|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
26.11.2004 11:32:39
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Ю. Нерсесов. Конвой, уничтоженный Черчиллем. Часть 1 (*+)
http://www.specnaz.ru/article/?605
Юрий Нерсесов
КОНВОЙ, УНИЧТОЖЕННЫЙ ЧЕРЧИЛЛЕМ
Поскольку продюсером «патриотической» мыльной оперы «Караван PQ-17» значится тот же делец, что и у «Штрафбата», я с первых же минут ожидал душещипательной истории о зверствах НКВД. Я не ошибся. Уже во второй серии в кадре появились горемычные бабы, грузившие под штыками бериевских опричников золото на британский крейсер «Эдинбург». Золотишко предназначалось для оплаты «бескорыстной» военной помощи союзников, и погрузка его шла в строжайшей тайне. Видимо, именно поэтому лубянские изверги наплевали на существующий порядок работы с секретными грузами. Поленившись таскать сами, они заставили бедных женщин тащить ящики, весящие, судя по объему, не менее двухсот кило. А когда две грузчицы разбили тару и увидели слитки, повели их на расстрел.
Само собой, ни в реальности, ни в романе Валентина Пикуля, по которому поставлен сериал, этого бреда не было и в помине. Но съемочная группа лихо наплевала и на реальность, и на покойного писателя. Заодно киношники постарались отмазать наших британских друзей, полностью исключив из картины слова Пикуля о реальных причинах гибели PQ-17.
Между тем, имеющиеся документы убедительно подтверждают версию, изложенную в романе. Часто допускавший в своих книгах грубые «ляпы», Валентин Саввич на сей раз совершенно правильно назвал фамилию человека, сознательно подставившего конвой под удар. Хотя в фильме этот человек — британский премьер-министр Уинстон Черчилль — горько сожалеет о гибели каравана, есть все основания предполагать, что в реальности он испытывал совсем иные чувства.
ДЕРЖИТЕ НАС СЕМЕРО
Согласно официальной британской версии, отправленный в Советский Союз 27 июня 1942 года конвой PQ-17 стал жертвой трагической ошибки. Получив информацию об угрозе атаки конвоя германской эскадрой во главе с линкором «Тирпиц», первый лорд Адмиралтейства адмирал Паунд отдал 4 июля приказ охраняющим конвой крейсерам контр-адмирала Гамильтона отойти, а транспортам рассредоточиться. Беззащитные суда стали жертвами немецких самолетов и подлодок, и конвой был наголову разгромлен. Из 38 транспортов и танкеров до советских берегов с трудом дошло 13. На дне осталось 210 самолетов из 297 отправленных, 430 танков из 584, 3550 автомобилей из 4246 и много прочего добра.
Впоследствии утверждалось, что союзные крейсеры пошли помогать своим линкорам топить «Тирпиц», да тот удрал. Особенно отличился с отмыванием мундиров британских адмиралов эстонский русскоязычный беллетрист Веллер, да и создатели душещипательного сериала тут постарались. Но стоит повнимательнее посмотреть материалы, связанные с конвоем, как и мундиры британских военных, и фраки управлявших адмиралами политиков покрываются совсем уж зловонными пятнами.
Прежде всего, добровольные прачки адмиральской униформы до сих пор не могут решить: что, собственно, задумали их подзащитные? По Веллеру и К° — расправиться с зловредным «Тирпицем». Видимо, охота на любимое корыто фюрера представлялась джентльменам столь важным и престижным делом, что угробить ради него конвой с оружием для какого-то паршивого Сталинграда казалось для них парой пустяков. Воистину, охотничий азарт британских аристократов — страшная штука!
Есть и другая точка зрения, ныне разделяемая большинством западных историков. Согласно которой, англичане, наоборот, страшно боялись германского флагмана. Вот и пришлось Паунду срочно уводить крейсера Гамильтона под защиту линкоров, дабы вдарить по супостату объединенными силами.
