|
От
|
Pout
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
11.10.2004 09:04:09
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Бюрократический феодализм: жребий брошен.. М.Малютин
Обзор М.Малютина от сентября 2004 г.
Известный политолог дает не привязанный к позиции власти обзор
политической ситуации в стране.
Бюрократический феодализм: жребий брошен.
Очевидно, что обнародованные 13 сентября решения Путина готовились уже
давно: некоторые считают, что сама идея возникла еще в момент создания
федеральных округов как их <второй шаг>. Другие аналитики (уже более
точно) фиксируют наличие данных разработок в пакете <программы Путина
второго срока>: лично мне впервые пришлось с ними столкнуться <на уровне
бумажек> при бездарной попытке организации Козаком <программной кампании
Путина> в начале 2004 года. Только в том варианте не было даже декорума
<выборов глав местным законодательным органом> (для успокоения местных
элит и <мирового сообщества>): предполагалось прямое и простое
<назначение президентом>. Сопротивление Суркова, разумно доказавшего
тогда Самому крайнюю непопулярность данных идей в массовом сознании
России (что подтверждается всеми последними опросами и по выборам
губернаторов, и по выборам одномандатников) притормозило их реализацию
не только по ходу избирательной кампании-2004, но и позднее.
Однако массовая <губернаторская фронда> по поводу <монетизации льгот>,
начавшаяся уже с мая, и резкое падение степени управляемости ситуации в
регионах из центра (в условиях бардака, созданного внутренними
конфликтами парализованного <реформами Козака> правительства Фрадкова)
летом текущего года, подтолкнули <коллективного Путина> к новому <походу
на выборность> глав регионов - по крайней мере, на уровне разработки
административных <прожектов на осень>. Жгучий позор Беслана, показавший
всему миру и собственному населению в прямом эфире вопиющую
неэффективность бюрократического аппарата (<силовики> давно стали
вороватыми импотентами) и резкое падение личной популярности Самого
стали только дополнительными факторами, заставившими довольно
нерешительного человека - решиться окончательно покончить с <выборными
реликтами> предыдущей эпохи. С обоснованиями предлагаемых мер
<контр-террористическими задачами> изначально было очень плохо на фоне
скачка недоверия массового сознания Власти после Беслана.
Пропагандировать <инициативы Путина> то ли не выделили денег, то ли
вообще не посчитали нужным - все получалось в плане пиар (при шумном
восхищении губернаторья, <Единой России>, придворных ТВ-аналитиков и
т.п.) крайне топорно и глупо не только в России, но и на весь мир. Ну,
разве что хоть одобрения Реформы со стороны <передовых пенсионеров> не
показывали на всю страну - как в ситуации с <монетизацией льгот>...
Анекдотичность ситуации с бюрократической точки зрения заключается
прежде всего в том, что (как и с <административной реформой
правительства>) бумажки очередной Реформы готовились под руководством
Козака, после чего Долбодятел Дима (в силу очередного Нового Назначения)
оказался жертвой собственной писанины: второй раз <бледнолицый брат
Василий Иванович> наступил на те же грабли. В прошлый раз он
минимизировал роль аппарата правительства - в результате чего лишился
рычагов в реализации собственных глупостей (и затих, в последние месяцы
лета вообще не подавая на своем посту никаких признаков жизни). В этот
раз гонористый и скандальный (на любых постах) Долбодятел Д. К. назначен
<рулить> регионом, находящимся в предвзрывной фазе даже в ранее
относительно спокойных своих фрагментах: никаких <дополнительных
полномочий> он при этом реально не имеет, а <выборность> в республиках
северного Кавказа ныне действительно не имеет ни малейшего значения.
Однако, действительно, похоже, что <выборы> сначала Зязикова, потом
Кадырова а ныне Алханова стали для Путина некоторым <культурным
образцом>, в соответствии с которым он намерен делать вид, что <правит
Россией в целом>: от осознания этого факта довольно многим - и не только
в <мировом сообществе> - сразу стало нехорошо, хотя ни <великих
злодейств>, ни даже мелких и <срамных> далее пока не последовало...
