От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 09.09.2004 22:47:30 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Нас хотят сделать богатыми... подозрительно быстро" (*+)

http://www.ug.ru/?action=topic&toid=6170&i_id=73

Другие правила

Нас хотят сделать богатыми... подозрительно быстро

Говорят, что трудно найти другое время за последние 15 лет, когда были бы столь благоприятные условия для укрепления социальной
сферы и когда бы они так скверно использовались. Отчего же это?



Взгляд снизу

На каждого из нас вдруг посыпался ворох неприятных известий. Перемены ожидают здравоохранение и образование, потеряют финансирование
многие привычные сферы, узаконена отмена льгот. Правительство говорит о борьбе с бедностью и обеспечении жильем, но лучше не
становится. Бюджетникам обещают прибавить лишь 20 процентов зарплаты. Что же происходит? Ответ простой: наступило время социальной
революции, которую проводят сверху.
Но нам не хочется никаких потрясений, говорят (или думают) возмущенные граждане. Мы голосовали за Путина и <Единую Россию>, потому
что они - за стабильность. И нам хотелось, чтобы власти добавляли зарплаты и не трогали. Получается же все наоборот: денег не дают и
весьма ощутимо трогают устоявшееся: образование и медицину, например. К лучшему ли? Но, может быть, это и есть проявление той самой
политической воли, которого все ждали?
Нам казалось, что административная реформа, как и налоговая, да и многие другие, - это перемены в верхах. Что плохого: сократят
чиновников, народу станет легче жить. Но, оказывается, что с чиновниками перераспределяются и деньги, которых в регионах и так мало.
Правительство задумало перемены именно сейчас не случайно. Время выборов прошло, налицо полное одобрение и доверие к президенту. До
следующих выборов еще три года. И политикам надо успеть убедить всех, что реформы произошли во благо. А к новым выборам все и
притерпятся.

Взгляд сверху

Некоторое время назад власти сделали осознанный выбор стратегии. Налоговая реформа идет первой, она даст бизнесу дополнительные
средства, двинет экономику заметными темпами, и именно это будет способствовать благосостоянию граждан. Правда, когда же это будет?
Ясно, что не скоро, несмотря на цель, поставленную президентом, - удвоение ВВП к 2010 году.
Итак, Госдума приняла поправки в главу Налогового кодекса о ЕСН. Этот налог, который берут с фонда оплаты труда предприятия,
снижается с 35,6% до 26%. Бизнесмены на этом выиграют 280 млрд. рублей, и, как надеется правительство, руководителям предприятий
выгоднее будет показывать реальные зарплаты своих сотрудников. Даже появится возможность прибавить им 10 процентов к окладу.
Пенсионный фонд настаивает на том, чтобы эти дополнительные средства были направлены на повышение зарплат работникам и создание
новых рабочих мест, иначе они будут считаться сверхприбылью и облагаться высоким налогом. ПФ даже разработал соответствующие
поправки и собирается внести их в Думу. Однако юристы считают, что так ставить вопрос незаконно.
В отличие от предпринимателей бюджет эти 10 процентов точно оставляет себе. Повышения зарплат бюджетников из-за экономии на налоге
не будет. Как сказал вице-премьер Александр Жуков, <им платят из бюджета, и здесь другие правила>. И это несмотря на то, что цены на
нефть, а следовательно, и доходы бюджета высоки, как никогда.
Объявленная борьба с бедностью, несомненно, скоро закончится, сразу, как только льготникам выдадут первые деньги. Льготы-то ведь
были деньгами государства, а тут статистика покажет их как деньги населения. Получится, что доходы возросли, и бедных поубавилось.
Затевая замену льгот, правительство столкнулось с тем, что многие ветераны идут по двум спискам, а часть льготников вообще ничего не
получает. Государственная статистика пока не может ответить на простые вопросы. Так что в ближайшие годы льготникам, чтобы получить
положенное, еще предстоит выяснение отношений с чиновниками, прежде чем все бумаги будут приведены в порядок и появится единая база
данных.
Следующим шагом правительства станет реформирование льгот федеральных чиновников. Четыре из них - служебный автотранспорт,
медицинскую помощь, служебное жилье и санаторно-курортное обслуживание - частично заменят деньгами. Во сколько это обойдется
бюджету, эксперты назвать не берутся. По той же причине - нет статистики, неизвестно, сколько точно бюджет сегодня тратит на
содержание госаппарата. Очевидно только, что десятки тысяч долларов в год на одного среднего чиновника. Как будет выглядеть замена
этих льгот, станет ясно к 1 ноября, когда Минздрав, Минфин и Управление делами президента представят необходимые расчеты. Но бюджет
будущего года к тому времени будет практически утвержден, так что перемены начнутся не ранее 2006 года. Они коснутся примерно 400
тысяч человек, но <волну> протеста эти люди вряд ли поднимут.
Чтобы народ не тревожился в отношении своего будущего, ему предлагают проследить за работой министерств, проверить, на что
расходуются бюджетные деньги. Ибо новые ведомства теперь будут только и думать о достижении конкретных результатов к определенному
сроку. Правительство назвало четыре основные цели: повышение качества жизни граждан, создание условий для ускоренных темпов
экономического роста, создание потенциала для развития будущих поколений и обеспечение безопасности страны. Президент предложил
побыстрее довести показатели до сведения граждан, чтобы было видно, <где мы находимся сейчас, и динамику за последние 4-5 лет>.
Что касается перспектив, то Министерство образования и науки, например, рассчитывает, что затраты на научные исследования и
разработки возрастут на четверть к 2007 году. При этом в полтора раза должно увеличиться количество исследователей моложе 39 лет к
2012 году. Министерство в ответе за то, что к 2010 году с 62,5 до 80% возрастет доля населения в возрасте 25-34 лет с образованием
не ниже среднего специального. С 59,5 до 75% к 2010 году увеличится число детей дошкольного возраста, охваченных программами
дошкольного образования. А общее образование получат 98% детей в 2010 году против нынешних 89%.
Еще к концу десятилетия сократится количество безработных и беспризорников, подрастет обеспеченность жильем, а также слегка
увеличится продолжительность жизни. Полностью спрос на лекарства для льготников будет удовлетворен к 2008 году. Многие утверждают,
что, двигаясь такими темпами, к концу десятилетия мы достигнем уровня среднеразвитых стран, таких, как Греция и Венгрия. Причем для
этого министерствам нужно будет еще побороться за бюджетные деньги. Или заняться приписками, что привычней. Ведь пока не определен
механизм ответственности за невыполнение тех или иных показателей. Такой вот у нас получился забавный 6-10-летний план развития
народного хозяйства.