Первая версия опровергается одним взглядом на карту похода конвоя. «Тирпиц» вышел из Альтен-фьорда 5 июля и отойдя от норвежских берегов, взял курс на восток. А крейсера уже с вечера 4-го рвут когти на запад, проскакивая между Шпицбергеном и островом Медвежий! Хороши морские волки — пытаются ловить врага, двигаясь тремястами милями севернее него, да еще и в противоположном направлении! Более того, якобы охотясь на «Тирпица», англичане толком не знали, где его искать. «Предполагается, что вражеские тяжелые корабли севернее Тромсе, — меланхолично радировали на PQ-17 из Адмиралтейства, — после отдачи приказа рассеяться — но недостоверно, повторяю, недостоверно, что они вышли в море» (Д.Брум. «Конвою рассеяться!» в сборнике «Два конвоя: PQ-17 и PQ-18». М.: АСТ, 2004).
Маразм не прекращается и после разгрома каравана. Признав случившееся следствием угрозы нападения «Тирпица», союзники до осени 1943 года вообще прекращают какие-либо попытки его атаковать! Вот и возникает вопрос: действительно ли в Лондоне так уж жаждали уничтожения бронированного монстра кригсмарине? Или с воплями: «Держите нас семеро, не то убьём гада!» Адмиралтейство просто изображали охоту на него?
ОСКВЕРНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
Неужели наследники Нельсона и Фаррагута и вправду сдрейфили перед гитлеровским монстром? Давайте посмотрим, как они действовали против превосходящего противника в других эпизодах Второй мировой войны. Когда 8 июня 1940 года немецкие линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» у тех же норвежских берегов расстреляли британский авианосец «Глориес», прикрывавшие его эсминцы «Ардент» и «Акаста» идут на них в самоубийственную атаку. Эсминцы гибнут, но торпеду в борт «Шарнхорст» все-таки получил.
Уже под конец войны, 25 октября 1944 года, точно так же лихо лезут на японские линкоры в филиппинском проливе Сурригао прикрывающие свои авианосцы миноносцы 5-го флота США.
Атлантика, 5 ноября 1940 года. Охраняющий конвой HX-84 вспомогательный крейсер (то есть вооруженный пассажирский лайнер) «Джервис Бей» вступает в бой с германским «карманным линкором» «Адмирал Шеер». Естественно, его топят, однако 32 из 37 транспортов успевают уйти.
Остров Гвадалканал, 13 ноября 1942 года. Американская эскадра контр-адмирала Каллагэна (2 тяжелых и 3 легких крейсера, 8 эсминцев) сталкивается с многократно сильнейшим японским флотом (линкоры «Хиэй» и «Кирисима», 4 тяжелых и 3 легких крейсера, 19 эсминцев). Шансов нет ни малейших, но Каллагэну на это плевать. Скомандовав: «Четным орудиям бить по левому борту, нечетным по правому!» он пускает свои корабли межу японских колонн, на дистанции едва ли не пистолетного выстрела. Бой превращается в безумную свалку, два японских эсминца и половина американской эскадры идут к дну, самого адмирала разносит в клочья, но, уже уйдя в Валгаллу, он добивается своего. При стрельбе почти в упор японская броня не держит удар, и «Хиэй» смертельно ранен. Изуродованный линкор теряет ход; на следующее утро его добивает авиация.
Снова Северный Ледовитый океан, 31 декабря 1942 года. В составе атаковавшей конвой JW-51B германской эскадры однотипный «Шееру» «карманный линкор» «Лютцов» (6 х 283-мм, 8 х 150-мм и 6 х 105-мм орудий), тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» (8 х 203-мм и 12 х 105-мм) и 6 эсминцев. Против них британские легкие крейсера «Шеффилд» и «Ямайка» (12 х 152-мм и 8 х 102-мм на каждом) с 4 эсминцами. Тем не менее немцы отбиты, и караван успешно проходит.
Подобных примеров можно привести еще много, но, думаю, и так ясно: трусы среди офицеров союзных флотов встречались куда реже, чем отморозки. Так какой же Годзилла вылез в июле 1942 года из норвежских фьордов, что британские львы и американские орлы мгновенно превратились перепуганных баранов? Неужели «Тирпиц» был действительно столь грозен?
==========Десакрализаторам - бой!=======