Фактически Рейтингоносцем по итогам <бесланского позора> взят курс на
удержание личной власти - не просто <всерьез и надолго> (без всяких
иллюзий про <преемника>), но и любой ценой. Другое дело, что суетливо и
истерично борясь с во многом мнимыми угрозами (<выборность>, конечно,
проще <замочить в сортире>, чем террористов) рычагов влияния на ситуацию
внутри самой бюрократии Путин пока не имеет - и не похоже, что может
реально создать к ВСЕ БОЛЕЕ НЕИЗБЕЖНОМУ моменту, когда без насилия
власть будет действительно не удержать. Больше всего меня и моих коллег
поражает искусственный характер большинства вполне реальных и все более
опасных кризисов 2004, когда Верховный Правитель, почувствовавший свою
Неудачливость после длинной череды незаслуженного везения, активно Сам
начал искать приключений на свою задницу - начиная с отставки
правительства Касьянова. Более чем в 80 регионах России законодательство
абсолютно не готово ни к административной реформе, ни к пресловутой
<монетизации>, они фактически остаются вне нормальной бюджетной
процедуры уже ближайшей зимой и весной. Очень похоже (по мнению многих
информированных аналитиков в Москве и регионах), что заявленное в
сентябре-2004 под антитеррористическим предлогом <назначенство глав> и
выступает как некая <стратегия упреждающего удара> по отношению к данной
искусственно созданной самим Кремлем <угрозе достигнутой стабильности>.
Фактически же право назначения губернаторов Путиным означает, что
(борясь с пока мнимой угрозой <РАСПАДА России>) этот торопливый
бюрократический бред будет проводиться в реальность именно любой ценой в
самое ближайшее время - провоцируя неизбежный взрыв озлобления населения
и создавая угрозу уже реального распада страны. Дело тут не только не в
<пунктике> Путина лично насчет <чрезмерных социальных обязательств
нашего государства> - хотя его восторг по поводу того, что <в Китае
вообще нет пенсий> на одной международной посиделке <в верхах>
чрезвычайно показателен для умонастроений Самого. Активной части
общества наглядно дали понять <реформами> сентября-2004, что легальными
путями все более непопулярный в этой среде <режим> не убрать - да и
ужиться с ним (ведя при этом привычный образ жизни) в России не
получится уже в самом ближайшем будущем. Разумеется, в России ничего
никогда не случается быстро - и многое в резкости оценок (включая
массовые надписи на заборах в стиле <Путин - говно!>, явно никем не
организованные - судя по стилю исполнения) можно пока списать на
<постбесланский синдром>: однако давно предсказываемый серьезными
социологами в лице Л. Бызова <необратимый разрыв> Рейтингоносца с
ожиданиями большинства стал реальным фактом, вопрос теперь только в
новой конфигурации общественного сознания и темпами перемен.
Разумеется, степень неприязни к <президенту Вовочке> сильно отличается в
региональном разрезе, если говорить о чисто русских по населению
регионах страны. Опросы ВЦИОМ-2004 показали, что более 30% населения
крупных и самодостаточных регионов Сибири и Дальнего Востока (причем
наиболее социально активные слои, <русские националисты> или патриоты по
убеждениям) являлись сторонниками отделения от <московского
колониализма> еще по опросам лета минувшего года, до всяческих
<последних глупостей>: пока не в смысле полной государственной
независимости - но создания Дальневосточной или Сибирской республик,
которые будут иметь не меньше прав на налоги и внутреннее
самоуправление, чем Татарстан или Чечня. Чем меньше ощущается Китай или
ислам в их регионе как <реальная и непосредственная угроза> населению и
элитам - тем процент так настроенных людей в регионе выше. Так что,
возможно, карикатурное назначение <силовика> Квашнина в Сибирь выступает
как некий элемент <стратегии упреждающего удара> по отношению к данной
искусственно созданной самим Кремлем угрозе. Хотя лично я думаю, что
особого смысла в данной бюрократической <кадровой глупости пока искать
не надо, особенно <задним числом>.
Так или иначе, после практической реализации самых первых шагов реформы
Путина-2004 РЕГИОНЫ ФАКТИЧЕСКИ ОТДАЮТСЯ <НА КОРМЛЕНИЕ> - В ОБМЕН НА
ЛОЯЛЬНОСТЬ <ЦЕНТРУ> И ПУТИНУ ЛИЧНО: от населения и так называемых
<региональных элит> губернаторы становятся абсолютно независимы. Большая
часть губернаторов дружно поддержала президента не только потому, что не
хочет больше на выборы - кроме пока еще выборных <снизу> мэров
региональных центров в рамках новой модели глава назначает по своему
произволу глав районов, поселков и т.п. Такого полного <бюрократического
феодализма> с произволом беспредельничающих <Топтыгиных на воеводстве>
не было даже при последних Романовых: в АП (и федеральных округах)
чиновники поумнее уже с ужасом думают, как будет практически
реализовываться модель <кради, пока тебя не сняли> на фоне
<монетизации>, возможных кризисных явлений мирового рынка и т.п.. Дальше
возникает вполне <счетная задача> по управлению любыми антипутинскими
силами реальным недовольством населения - без регулярных и учащающихся
взрывов которого нынешний режим будет действительно сидеть <всерьез и
надолго>: причем совсем не обязательно - с персонально именно этой
фигурой во главе по мере падения ее <рейтинга> в стране и мире.
