|
От
|
Дм. Ниткин
|
|
К
|
Дмитрий Кропотов
|
|
Дата
|
31.08.2004 11:03:14
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
По идеям.
>Итак. Ядро материалистического понимания истории составляют следующие идеи:
>1. "необходимым условием существования людей является производство материальных благ "
Несомненно.
>2."Производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме", представляющей собой систему экономических (производственных отношений) - отношений обмена и распределения.
Неточно. Правильнее: "в том числе отношений обмена и распределения."
>3."существует не один, а несколько типов экономических (производственных) отношений, а тем самым и несколько качественно отличных систем этих отношений." (способов производства)
Лучше было бы не "Существует", а "Можно выделить". В конце концов, речь идет не более чем о классификации с целью моделирования.
>4."Характер экономических(производственных) отношений определяется уровнем развития производительных сил общества. В основе смены систем экономических отношений, а тем самым и способов производства лежит развитие производительных сил"
Излишняя детерминированность и игнорирование обратной связи. С тем же успехом можно утверждать, что уровень развития производительных сил общества определяется характером производственных отношений (институционализм).
>5.Система экономических отношений материальна в том и только в том смысле, что является первичной по отношению к общественному сознанию.
Вообще непонятно, о чем речь.
>6."Подобно тому, как основные способы производства представляют собой не только типы , но и стадии развития общественного производства, общественно-экономические формации представляют собой такие типы общества, которые являются одновременно и стадиями всемирно-исторического развития."
Сомнительно. Полагаю, что можно выделить типы общества, которые не представляют из себя самостоятельных стадий развития, а являются различными вариантами реализации общественных отношений. Иначе возникает проблема "перескакивания через ступени" - чего все-таки обычно не бывает.