От Almar Ответить на сообщение
К С.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 11.04.2001 20:22:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

к 719: почему разрушился коллективизм

СГ затронул вопрос, каким образом получилось так, что в России идеалы солидарного общества (общинность, коллективизм и т.п.) стали замещаться идеалами социал-дарвинизма. И поэчему это стало реальным именно в 20-том веке.
Одна причина была четко названа – урбанизация. Не оспаривая важность данной причины, изложу свою схему.
Испокон веков главная линия водораздела в среде человеческого сообщества проходит опираясь не на национальную почву, а по принципу: эксплуататоры – эксплуатируемые (в докапиталистическом обществе названия могут быть иными: рабы – рабовладельцы). Условно говоря есть меньшинство, имеющее власть и получившее эту власть отнюдь не по доброй воли большинства и есть уязвленное в своих правах большинство. В наиболее гуманном случае большинство само выбирает меньшинство под воздействием манипуляции, но обычно власть получена меньшинством путем насилия. Большинство при таком порядке обычно испытывает постоянную несправедливость и терпит бедствия.
Способ у большинства восстановить справедливость обычно только один – свергнуть меньшинство и создать солидарное общество. Шанс это сделать заключается в том, что большинство именно БОЛЬШИНСТВО, то есть что их значительно больше. (Другой шанс в том, что угнетенным нечего терять, следовательно они способны вести бескомпромиссную борьбу).
Также испокон века существуют две идеологии (два мировоззрения, две морали): коллективистская и индивидуалистская. Нетрудно предположить как эти идеологии распределяться по вышеуказанным частям общества.
1. Меньшинство-угнетатели: примут индивидуалистскую идеологию. Коллективизм для них не логичен и непоследователен. Если даже они будут исповедовать коллективизм только по отношению к своей касте (как предлагал Ницше), то рано или поздно это приведет к противоречию. Все труднее будет доказывать каждому новому поколению, чем же таки отличаются от нас, высшей касты, люди низшей касты, что к ним нельзя относиться с позиций коллективизма.
2. Большинство-угентенные: единственной идеологией, способной привести их к успеху, является коллективизм. Только благодаря этой идеологии они могут использовать свое главное преимущество – то что они составляют большинство. К тому же постоянная жизнь в лишениях и без особых накоплений собственности также способствует привлекательности коллективизма.
3. Естественно, из этого следует вывод. Чтобы сохранить существующий несправедливый порядок меньшинство должно всячески разрушать идеологию коллективизма в среде большинства и насаждать индивидуализм: "Разделяй и властвуй".
Похоже, что при феодализме такая проблема не очень сильно стояла перед меньшинством. Возможно, тогда, чтобы держать большинство в узде, хватало силы оружия плюс тогда был очень сильный разрыв в уровне грамотности и образования (а значит и мышления) между аристократией и народом (причины: успешно насаждаемое мракобесие и слабость научно-технического прогресса).
При капитализме положения изменилось. Именно к этому времени и относится расцвет коллективистской идеологии (марксизм: пролетарии всех стран соединяйтесь). Вот тогда действительно остро встала та самая задача разрушения коллективистской идеологии перед меньшинством. Поэтому основная атака на этом фронте приходится именно на 20-й век, в качестве ответа на успехи марксизма.
Я все время имею в виду Европу. Потому что сколько ни восторгайся тем, что китайцы еще бог знает когда изобрели порох и т.п., факт остается фактом: Европа есть вершина и передовой отряд человеческой цивилизации.
Так вот в Европе из всех стран наиболее благоприятная почва для реального воплощения в жизнь коллективистской идеологии сложилась именно в России. Причин этому несколько:
- географическое положение (огромные пространства и место на периферии Европы сильно затрудняли остальным западным странам операции по возращению блудного сына в лоно индивидуализма. Сравните с Францией или Италией),
- историческая судьба,
- православие как специфический оттенок христианской религии,
- наконец, сформировавшиеся во многом благодаря географическим причинам определенные черты характера русского народа.
- может, и другие причины
А может, то, что революция произошла именно в России, было и просто следствием совокупности случайных обстоятельств. Важно то что в 20-ом веке борьба меньшинства по насаждению индивидуалистской идеологии и разрушению коллективистской развернулась уже по двум направлениям:
- против собственного народа (как и раньше),
- против России (как оплота мирового коллективизма).
То что европейские страны всегда хотели прибрать к рукам территорию и ресурсы России – это уже в 20-том веке являлось не главным, хотя и продолжало играть свою роль.
Исходя из всего этого я бы видел основную причину разрушения коллективистской идеологи не в урбанизации, а в разлагающем влиянии запада и собственных представителей меньшинства («из бывших»).