От Pout Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 14.02.2000 18:20:00 Найти в дереве
Рубрики Программа; Версия для печати

4. Технологии СМИ для социальных проектов. Опыт изучения(*)

Особенно для Ростислава.
в 1998 функционировал "Проект возобновления русского" Павловского-Чернышева (нынешнего ЦКП).
В его рамках на сервере русс.ру отложился архив рассылок с квалифицированным разбором технологий СМИ и их фукционирования. Анализировалось,в частности, как по социальному заказу создаются в рамках проектов ролики(социально-рекламные и прочие)на ТВ.
Так же еженедельные анализы"техничесие" социально-пропагандистской работы СМИ.
Очень поучительно.
Пример разбора "устройства"ролика социальной рекламы.
...
Ниже мы покажем: 1) как медиа избирательно подходят к отбору
исторических событий, формирующих версии национальной истории; 2) как
медиа используют идею преемственности поколений, чтобы подчеркнуть
логичность, непротиворечивость, линейность национальной истории и, как
следствие, общность нации, не разделенной на "старых" и "новых" русских.
Тема преемственности поколений
Первым роликом "РП", затронувшим эту тему (и, если мне не изменяет
память, первым роликом "РП", вообще вышедшим в эфир), был "Это мой город".
Кадр 1. Раннее летнее утро, предрассветные сумерки. Виды старой Москвы,
пустые чистые улицы, зеленые деревья, мокрая мостовая.
Кадр 2. У старого кирпичного дома останавливается пустой троллейбус;
водитель - пожилой мужчина в фуражке и темно-синей униформе (О.Ефремов).
Кадр 3. Водитель объявляет остановку - всем хорошо знакомое место,
добавляет: "Следующая - "Университет", - и через зеркало заднего вида
глядит на подъезд дома.
Кадр 4. Из подъезда появляется молоденькая девушка в синей джинсовой
курточке, в мини-юбке, с рюкзаком, на роликовых коньках.
Кадр 5. Она приветствует водителя взмахом руки и цепляется зонтиком за
троллейбус сзади.
Кадр 6. Старик-водитель улыбается ей (приближение) и трогает троллейбус.
Кадр 7. Троллейбус едет по утренней Москве. Лицо девушки - полуулыбка,
развевающиеся волосы.
Кадр 8. Водитель объявляет: "Университет". Девушка отцепляется от
троллейбуса; старик (приближение), улыбаясь, смотрит ей вслед.
Кадр 9. Он прощается со своей "пассажиркой" сигналом клаксона, та
отвечает ему взмахом руки (как в кадре 5).
Кадр 10. Девушка катится на коньках по мокрому, чистому асфальту по
направлению к университету. Мы видим его здание на фоне розовеющего
утреннего неба. Надпись: "Это мой город".
Зритель видит старые кирпичные дома, старинную мостовую, старый
троллейбус. Его водитель - старик, - объявляя остановку, произносит
название старинной московской улицы. Кадры старой Москвы - тихого,
спокойного, чистого, любимого города, - дополненные атмосферой раннего
утра, спокойствия и свежести, образом юной девушки, складываются в
репрезентацию Москвы (метоним России) как города, который никогда не
стареет (или постоянно обновляется).
Миф о воссоединении двух поколений содержится в ключевой метафоре клипа,
когда девушка цепляется за троллейбус и тот везет ее к университету. Это
символическое действие: настоящее и будущее приводятся в движение
двигателем прошлого. Они - точки на единой линии истории или, говоря
языком этого клипа, - соседние остановки одного и того же маршрута (кадр
3).
Помимо этого, идея преемственности "старой" и "новой" России реализована
в чередовании крупных планов старика и девушки и при помощи такого
нюанса, как приветствия персонажей, которые очевидно симпатичны друг
другу и давно знают друг друга, причем настолько, что могут общаться без
слов. Это логично: если мы рассмотрим процесс означения в обратном
направлении, "сверху-вниз", то старик и девочка - два означаемых одной и
той же страны. В этом смысле они тождественны друг другу, и их общение -
это аутокоммуникация, не требующая формальных ритуалов.