Никаких форм контроля за регионами сегодня в Москве нет просто потому,
что в Кремле нет информации о том, что там творится (1 федеральному
инспектору на регион - будь он хоть ангелом во плоти - не справиться
даже с систематизацией доносов). С федеральными округами отношения
теруправлений и регионального отдела - не выстроены, бардак и конфликты
внутри АП мной описывались уже неоднократно. Особенно жутковато выглядит
эта структурная модель-2004 - при фантастическом умении Путина назначать
на должность абсолютно неадекватных людей, а потом не снимать их даже
при полном провале или чудовищном воровстве. Бездарно-вороватого
Яковлева с <коммуналки> бросили на Кавказ, теперь - на Минрегионнац;
скандального <Козака с инициативой> из АП - сначала на правительство,
теперь будет <последний бросок на Юг>): так или иначе, сатрапы Москвы
становятся абсолютно бесконтрольны легальными путями, а взрыв
вяточничества на всех уровнях бюрократии явно будет предшествовать
социальному. Если начнутся более-менее регулярные <расправы с
коррупционерами> и <пособниками террористов во власти> - то агония
режима может несколько затянуться...
Очевидно, что новая Дума по <пропорциональной системе> фактически будет
персонально назначаться в любом из допущенных в нее списков в
Администрации президента: вряд ли этих списков реально будет больше
двух-трех, дурачок Рогозин надеется, что именно он <третьим будет>, а на
самом деле первым - в роли <новой партии власти> после развала <Единой
России>. Для небольшого утешения Западу и его платной агентуре из
<гражданского общества на гранты> остается такая новая совещательная
декорация как <общественная палата>. Бюрократические причины введения
<новой демократии> предельно просты - губернаторские выборы в стране
(как и исходы голосования в одномандатных округах) даже в 2004 году все
еще остаются в России непредсказуемы для верховной власти, все более
непопулярной и внутренне не уверенной в себе: следовательно, их больше
быть не должно как ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩЕГО ФАКТОРА И <ПОСОБНИКА ТЕРРОРИЗМА>!
Таким образом, всем экономическим, общественным, политическим и
идеологически силам огромной страны, все еще неподконтрольным вороватой
и бездарной бюрократии - на наших глазах избавляющейся от последних
рудиментов <социальной ответственности перед народом> - предложены такие
новые <правила игры без правил>, где легального места им больше не
остается, даже на уровне давно ничего не решающих <декораций
демократии>. Самодержавие же в России (вне зависимости от степени его
пиарности и декоративности), как известно из нашей истории, бывает
ограничено не конституциями и выборами - а удавкой, революцией и или
распадом страны...
Теперь - о некоторых подробностях сентябрьской ситуации . Чем больше с
разных концов продолжаются <раскопки в Беслане>, тем больше странных
вещей выясняется в духе украинского анекдота про падающий на балкон
пятиэтажки <кукурузник>, который из всех жертв и разрушений порвал
бельевую веревку: <якая державность - такий и <терроризьм>! Практически
установленным по самым разным каналам (включая и надежные источники в
<сообществе боевиков>) фактом можно считать, что банда в Беслане
абсолютно не собиралась <сапопожертвовать> (не собиралась и на Дубровке,
но те ублюдки хоть искренне могли надеяться, что Путин сдастся, а их с
заложниками выпустят). Как их удалось Кому-то заманить в кольцо
вооруженных осетин, а потом бросить без всяких инструкций и надежд на
выживание - эти вопросы лучше пока задавать напрямую Аллаху или спецам
по психиатрии вайнахских и прочих бандитов. Больше всего в смысле <пиар>
от случившегося выиграл от Беслана Буш в смысле скачка <рейтинга> до 10%
отрыва от Керри. Явно был и какой-то четкий для наших спецслужб
<великобританский след> (неясно в деталях, закаевский или березовский) -
судя по тону заявлений Лаврова и прочей публики в МИД, явно напрямую
инспирированных Путиным.
В подробностях причины истерического сентябрьского припадка
<антизападного бешенства> ВВП не ясны - да по большому счету и не важны
для анализа реальных дальнейших событий в стране и за рубежом. Путин
явно сделал ставку на победу Буша <любой ценой>, ему он простил даже
публичное хамство по поводу оценки своих <избирательных нововведений>
(раз начал сравнивать себя любимого с 11 сентября - то получи по полной
программе за свое неуклюжее <в Беслане бузина, а в регионах Вертикаль>).
