а это единственный ответ, который Вы получили? Странно видеть такую реакцию от РАН, ведь ответ - не по существу заданных вопросов. Увидев ответ, я обрадовался - надеялся увидеть контрагрументы. Прочитав, подумал - что же у нас за отделение истории, если ответ, по сути, не обсуждает ни один поставленный вопрос? Видимо, там совсем другие люди, чем в отделении математики (авторам неверных доказательств теоремы Ферма до сих пор присылают корректные ответы с указанием на ошибку).
Очень жаль, что дискуссии не получается - ведь вопрос весьма важный (особенно про репрессии). Мне и самому он важен - с одной стороны, уважение к Вам после прочтения Вашей книги о теплоснабжении весьма велико (оно и заставило начать читать другие Ваши книги), с другой - из рассказов родственников складывается совершенно другая картина (в семье никого не расстреляли, но брат деда сидел (чудом отпустили), общение с правоохранительной системой осталось в памяти всех; нескольких знакомых посадили, в т.ч. двоих расстреляли; я сам видел выпускные альбомы с вырезанными фотографиями трети преподавателей). Не знаю, что и думать... Вы действительно, до конца уверены, что данные Земскова - в целом правильные?
Очень жаль, что историки уклоняются от содержательной дискуссии.
Возможно, стоит при проведении дискуссии по какому-то вопросу назначать "адвоката дьявола", т.е. заранее просить кого-то, чтобы он защищал противоположную точку зрения. Скажем, в ситуации с репрессиями часть аргументации с другой стороны могла бы состоять в том, что архивы закрыты до сих пор, уголовные дела дают смотреть только близким родственникам и людям с допуском, что затрудняет независимое исследование. Адвокат мог бы обратиться в Мемориал, узнать, какое число приговоров по их мнению было вынесено. Другой аргумент мог бы состоять в том, что репрессии (быть может) были неравномерными по различным группам знакомых людей. Если в среде оленеводов не расстреляли никого, то память у внуков остается одна, а если в среде преподавателей военного училища расстеляли и посадили значительную часть - выжившему кажется, что "забирали" всех подряд, и он такое знание внуку передает. Хотя на самом деле его круг знакомств является нерепрезентативной выборкой по стране.