Взгляд со стороны

Оказывается, социальные реформы в разных странах имеют много общего, и потому они оказались в центре внимания ученых. О том, как
перемены в здравоохранении и образовании проходили в Латинской Америке, рассказывает Д. Нельсон из Центра Вудро Вильсона, США:

<Почему так сложно реформировать здравоохранение и образование? Такая проблема существует во всех странах, и это проблема
политическая. В США, например, до сих пор у 40 миллионов человек нет медицинской страховки. Министерства всегда противятся
изменениям.
Главврачи и директора школ в свою очередь боятся, что с них снимут финансирование, потому что новая система всегда предполагает
оплату по результатам.
Нас очень удивило то, что реформы не пользуются популярностью у предпринимателей, которые выступают только за снижение налогов.
Издержки реформ видны, а положительные результаты будут заметны, когда политики, проводящие их, уйдут со своих постов. Они ничего не
теряют оттого, что реформы не работают, поэтому обычно и не торопятся.
Очень важно правильно выбрать стратегию и тактику. Нужно, чтобы менее популярные реформы объединялись с более популярными и
основывались на потенциале местных властей. Причем радикальные реформы всегда приводят к увеличению расходов, а результат не всегда
бывает положительным. В Колумбии, например, это увеличение не привело к повышению качества услуг>.

P.S.

Само собой напрашивается сравнение: реформы напоминают еду - что считается полезным, то невкусно. Наше отличие от Латинской Америки
в том, что ни у кого нет доверия к властям, которые подозрительно быстро хотят сделать нас богатыми. Что касается увеличения
расходов на реформы... Заинтересованные лица при перераспределении денег всегда найдутся и уж точно свое получат, только вряд ли
учителя войдут в их число.
Вспомните тем не менее американский сериал <Скорая помощь>. Разговоры о финансировании больницы и статьях экономии там ведутся
всеми, даже рядовыми сотрудниками. Таково и наше будущее, хотим мы этого или нет.


Ирина ДЕМИНА