От | Almar |
![]() |
|
К | В.Васин |
![]() |
|
Дата | 18.04.2001 11:57:00 |
![]() |
|
Рубрики | Прочее; |
![]() |
Думаю ключ к достижению компромисса двух спорящих сторон нужно искать с помощью принципов, аналогичных тем, которые использовал Кант для построения своей критической теории.
Итак:
- первая точка зрения: мораль – объективна и существует вне зависимости от людей, следовательно главные моральные принципы едины для всех
- вторая точка зрения: мораль – субъективна и существует только как договор между конкретными людьми (С точки зрения здравого смысла это ближе к истине, но это конечно прямой путь к моральному релятивизму).
Компромисс: нет никакой объективной морали (абсолютного духа), существующей независимо от людей и их мышления. Тем не менее основные моральные принципы, вырабатываемые в мозгу каждого человека, должны оказаться сходными (даже если поставить чистый эксперимент, исключив воспитание со стороны общества). Можно здесь провести аналогию и с законами логики, одинаковыми для каждого человека. Это потому, что мышление людей вообще развивается по одним и тем же законам в силу того, что все люди – люди и мозг их в принципе одинаков (Кант доказывал существование категорий человеческого сознания, как неотъемлемой и обязательной компоненты для любого сознания).
Почему же тогда существуют различные морали у людей или даже у разных народов.
- Опять же по аналогии с законами логики – они тоже могут нарушаться в мышлении отдельных людей в определенные моменты времени (например, из-за поспешности в мышлении), но из-за этого они не перестают быть неотъемлемой частью мышления – стоит остановиться и подумать получше и свои же ошибки становятся видны.
- Так же как и собаки, люди в силу биологической наследственности могут быть более добрыми и более злыми. Но это не значит, что злые имеют иное представление о морали. Оно у них должно было быть такое же, как у добрых (и скорее всего так оно и есть), но вот не желая поступать в соответствии со своей совестью, они в принципе для того, чтобы замаскировать этот факт, могут лицемерно придумывать различные иные моральные теории.