Технически эта тождественность реализуется в финальном кадре, в который
девушка на своих коньках как бы влетает, отцепившись от троллейбуса.
Этот кадр интегрирует знаки прошлого, настоящего и будущего в единое
целое.
Особую роль в "РП" играет кастинг. То, что в клипах "РП" заняты звезды,
не только делает его популярным и качественным продуктом. Каждый
персонаж означает поколение и исторический период: с одной стороны,
когорта "шестидесятников" - Ефремов, Гердт, Михалков и Табаков
(старшие), Дуров. С другой - Машков, Шевчук и Пугачева - "наша эра", как
выразился Л. Парфенов. Наиболее очевидна эта функция кастинга "РП" в
ролике "Это первый" ("Космонавты I"), в котором единство прошлого и
настоящего символически восстанавливается персонажами (и актерами)
разных поколений, но которые находятся на борту одной космической
станции. Партнером Н. Михалкова здесь выступает В. Машков, примерно за
год до этого сыгравший "нового русского" в "Лимите" того же
Д.Евстигнеева.
Кадр 1. Вид из космоса: станция "Мир" на фоне Земли.
Кадр 2. Двое космонавтов внутри станции смотрят вниз на Землю через
иллюминатор и играют в "города".
Кадр 3. Медленно проплывающая под ними Земля. Космонавты произносят
названия российских городов: "Воронеж". - "Житомир". - "Рязань". -
"Нальчик". - "Кострома". - "Архангельск- нет, Астрахань-Вон там-Видишь?"
Кадр 4. Тот, что помоложе (В. Машков), добавляет: "В Костроме самые
красивые девушки". Второй отвечает: "А в Астрахани самые вкусные арбузы-
И мама моя там живет."
Кадр 5. Старший (Н. Михалков) пытается поймать улетающий от него в
невесомости карандаш.
Кадр 6. Снова вид Земли из космоса. Слышен голос по радиосвязи: "Первый!
Первый! Это "Земля". Вы меня слышите? Почему отключили связь? Прием!"
Старший отвечает: "Это первый. А в чем дело? У нас все нормально.
Начинаем работу". Надпись: "Это моя страна".
Помимо идеи единства поколений, этот ролик актуализирует миф научной и
технологической мощи России. В 1995-1996 гг. - больше, чем за год до
катастрофы при запуске российского исследовательского аппарата на Марс и
начала длинной серии отказов на выработавшей свой ресурс станции "Мир",
- космическая тема была хорошим материалом для поддержания этого мифа:
"Ну уж в космосе-то мы первые!" Это "мы" и подкрепляет этот клип -
ребята, "наши парни" дурачатся на орбите в окружении высокотехнологичных
игрушек. Клип раздвигает границы России до планетарных масштабов: внизу
проплывают моря и континенты, а за кадром мы слышим названия старинных
русских городов. Россия - великая держава с древней историей и мощным
потенциалом на будущее.
"РП" успешно конструирует отношения между прошлым и будущим
...
http://www.russ.ru/journal/media/98-04-15/deryab.htm
Это из архива рассылок.
Русский Журнал. Медиа-политика. 7.09.98
---------------------------------------
http://www.russ.ru/journal/media/98-07-09/telen.htm
----------------------------------------
http://www.russ.ru/journal/media/98-06-24/telen.htm
http://www.russ.ru/journal/media/98-04-29/telen.htm
Русский Журнал. Медиа-политика. 25.05.98
----------------------------------------
http://www.russ.ru/journal/media/98-05-25/tenden.htm
ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ:
РАДИКАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ
К тексту прилагается схема, доступная по адресу:
http://www.russ.ru/journal/media/98-05-25/sxema.gif