От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 22.11.2004 19:35:36 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Окошко_в_темное_прошлое

http://www.inosmi.ru/stories/02/07/18/3106/214636.html

<<<
Окошко в темное прошлое ("The Washington Post", США)
Популярный в России телесериал вызывает споры о сталинской эпохе. . . и президенте

Питер Финн (Peter Finn), 15 ноября 2004
На протяжение месяца четыре вечера в неделю Александр и Римма Лаврук усаживались
перед телевизором и погружались в прошлое - свое и России. Как и миллионы других
россиян, они были увлечены необычным минисериалом под названием 'Московская
сага', который изображает страну в сталинскую эпоху.

'Иногда мы смотрим его со слезами на глазах, - рассказывает Александр, бывший
сотрудник 'Аэрофлота', а ныне пенсионер. - Судьба людей в сериале - это судьба
очень многих семей. И нашей тоже'.

Дяди Риммы были кулаками. В начале 1930х правительство Иосифа Сталина
депортировало их в Сибирь, откуда они не вернулись. Александр родился в декабре
1941 года, когда его отец уже был мертв - он был одним из десятков тысяч
пехотинцев, погибших осенью того года в боях с немецкими войсками, вторгшимися в
страну. Семье не удалось найти его тело.

Сериал основан на популярном одноименном романе Василия Аксенова. Это история
одной семьи, Градовых, чьи жизни неразрывно связаны с подъемом и правлением
Сталина с 1920х до его смерти в 1953. 24-серийный фильм занимает первое место в
телевизионных рейтингах. Он ворошит воспоминания и вызывает споры в стране,
которая долго молчала и до сих пор испытывает двойственные чувства по отношению
к человеку, который руководил убийством миллионов, но одновременно добился
победы СССР в войне и его становления как сверхдержавы.

'Это первая попытка показать жестокость, беззаконие и своенравие режима таким
способом, - говорит режиссер 'Московской саги' Дмитрий Барщевский. - У людей не
будет иллюзий. Возможно, этот вид СМИ сделает это более убедительно'.

В дополнение к этой сталинской ретроспективе вслед за 'Сагой' на государственном
телевидение будет показан 16-серийный фильм 'Дети Арбата' по Анатолия Рыбакова
роману о той же эпохе. Арбат - это район Москвы с давней аристократической и
литературной историей.

Сталин фигурирует в обеих картинах, его сложная злобная натура пробивается через
приятную наружность. Он нависает над сюжетом, развивая, но не подавляя истории
семьи, дружбы и любви, храбрости и трусости.

'Я думаю, что люди смотрят [фильм] вовсе не для того, чтобы узнать что-то новое
о Сталине, они и так все это знают, - сказал в телефонном интервью из Франции
автор романа В.Аксенов. - Мы видим, как люди выживали во времена террора, как
они жили, любили и предавали. Я думаю, именно поэтому люди его смотрят'.

'Давление времени меняет этих персонажей, - говорит режиссер 'Детей Арбата'
Андрей Эшпай. - Некоторые оказываются раздавленными, но каким-то образом
индивидуальность выживает, выживают человеколюбие и любовь. Мы показываем, как
решения, принимавшиеся на самом верху советской пирамиды власти, преобразовывали
жизни обычных людей'.

Внезапное появление двух крупных художественных интерпретаций сталинской эпохи
на подконтрольном Кремлю Первом канале, вызвало к жизни массу теорий о причинах
создания сериалов.

Арсений Рогинский, председатель правозащитного общества 'Мемориал', борющегося
за сохранение правды о тоталитарном прошлом России, считает, что обе картины
можно рассматривать как часть политической стратегии Кремля, направленной на то,
чтобы вызвать ностальгию, одновременно контролируя ее. Он указывает на следующий
парадокс: в сентябре президент Владимир Путин распорядился заменить надпись
'Волгоград' на памятнике Второй мировой войны на 'Сталинград', а в октябре
послал венок на панихиду по жертвам сталинского террора.

''Московская сага' не имеет ничего общего со Сталиным, зато много общего с
сегодняшним днем, - утверждает Рогинский. - Единственная угроза для властей -
объединение нескольких разных групп, например, либералов и коммунистов. Нынешняя
власть не прочь напомнить людям, что коммунисты убили миллионы'.

Самую отрицательную реакцию на фильмы выразили сторонники Коммунистической
партии, некоторые из которых до сих пор носят с собой портреты Сталина. По
данным опросов, 40% россиян положительно оценивают личность Сталина, а 25%
респондентов проголосовали бы за него, если бы он был жив.

'Телевидение не должно показывать такие фильмы, как. . . 'Московская сага',
которые показывают конфликт с целой эпохой, со старшим поколением и настраивают
людей друг против друга, - заявил в интервью радиостанции 'Эхо Москвы' лидер
КПРФ Геннадий Зюганов. - К своей истории нужно относиться с уважением'.

Создатели обоих сериалов заявляют, что появление фильмов именно сейчас гораздо
больше обусловлено финансовой ситуацией в российском кинематографе, чем
политическими соображениями. Книга 'Дети Арбата' долгое время не печаталась, но,
появившись в 1987 году, после начала реформ Михаила Горбачева, направленных на
поощрение гласности, стала сенсацией. Тогда же появились и планы ее экранизации,
говорит Эшпай, но распад Советского Союза в 1991 году привел к кризису
государственной киноиндустрии.

В последние годы кинематограф ожил, сначала благодаря детективным сериалам и
мыльным операм, создававшимся для телевидения. 'Как только мы поняли, что
создание сериалов экономически выгодно, разнообразие тем стало вопросом
времени', - указывает Эшпай.

И все же оба режиссера понимают возможные современные политические уроки,
которые можно извлечь из их работ, особенно когда оппоненты Путина обвиняют его
в централизации власти и ущемлении демократии.

'Можно заявить, что в момент опасений о направлении страны власти напоминают
людям о том, что они не так плохи по сравнению с тем, что было раньше, - говорит
Барщевский. - Но можно также заявить, что сам факт, что власти позволили
показать этот фильм, внушает надежду, что Россия будет развиваться цивилизованно'.
<<<