От | Pout |
![]() |
|
К | All |
![]() |
|
Дата | 14.03.2000 19:19:00 |
![]() |
|
Рубрики | Программа; |
![]() |
Продолжение темы"Философия практики Сталина"
в рамках темы "Философия практики Сталина"образовались несколько подтем.
1. Собственно философия, диалектика и их перекличка с архаическими синкретическими (русскими , а не вообще)типами "мифологизации"
Тут есть несколько работ вокруг в осн."Краткого курса истории ВКПб" и его 4ой главы. Но тема оказалась гораздо масштабней и самое главное - эвристически очень ценной. Тут пожалуй суть метода и потому недаром столько зубов о нее сломано и столько вокург наверчено насчет"новой массовой мифологии 20 века"учения марксизма-ленинизма-сталинизма.
Подступиться к сути этой мифологии можно только зная ну как минимум того же Проппа(он лежит на либ.ру. "Исторические корни волщеюной сказки")и другие работы на _русском_фольклорном мат-ле.
2. Собственно политэкономическая тематика.
Тут на сайте ПСС есть практически все необх-мые мат-лы . Насчет"закона стоимости" цепочка тянется впрочем с дискуссии времен 1925г, нЭПа, Юровский-Преображенский, затем конца НЭПа. После смутного теор. периода Сталин кодифицировал"закон стоимости"в приложении к реальности строя в 1941 и 1952.
И прочие"законы"(точней "положения")учения выработал Сталин. дальше было разжижение и попытки адаптации к меняющимся условиям, крайне неудачные и по сравнению с ИСВ - убогие. На мат-ле политэка это видно осбенно ясно и четко
3. Собственно "истмат".
------------------------
несколько материалов по подтеме1, вводные тсказать.
Лосев"Дополнения к "Диалектике мифа"(1930)
Она есть на сайте астрологос.ру. Цитируется по
http://faces.ng.ru/people/2000-10-19/1_ideolog.html
...
место из "Диалектики мифа": "С точки зрения коммунистической мифологии не только "призрак ходит по Европе, призрак коммунизма" (начало "Коммунистического Манифеста"), но при этом "копошатся гады контрреволюции", "воют шакалы империализма", "оскаливает зубы гидра буржуазии", "зияют пастью финансовые акулы" и т.д. Тут же снуют такие фигуры, как "бандиты во фраках", "разбойники с моноклем", "венценосные кровопускатели", "людоеды в митрах", "рясофорные скулодробители"… Кроме того, везде тут "темные силы", "мрачная реакция", "черная рать мракобесов"; и в этой тьме - "красная заря" "мирового пожара", "красное знамя" восстаний… Картинка! И после этого говорят, что тут нет никакой мифологии".
...
(ме) Теперь вот по работе гнусного Вайскопфа, который сейчас в большой моде. 23 книги
гнусны, но с остатке собран и до кучек раздожен в верных направлениях богатый материал. Вот напр.замечания о "парадоксах"диалектики и затем увязка(верная) с Проппом, изучавшим основы русского мифологического мышления на мат-ле сказок
...
Сталин отредактировал Советский Союз. Но он же создал и основной текст для своего государства. ...
В конечном итоге мы сталкиваемся здесь с поразительным парадоксом. Несмотря на скудость и тавтологичность, слог Сталина наделен великолепной маневренностью и гибкостью, многократно повышающей значение каждого слова. По семантической насыщенности этот минималистский жаргон приближается к поэтическим текстам, хотя сфера его действия убийственно прозаична. Очевидно, это были те самые слова, которые обладали одновременно и рациональной убедительностью, и, главное, необходимой эмоциональной суггестией, обеспечивавшей им плодотворное усвоение и созвучный отклик. Иначе говоря, они опознавались сталинской аудиторией как глубоко родственные ей сигналы, как знаки ее внутренней сопричастности автору
...
От православной семинарии Сталин унаследовал жесткий догматизм, борьбу с ересями, литургическую лексику ("очищение от грехов", "исповедь перед партией"), богословскую ясность и точность изложения, проповедническую тягу к доверительно-разъяснительной устной речи (которую он подчас имитирует в своих статьях и письмах: "Слышите?"; "Послушайте!"), ступенчатую систему аргументации (часто с перечислениями: "во-первых, во-вторых…") и пристрастие к вопросам и ответам, подсказанные катехизисом.
тут, как всегда, вдохновляющим примером для Сталина служит превозносимая им марксистская диалектика, о которой он писал в "Кратком курсе истории ВКП(б)":
"Диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста <...> а как такое развитие, которое переходит от незначительных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных качественных и количественных изменений" .
Чтобы лучше оценить судьбоносную роль Сталина в экспансии мирового коммунизма, следует принять в расчет этот синтез марксистского учения с универсальным фольклорно-архаическим примитивом, достигнутый при его активнейшем участии. В своей работе о цепных сказках Пропп писал:
"Принцип кумуляции ощущается нами как реликтовый <...> Эти сказки уже не соответствуют нашим формам сознания и художественного творчества. Они - продукт каких-то более ранних форм сознания <...> Примитивное мышление не знает времени и пространства как продукта абстракции <...> Оно знает только эмпирическое расстояние в пространстве и эмпирический отрезок времени, измеряемый действиями. Пространство и в жизни, и в фантазии преодолевается не от начального звена непосредственно к конечному, а через конкретные реально данные посредующие звенья: так ходят слепые, перебираясь от предмета к предмету. Нанизывание есть не только художественный прием, но и форма мышления вообще, сказывающаяся не только в фольклоре, но и на явлениях языка. Но вместе с тем сказка показывает уже и некоторое преодоление этой стадии. Эти сказки у нас - удел детей, новых типов не создается. Искусство их рассказывания закономерно приходит в забвение и упадок, уступая место новым, более соответствующим современности, формам повествования" .
Было здесь что-то созвучное самой конспиративно-магической эстетике режима, опознающей себя в реликтовых формах фольклора. Возводя стремительную градацию присоединяемых друг к другу явлений, фольклорное сознание любуется самой их накопительностью или же захватывающей диспропорцией между мизерными масштабами первичного объекта либо события, занимающего ничтожное с виду место на шкале реалий - и его незримым, но сверхмощным детерминистским потенциалом, реализованным к концу ряда и замыкающем все его движение.
Некий аналог этому латентно нарастающему результату образует у Сталина описанная выше "диалектика" пропорций: всего пять или десять процентов истины тождествены целостной картине; чуть приметная, третьестепенная тенденция, прослеженная в ее гипотетическом развитии, "целиком и полностью" вытесняет вроде бы куда более массивные, весомые факторы, обреченные, однако, на регресс и уничтожение, а потому наделенные уже сейчас крайне зыбким онтологическим статусом. Как обычно, сталинская специфика состояла тут скорее в неимоверном, гротескном заострении и эффективнейшей утилизации черты, свойственной всему большевизму. Ибо то, что для других коммунистических лидеров служило лишь одним из употребительных приемов, для Сталина изначально было жизненной потребностью, пронизывающей все его сочинения.
...
отрывки книги лежат здесь
http://nlo.magazine.ru/bookseller/nov/33.html
=================
http://nlo.magazine.ru/scientist/13.html