Классы и формации
Когда человек классифицирует что-то, то классы существуют только в его сознании, а не на самом деле. Поэтому классы и есть идеальная конструкция. Конечно, «идеальная» - не в смысле «совершенная»: посмотрев на товарища Рю, никак не скажешь, что класс капиталистов идеален (совершенен). «Идеальная» - в смысле, существующая только в сознании. Формации тоже продукт классификации в сознании исследователя, они тоже идеальны.
В свою очередь, мысли человека (сам процесс мышления) вполне материальны, потому что в его мозгу крутятся-вертятся вполне материальные электрончики. Семёнов же всё поставил с ног на голову, объявив формации «существующими» в виде некоторого инобытия, а процесс мышления человека нематериальным (коль скоро отрицает его существенное воздействие на историю).
Итак, что же получается? Попытаюсь восстановить философско-логическую цепочку марксо-семеновизма. Согласно Семёнову, мозги не являются материальной структурой, в которой может происходить внегенетическое закрепление информации внутри вида. (Отговорки, что Семёнова неправильно поняли, не принимаются: Гелнер его истолковал по-своему, Семёнов в ответ ничего не возразил, так что возможная интерпретация вполне однозначна.) Иными словами, мозги и процесс мышления нематериальны. Именно поэтому Семёнов яростно отвергает возможность существенного влияния волевых поступков человека (а, значит, и мозгов) на историю, называя это социоисторическим идеализмом. Процесс истории разворачивается только в результате движения материи, поскольку бытие первично, а сознание вторично.
Всё хорошо. Но дальше начинается невообразимое. Пока топоры со станками саморазвиваются и рожают идеи, всё куда ни шло. Но тут вдруг оказывается, что история представляет собой процесс смены формаций и, к тому же, развивается ещё и в результате борьбы классов. В этот момент остаётся только вспомнить, что выделение классов и формаций – результат работы человеческого мозга. Иными словами, мозги нематериальны, мысли тоже идеальны, поэтому влиять на историю не могут. Зато классы, существующие только в сознании, порождённом мозгами, влияют на историю на полную катушку и даже устраивают революции. При этом влияют на историю они, прежде всего, в том смысле, что заставляют социор поменять свою формацию. Но ведь формации тоже продукт рассуждений исследователя!
Итак, мозги нематериальны и влиять на историю не могут. Сознание, порождённое мозгами, тоже нематериально и на историю не влияет. Зато классы, порождённые нематериальным сознанием, порождённым нематериальными мозгами, вполне себе материальны, влияют на историю и даже заставляют её поменять формацию, которая тоже существует только в сознании исследователя. Вот это, согласно Семёнову, и есть подлинный материализм.
Всё бы ничего, но тут примешивается третий фактор. Пока история двигалась классами в направлении смены формаций, мы могли быть уверены, что конец истории не наступил, потому что всегда найдётся хотя бы один марксист, в сознании которого классы и формации всё ещё существуют и саморазвиваются. Однако, в этот момент оказывается, что классы и формации приводятся в движение другой, ещё более материальной структурой, чем даже классы и формации. Эта структура называется «социальная материя». Почему она материальна? Да потому что в названии так сказано, по определению.
Итак, что является движущей силой исторического развития? В мире возможно существование следующих объектов: мозгов и порожденного ими сознания. Сложно сказать, существуют ли они на самом деле, но можно быть точно уверенным, что они нематериальны. Зато порождённые идеальным сознанием классы влияют на историю самым непосредственным образом и заставляют менять один материальный объект (формацию) на другой. Но влияют не как захотят, а только так, как им повелит социальная материя – другой суперматериальный объект.
Так вот, примерно, я понимаю семёновский материализм. Надо бы включить в рецензию – Алексу дополнительной работы задать. А то рецензия уже выросла до 72 страниц, а он до сих пор пишет «70»…