Все еще вполне реальная возможность победы Керри - как мне
представляется, это единственный серьезный ограничитель
<преобразовательного произвола> президента Вовочки внутри России в
направлении <имитации абсолютизма>, Буш и <старая Европа> явно
ограничатся имитациями протестов для успокоения русофобски настроенного
<общественного мнения>. Насколько успешно удастся навязать Путину нам
свою персональную модель бюрократического феодализма как новый образ
жизни и пиарно <светлое будущее> - всем станет ясно уже в ближайшее
полугодие.
...
Впрочем, соображения <приличия> после Беслана и <нового конституционного
платья> президента роли не играют: ранее Конституционный суд специально
признал (применительно к Удмуртии) неконституционность выборов главы
региона Законодательным Собранием. Потом на этом же основании была
заменена старая избирательная система в Дагестане, где в 2006 году
предполагались прямые выборы: ясное дело, небезынтересно будет узнать
мнение проституционного Суда - когда к 1 января 2005 года новое
законодательство будет принято окончательно. Не хочется заниматься и
комментариями по поводу последних выборов губернаторов - это уже скорее
напоминает анекдот про последнее партсобрание: герой которого сказал,
что если бы знал, что оно точно последнее, то не только сам пришел бы,
но и всю семью с собой привел посмотреть! Путин в какой-то момент в
конце сентября <истерил> по поводу немедленной отмены всех выборов и в
конце 2004 года (мнение Вешнякова, что новая норма начинает действовать
в России только после истечения срока полномочий каждого из глав - это
всего-навсего личное мнение главы <Министерства демократических
выборов>, статус которого резко падает на глазах), однако потом отвлекся
н какие-то другие вопросы - или его уговорили потерпеть еще 3 месяца.
Мелочи политической жизни (вроде попытки лишения Глазьева мандата в
Подольском округе за <нарушения порядка финансирования>, объединенного
иска в Верховный суд КПРФ, <Яблока> и комитета-2008 по поводу признания
выборов-2003 в Государственную Думу недействительными, инициирования
<Родиной> Рогозина процедуры отставки правительства Фрадкова - для чего
им нужны еще и голоса КПРФ) подробно анализировать я пока не вижу
смысла. Все это напоминает проблемы прически на уже отрубленной голове
публичности и выборности: существовавшую по инерции декорацию решено
убрать Свыше - и ее никто в стране не собирается защищать всерьез. Да,
Путин вступил в довольно резкое противоречие с мнением абсолютного
большинства населения про формы выборности власти в стране; однако он
давно в противоречии по проблеме возврата к смертной казни (куда более
нервно воспринимаемой в России квалифицированным большинством в 80%) -
что абсолютно ничего не означает для поведения власти в ситуации
социальной пассивности.
В экономике в сентябре тоже не случилось ничего значимого: ну, берет
Кудрин откат в 4% с каждого нового признаваемого Россией
государственного долга (так что выплачиваем все больше, а сумма долгов
растет): ну а зачем МНИМОЙ России деньги, если она десятки миллиардов
профицита держит в американских ценных бумагах с отрицательной нормой
рентабельности!? Обсуждать проблемы экономической политики
правительства, удвоения ВВП и прочие <казенные заморочки> я считаю в
таких <рамочных условиях> занятием вполне непристойным. Банковский же и
прочие реальные кризисы пока находятся в стране примерно на том же
уровне, что и летом-2004. Скорее всего (по оценкам большинства серьезных
аналитиков) все это обязательно <рванет>, но вряд ли в ближайшие месяцы;
до полугодия <остатков путинской стабильности> в разных сферах еще
должно хватить - если, конечно, ситуацию искусственно сильно не <дергать
сверху>. Вообще когда из числа моих хороших знакомых основная масса
лично вполне патриотически настроенных аналитиков и бизнесменов серьезно
нацелились на вывоз капитала и эмиграцию (кому уж как повезет в смысле
работы) в самом ближайшем будущем, причем дано дозревавший <умонастрой>
окончательно кристаллизовался именно в сентябре-2004 в стиле <пока еще
можно спокойно уехать - а завтра надо будет бежать> (и можно не
успеть!), мне это о реальной ситуации в стране говорит лучше любой
экономики, социологии и политологии...
( написано 04.10.2004, опубликовано 04.10.2004)
http://worldcrisis.ru/crisis/112271