что вся эта государственная символика онтологически
соответствует константным критериям точности, ценности и уверенности ее
граждан.

Благодаря работе дипломатических представительств и представителей
иностранные студенты, проживающие в общежитии Каирского университета,
обеспечиваются образцами государственной символики. И каждый, оказавшийся в
общежитии университета, может просто глазом определить, граждане каких стран
здесь учатся. И на дверях комнат студентов из Албании, Азербайджана,
Бангладеш, Казахстана, Китая, etc. вывешены изображения государственных
флагов, портреты политических руководителей или национальных лидеров.

Кстати, именно в Каире я узнал, что в разных странах есть государственные
праздники и граждане этих стран их празднуют, а не считают просто лишним
выходным. Граждан этих стран их посольства приглашают на приемы по случаю
национальных праздников. Российские же студенты и аспиранты, в отличие от
своих иностранных коллег, свой патриотизм воспитывают самостоятельно - на
песнях группы "Любэ" и на гимне родной страны, который слушают в полночь в
двухместном "номере" общежития размером 4 на 4 метра по радио "Голос
России".

Все это, в более точном понимании, уже даже не патриотизм, а
мировоззренческий энтузиазм - "люблю страну, начальство ненавижу". А что
должен почувствовать сын, мать которого трагически погибла во время взрыва в
московском метро и которому нужно было срочно вернуться со стажировки, но
которому в посольстве сказали, что ничем не могут ему помочь. Наверное,
любовь, но странную...

Нет, конечно, можно и дальше позволять себе своеобычную имперскую роскошь
игнорирования своих граждан, и при этом продолжать во внешней политике
руководствоваться доктринальным утверждением "Россия с ее человеческими и
интеллектуальными ресурсами, неисчерпаемыми природными богатствами, с ее
уникальным географическим положением на двух континентах и, наконец, с ее
постоянной твердой решимостью как нации неизбежно будет великой державой".4
Такое вот величие "от противного": у нас и земли больше всех, и народу
лишнего завались - не жалко. А все, что остается ее гражданам, коих вдруг
угораздит на себе ощутить этот способ повседневной интерпретации "величия" -
вновь и вновь в лермонтовском духе расставлять акценты в треугольнике
"Россия, любовь и странности".