От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 07.12.2004 22:31:40 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Выпускники вузов после пяти лет учёбы оказываются не у дел" (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg482004/Polosy/art4_1.htm

ПРОБЛЕМА КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Диплом на память
Выпускники вузов после пяти лет учёбы оказываются не у дел


К ВАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР

Недавно Министерство образования приостановило действие лицензий нескольких
российских вузов. Им предстоят испытания на качество обучения. Проверке
подвергнутся содержание учебных программ, качество преподавания и
соответствие численности студентов тому, что указано в выданной вузу
лицензии. Кроме того, ревизоры от министерства посетят отдельно взятые
регионы страны, чтобы удостовериться в соответствии местных вузов
образовательным стандартам.
Сегодня в стране насчитывается чуть больше тысячи государственных и
негосударственных вузов и около двух тысяч филиалов. Это в пять раз больше,
чем в Советском Союзе. В результате выпускники с дипломами оказываются без
работы. То есть речь идёт о кризисе перепроизводства дипломированных
специалистов.

ТАКИЕ КУМИРЫ

:Гараж по крайней мере на три машины, яхта, вилла во Флориде, небольшой
виноградник на юге Франции - таков план будущих жизненных достижений моего
одиннадцатилетнего брата. Чтобы стать на шаг ближе к своей мечте, он повесил
на стену комнаты ослепительно улыбающегося бразильского нападающего Роналдо
и объявил, что будет футболистом. Заявление было сделано после того, как
брат услышал о ежемесячной зарплате форварда.
Такие вот нынче кумиры. Раньше восторгались мужеством Гагарина и мечтали
полететь в космос, теперь восхищаются зарплатой футболистов и жаждут
регулярно менять спортивные авто на более модные. Ребята повзрослее хотят
стать респектабельными джентльменами, ворочающими миллионами в шоу- или
спорт- бизнесе, на худой конец - красоваться на телеэкране в качестве
модного политолога или телеведущего. Что, разумеется, немыслимо без диплома
о каком-нибудь высшем образовании. Каком именно? Это, как выясняется, не
принципиально.
Помню недавние переживания своих сверстников. Декан зачитывает список
поступивших, слышишь свою фамилию, а радости не испытываешь. И ситуация не
из ряда вон, а самая обыкновенная. Большинство в спешке подают документы во
все возможные вузы, только бы поступить и обязательно этой же осенью начать
учиться.
Хорошо, если неверность выбора юноша или девушка осознают в день зачисления.
А если опомнятся только пять лет спустя: с дипломом в руке по совершенно не
любимой профессии? И пусть в дипломе значится престижное <юрист> или
<экономист>, но как быть, если полученная профессия ни уму ни сердцу?
Моя подруга Маша не помышляла о жизни в столице. Она любила свой родной
Краснодар, а ещё - рисовать, писать стихи. Но вот поступила и проучилась два
года в школе при МИФИ, окончила полугодичные курсы моделей, когда её семья
оказалась в трудном материальном положении. Мама нервно зудела: <Рисованием
на жизнь не заработаешь:> И Маша сдалась. Плюнула на мечты, на склонности и
буквально в последний день подачи документов пошла с подругой на
экономический факультет филиала Санкт-Петербургского института
внешнеэкономических связей, экономики и права. А потом устроилась на работу
секретарём. <Почему не пошла в художественное училище?> - спрашивала я Машу,
искренне недоумевая. Впрочем, эта история со счастливым концом: проучившись
два года в университете, Маша решила бросить его и в следующем году
планирует поступить в художественное училище.

ХОЧУ БЫТЬ ЖУРНАЛИСТОМ

Среди своих коллег - студентов журфака я провела опрос: <Если бы заботиться
о пропитании вам было бы не нужно (как вариант - папа Билл Гейтс или Роман
Абрамович), кем бы вы были по профессии?> И никто не сказал, что хотел бы
остаться журналистом. Так зачем же они пришли на журфак? Да свободны ли мы в
выборе профессии, задумалась я. Мы сами определяем свою профессию или кто-то
выбирает её за нас? И пришла к выводу: вчерашние абитуриенты просто жертвы.
Получается почти хрестоматийно: желание есть, но нет возможности - жизнь
диктует другие правила.
Вот один эпизод: четыре года назад моя однокурсница Таня сказала папе: <Хочу
быть журналистом>. Подняв на неё глаза, покрасневшие от недосыпания,
редактор с десятилетним стажем покачал головой: <Через мой труп>. Тогда, в
9-м классе, она отреклась от будущей профессии легко и начала усиленно
изучать немецкий язык, собираясь заниматься лингвистикой. Наука эта
интересная, но не библиотечно-кабинетная душа была у Тани. И в конце 10-го
класса она вновь поставила вопрос ребром. Папа повздыхал и согласился: <Иди
уж>. И она пошла.
Сейчас Таня заканчивает второй курс. Захлебываясь от возмущения, она почти
что кричала, когда я задала вопрос о её однокурсниках: <И это будущие
журналисты? Эти ленивые девочки и мальчики, материализующиеся на факультете
только во время сессии?> Поостыв, Таня созналась, что однокурсники, конечно,
не самое главное разочарование, которое породило у неё желание сменить
профессию. <Я написала материал - к 1 сентября, про школу, а его не
напечатали>. Она не читает газет. Незачем. <А чем заниматься-то
собираешься?> - <У меня мечта есть - открыть магазин по доставке цветов и
самой развозить заказы>. Ну зачем ей диплом, который она наверняка получит?

ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРАВДА И МИФЫ

Специалистов с высшим образованием сейчас в России слишком много,
государство не в состоянии обеспечить рабочими местами всех желающих. Что же
делать? Взять да и закрыть все так называемые негосударственные, то есть
<платные> вузы? Призывы к этому то и дело слышатся из уст чиновников
Минобразования. Однако стоит ли рубить с плеча?
Да, проблем у негосударственных вузов много. Одна из главных -
профессорско-преподавательский состав. Редкое учебное заведение может
похвастаться штатом, работающим на постоянной основе. Чаще лекции читают
преподаватели государственных вузов.
Председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России и ректор
Российского нового университета Владимир Алексеевич Зернов рассказал мне и о
других трудностях. Но сложнее всего, отметил он, работать в атмосфере
предвзятого отношения к негосударственным вузам, когда постоянно приходится
подтверждать своё право на существование:
- У нас в стране около 1200 вузов, примерно половина государственных,
которые всегда получают дотацию из бюджета. И половина негосударственных,
которые даже в случае, когда готовят объективно лучше, не получают никакой
помощи и поддержки. Фактически государство в лице Минобразования лоббирует
интересы лишь одной части вузов. Но ведь это ненормальная ситуация! Мы же,
например, не отказываемся покупать машины, если они сделаны на
негосударственном предприятии.
В мире за последние 8 лет финансирование негосударственного образовательного
сектора выросло с 13 до 23%. Без экономического механизма решить проблему
качества образования невозможно. Нужна другая система. А у нас что
получается? Вся экономика работает уже <в капитализме>, а образование, как
было в социализме, так и осталось.
Модернизацию нужно провести как можно быстрее, чтобы образование было
ресурсопривлекательным. Тогда олигархи не команды футбольные покупать будут,
а понесут деньги в университеты, как было раньше, в России, <которую мы
потеряли>. Вот, между прочим, академик Абрикосов в этом году получил
Нобелевскую премию, а кто у нас в стране знает, что его дед всё своё
состояние вложил в создание университета, который мы сегодня называем Первый
медицинский?! Один из богатейших людей Российской империи начала века -
Шанявский - основал народный университет.
:Показательно, что Владимир Зернов упомянул лишь о реформировании
экономической стороны системы образования, так как наши образовательные
стандарты и учебные программы по-прежнему остаются лучшими в мире. Ещё в
1957 году, когда в СССР запустили в космос первый спутник, весь мир
вздрогнул: в только-только восстановившейся стране было поставлено
образование, которое позволило достигнуть таких заоблачных успехов!
Известно, что после случившегося американцы немедленно увеличили инвестиции
в образовательный сектор. И не прогадали - через десять лет они уже
высадились на Луне.
Многие страны, в частности Япония, переняли наши методы обучения, однако
вовремя сумели их модернизировать. На сегодняшний день в негосударственных
вузах Японии обучаются 76% студентов. Развита система корпоративных
университетов, когда каждая корпорация поддерживает свой университет.
На Тайване примерно такая же ситуация, две трети студентов обучаются в
негосударственных вузах, в Южной Корее - 85%.
И эта ситуация характерна практически для всех стран, активно развивающих
свой научный потенциал. Развитие негосударственного сектора образования - не
дань моде, а потребность времени.

НА КОНТРАКТНОЙ ОСНОВЕ

:В Московский государственный университет путей сообщения Володя поступил,
сдав выпускные экзамены в школе, которые засчитывались как вступительные.
Помахал ручкой (по крайней мере на ближайшие пять лет) армии и лишь потом
задумался: а работать-то где придётся по специальности <строительство
железных дорог, путь и путевое хозяйство>?
Ушли в прошлое те времена, когда профессия рабочего на заводе была если не
престижной, то вполне нормальной и приемлемой. Сейчас Володя заканчивает
пятый курс, готовится защищать диплом, который ему, видимо, не понадобится,
попутно ищет работу, чтобы иметь возможность оплачивать курсы по
специальности <менеджер> и наконец-то начать учиться по профессии, по
которой он сможет, а главное - хочет работать.
История Володи - это не единичный случай, а печальная закономерность. В
нашей стране долгое время сохранялось преобладание подготовки специалистов
инженерного профиля. Да, порой кажется, что вузов, готовящих специалистов по
экономике и финансам, слишком много. Но по сравнению с западными странами
доля студентов, обучающихся по экономическим специальностям, очень низка. В
России их 8%, тогда как в США - 24%, в Японии - 10%. По расчётам
отечественных экспертов, на 10 российских специалистов инженерного профиля
приходятся 14 специалистов нетехнического профиля, тогда как в США этот
показатель равен 114, в Германии - 39, во Франции - 32.
За примерами не надо далеко ходить. Например, Аэрокосмический университет
готовит специалистов, за 12 лет ни на одного человека не уменьшили приём. Но
за эти же 12 лет ни один выпускник не пошёл работать по специальности. Разве
это нормальное использование ресурсов? А сколько выпускников с учительскими
дипломами у нас в стране идут работать по специальности? Разве что одна
треть.
А ведь решение проблемы на поверхности - контрактная основа в отношениях
студент - вуз - государство. Контракт подписан, обучайся на бесплатной
основе, но будь добр потом отработать по этой специальности.
Есть и другой аспект данной проблемы. На Западе всё чаще студентами
становятся люди в возрасте 35 - 40 лет. Достигая определённого положения,
они понимают, что знаний им не хватает, и идут учиться. В нашей стране до
сих пор учатся ради <корочки> об образовании, а не ради знаний. Пока живы
подобные умонастроения, все реформы бессмысленны. Начинать надо с другого: в
обществе знание как таковое должно стать ценностью.
Раньше профессию получали одну и на всю жизнь. Ситуация изменилась.
Образование должно стать таким, чтобы человек в будущем смог, а главное - не
побоялся поменять профессию.

Александра ЗАЙЦЕВА, студентка факультета журналистики МГУ